Найти тему
Фонотека в кармане

Frank Zappa. Маргинал от рок-н-ролла. Часть 2

Оглавление

Продолжаем рассказ о великолепном Фрэнке Заппе, первая часть по ссылке.

Эпоха Матерей началась 7 марта 1966 года, когда группа вошла в студию для записи первой пластинки, и не малую роль в этом сыграла Госпожа Удача. Группа сразу же получила средства на запись полноценного альбома. Но когда музыканты начали играть Who a Brain Police? у продюсера Тома Уилсона видимо что-то щёлкнуло в голове, и он понял, что эти парни не так просты. Вскоре от MGM поступили дополнительные средства, и решено было сделать альбом двойным.

Пластинка получила название Freak Out! и сразу разбила прессу на два лагеря. Первые считали Матерей худшей группой в мире, вторые видели в них новый поворот музыкального искусства. Путь был открыт и менее, чем через год вышла вторая пластинка группы, под названием Absolutly Free.

В 1967 году Фрэнк впервые вышел из под знамени Матерей и, заручившись помощью оркестра из 50-и человек, записал свой первый сольный альбом Lumpy Gruvy - авангардную пьесу в двух частях, составленную из плёночных коллажей, этакая:

занятная непоследовательная вещица, которая начиналась, как балет, но, кажется, им не получилась.

В рамках этого альбома Заппа взял на себя исключительно функции дирижёра.

Следующим шагом был выпад в сторону "детей цветов". Альбом We’re Only in It for the Money вышел в марте 1968 года и представлял собой "Сержанта Пеппера" наоборот.

В то время хиппи были на высоте, против них нельзя было ничего сказать. Они были ходким товаром. Их нельзя было осмеивать. А осмеивать и иметь при этом длинные волосы - это просто богохульство.

Здесь было всё: пародии на хиппи, пародия на The Beatles (обложка), да и выпад в сторону рок-музыкантов как таковых (в названии). Когда, много лет спустя, Фрэнка спросили о его ненависти к The Beatles и в частности к их альбому Sgt. Pepper, он ответил:

Я не ненавижу их. Мне просто кажется, что когда я сделал эту пародию, она должна была указать на тот факт, что в то время The Beatles занимались всем этим только ради денег. Все остальные думали, что они - это Бог во плоти. Мне кажется, это неправильно. Они просто были хорошей коммерческой группой.

В том же году Матери, зашифровавшись под вывеской Ruben and the Jets, выпустили пластинку в стиле doo-wop, которую многие критики, видимо из-за предыдущего релиза, сочли такой же пародией, но на этот раз на 50-е. Заппа подобные заявления отрицал:

Это была работа для души. Я считаю, что Ruben and the Jets - очень хороший альбом, но когда он вышел, все подумали иначе.

Как постоянная группа Матери просуществовали 5 лет (с 1964 по 1969 годы), в начале осени 69-го состав был расформирован. Причин тому множество, но одной из главных был профессионализм. В этом вопросе Заппа был очень требовательным.

Первый состав Матерей состоял из бывшего плотника, бывшего рабочего электрической компании, парня, который только что бросил возить на грузовике лес и меня - который только недавно был коммерческим оформителем поздравительных открыток. Так или иначе, первый состав Матерей не умел читать ноты и не имел никакого понятия о размерах помимо четырёх четвертей. Я не был доволен первыми Матерями, как группой музыкантов, но они были единственными людьми, которых я мог получить.

Когда возникал вопрос о воплощении его музыкальных замыслов на сцене, Заппа давал противоречащие друг другу ответы.

Это величайшее, что только существует. Фактически, это единственное, что придаёт всему какой-то смысл" - говорил он о живых выступлениях.

А в другом интервью, когда был задан вопрос о технологиях, которые могли бы избавить процесс воплощения музыки от человеческого фактора, он ответил, что вообще бы не стал организовывать группу.

Но думаю, что нам стоит быть благодарными, что технический прогресс не шагнул так далеко и Фрэнк Заппа всё же выступал с музыкантами.

Mothers of Inventions 1971
Mothers of Inventions 1971

Все последующие составы Матерей носили несколько условный характер, на обложках пластинок можно было встретить самые разные варианты наименований: The Mothers, Zappa/Mothers, Frank Zappa and The Mothers on Invention.

Второй состав группы Фрэнк собрал уже с учётом своих пожеланий и требований. Группа набиралась для воплощения на сцене амбициозного проекта – 200 motels. Но состав оказался более жизнеспособным и продержался до 1972 года. Возможно, что это сотрудничество продлилось бы подольше, но в 1972 Заппа получил серьёзные травмы, когда ревнивый поклонник столкнул его в оркестровую яму, группа осталась без босса.

Заппа же времени зря не терял и погрузился в работу над студийными проектами. Для этого был сформирован состав из 20 человек под названием Grand Wazoo Orchestra. С самого начала этот состав задумывался, как проект, не более. В сентябре даже удалось дать несколько концертов.

