Значимость Платона для всей европейской мысли переоценить невозможно. Он повлиял почти на все сферы, так или иначе затрагивающие мышление, устройство мира, государства и общества, психологию, религию, искусство. Перечислять можно долго, поэтому сразу перейду к его занятной жизни.
На самом деле звали его Аристокл, а Платон («широкий») – прозвище, данное ему за его ширину, в ту пору, когда он еще занимался борьбой (даже местные игры выигрывал). Так что можно сказать, что великий философ всю жизнь проходил под кличкой.
Начало пути
По линии матери приходится потомком самому Солону, так что Платон был царских кровей, и жил до самой смерти на широкую ногу, за что его порицал другой великий философ – Диоген Синопский, считавший, что привязанность Платона к роскоши – признак зависимости от нее и гордыни.
Знатное происхождение позволило Платону вращаться в кругу избранных деятелей искусства, что привело к тому, что он и сам стал писать трагедии и комедии, после чего познакомился с Сократом.
Встреча стала знаковой, и Платон отправил свои творения в огонь, сосредоточившись на философии. После смерти Сократа Платон, уже будучи известным философом, покидает Элладу и начинает путешествовать.
Сиракузский эксперимент
В это время один из приближенных сиракузского тирана Дионисия I пригласил Платона в Сиракузы, зная, что Платон много рассуждает о мудром государе, который бы управлял государством по разумным законам.
На это и был расчёт: Платон должен был перевоспитать своевольного тирана. Но тот оказался весьма смышлен и понял, что ему привезли ментора, который теперь будет поучать его словно дитя малое, и, говоря по-народному, дал ему коленом под зад в направлении Эллады.
Перед этим он, по слухам, дал указание по дороге схватить мудреца и продать его в рабство, сказав, что философ и в рабстве будет счастлив.
Увы, Мойры были на стороне Платона и в рабстве он пробыл недолго, тогда как сам тиран недолго прожил, чашей с вином проложив себе путь в мрачное царство Аида.
Здесь следует несколько забежать вперед, чтобы отметить, что Сиракузы были для Платона то ли кармой, то ли роком, то ли анекдотом, чтобы биография слишком пафосной не казалась.
Примерно через 20 лет после первого неудачного визита в Сиракузы, Платона туда зовет уже сын Дионисия I, который носит имя отца под номером II.
Платон, считая себя носителем высшей мудрости, снова едет туда, рассчитывая, что теперь-то на земле наконец появится государство, где юный тиран будет мудро править, прислушиваясь к тому, кто, конечно же прав (т. е. Платону).
Но в скором времени Дионисий II приходит к тем же выводам, что и его отец, и Платона гонят вон из дворца.
Здесь нужно сделать одно «лирическое отступление», отметив, что Платон еще в начале своей философской карьеры успел пообщаться с пифагорейцами и чему-то у них научиться.
В свете того, что пифагорейцев впору назвать первой сектой, в которой одни говорят, а другие должны только слушать, нет ничего удивительного в том, что вскоре их стали ненавидеть по всей Греции.
Когда же они, будучи, государством в государстве, стали активно лезть во власть, неприятие пифагорейцев усилилось.
И если Платон усвоил не только идеи, но и «некоторые методы» пифагорейцев, логично ожидать, что Дионисий II просто понял, что пригласил к себе не советника, а царя, который будет править вместо него, оставив ему функцию марионетки.
Но через некоторое время Дионисия II берет в оборот другой пифагореец и друг Платона, благодаря которому Платона вновь призывают в Сиракузы учить уму-разуму все того же Дионисия II.
Однако и на этот раз история заканчивается тем же, с тем лишь отличием, что теперь 70-летний Платон уже сам бежит из Сиракуз.
Союз раба и рабовладельца
Вернемся к продаже Платона в рабство. Хозяином философа стал некий Анникерид, который, узнав, кто ему попал в руки, сразу же дал Платону свободу.
Тем временем друзья Платона собрали деньги для его выкупа и вручили их Анникериду. Тот демонстративно отказался от них, но вместо того, чтобы вернуть день тем, кто их собирал, вручил их Платону.
Платон отказываться от них не стал, но и друзьям возвращать тоже не решился. Вместо этого он основал на них свою Академию, а заодно построил себе дом.
В итоге история о рабстве, если она была реальной, а не вымышленной, принесла прибыль и Платону, и Анникериду, который после этого случая стал самым знаменитым человеком в Элладе.
Академия
Место для Академии было выбрано великолепное – всего 2 км от Афин. К тому же на этой земле был по преданию похоронен мифический Академ, получивший землю в подарок от еще более легендарного Тесея, основавшего сами Афины.
Позднее здесь был организован гимнасий для тренировок, далее была проведена вода, насажены деревья, проложены дорожки, поставлены алтари богам, была священная оливковая роща, плюс изваяния богов и героев.
Одним словом, это было очень дорогое, намоленное и нахоженное место, которое к тому времени стало еще и излюбленным местом отдыха для жителей города.
Здесь то Платон и основал свою школу, которая взяла за образец все то же братство пифагорейцев. Ее члены жили и ели вместе, и ежемесячно вносили взносы. Руководил школой Платон, не оставляя этой должности до самой смерти (или никому ее не уступая).
Братство было довольно закрытым, что логично, если учесть, что оно было фактически неопифагорейским по своему устройству. Члены братства жили по строгому распорядку дня.
В число дисциплин входили астрономия, ботаника, математика, литература, но самым главным считались беседы самого Платона. Дополнительно отводилось время для уединения и размышлений.
Платон был похоронен возле своей академии и долгое время это место было местом поклонения. Однако, когда к городу подошел римский диктатор Сулла со своим войском, он, презрев сантименты, приказал вырубить сады, чтобы построить осадные орудия.
Однако слава Платона от этого не померкла, и он продолжал чтиться, хотя его учение и подвергалось критике