The Wazoo заслужила себе место в Зале славы рок-н-ролла, хотя бы потому, что была единственной "новой" группой в истории рока, которая осознавала с самого начала, что слава и популярность "The Beatles" им не грозит. И, кроме того, все её участники совершенно точно знали время и место распада" - шутил Заппа.

Оба релиза, созданные Оркестром (The Grand Wazoo и Waka/Jawaka) попадали под категорию джаз-рок, и позволили творчеству Заппы достучаться, до, не шибко жалующих рок, фанатов джаза. Фрэнк же относился к джазу очень избирательно, и никакого трепета перед ним не испытывал.

Я не любил Чарли Паркера. Я не любил некоторые другие современные джазовые дела. Слушая их, я думал: "Почему людям это нравится? Я этого не понимаю. Мне нравится Чарли Мингус, Телониус Монк, Эрик Долфи. Мне очень нравился Гарольд Лэнд. Ну вот, пожалуй и всё.

Джазовые веяния имели место в творчестве Заппы ещё до создания The Wazoo. В 1968 году Матери выпустили пластинку Uncle Meat.

Этот альбом стал своего рода связующим звеном между ранними альбомами, преимущественно песенными и той, гораздо более основательной музыкой, к которой мы пришли теперь.

Следующим шагом (после Uncle Meat) на джаз-роковой стезе стал альбом, который среди "простых слушателей" считается "лучшим, что записал этот чудак Заппа". Альбом Hot Rats вышел в конце 1969 года, как сольник Фрэнка, и состоял из пяти инструментальных пьес и одной композиции с вокалом Капитана Бифхарта. Заппа называл эту пластинку "фильмом для ваших ушей". Жаль, что к подобной форме маэстро не так часто возвращался.

P.S. в 2019 году вышло шестидисковое издание сессий звукозаписи пластинки Hot Rats.

Параллельно с инструментальными изысками шла работа над более "доступным" материалом, который вскоре принесёт Фрэнку его первые "золотые диски". Речь идёт о пластинках Over-Nite Sensation (1973) и Apostrophe (1974).

Кстати, в композиции Montana на бэк-вокале можно услышать саму Тину Тёрнер. Но музыкальная составляющая не пошла в угоду текстам, поэтому инструментальная часть на этой пластинке, как это всегда бывает у Заппы, выше всяких похвал.

Apostrophe был составлен по тем же лекалам и стал ещё успешнее в коммерческом плане. На этот раз на альбоме появилась инструментальная композиция (заглавная), на которой маэстро помогали Джек Брюс и Джим Гордон (один из авторов хита Эрика Клэптона – Layla).

С тех пор песенная и инструментальная концепции ещё будут шагать вместе. Вторая в итоге перерастёт в опыты с Лондонским симфоническим оркестром и синклавиром. Первая же станет этаким денежным кормильцем, встав в полный рост на пластинках Sheik Yerbouti (1979) и You Are What You Is (1982). Но не стоит искать в этом какой-то коммерческий расчёт. Заппа уже давно замечал, что людям куда интересней альбомы с текстами, а если вспомнить прошлое, то:

Freak Out! полон маленьких коротких песен. Я так начинал.

В 1973 году третий состав The Mothers (известен как Roxy Band) отправляется в путь. Рок-н-ролл был разбавлен джазовыми веяниями, что заметно на прекрасном концертном релизе Roxy & Elsewhere (1974). К этому моменту Матери окончательно превратились в аккомпанемент Фрэнка Заппы. Сам Заппа никогда не чурался составных рокировок, единственное, что угнетало его в таких случаях - репетиции.

Сделать так, чтобы группа звучала, как наша, стоит четверть миллиона долларов. Речь идёт примерно о двух месяцах репетиций - шесть дней в неделю, восемь часов в день.

Гейл Заппа (жена Фрэнка):

Люди, с которыми работал Фрэнк, были лишь наёмными исполнителями, не его соратниками, поймите. Он восхищался людьми, которые были профессионалами и обладали при этом чувством юмора. А его любимой группой была та, с которой он в данный момент работал.

Фрэнк:

По существу это всегда были наёмные работники.

Подобное Подобное отношение Заппы к своим музыкантам создало ему репутацию тирана-диктатора.

Суть дела в том, что я работодатель. Я парень, который должен выписывать им чеки. Когда вы в последний раз слышали о человеке, которому нравится его босс?

Многие музыканты, работавшие с Фрэнком, но в последствие уволенные, нередко кормили прессу негативными отзывами о бывшем боссе, но были и те, кто остался ему благодарен.

Стив Вай:

Работа с Фрэнком - бесконечная цепь открытий и удовольствий, какие только может представить себе настоящий гитарист.

Продолжение следует....

Frank Zappa. Маргинал от рок-н-ролла. Часть 1

Frank Zappa. Маргинал от рок-н-ролла. Часть 3

Frank Zappa. Маргинал от рок-н-ролла. Часть 4

Frank Zappa. Маргинал от рок-н-ролла. Часть 5 (приложения)

Подписывайтесь на канал, будет интересно.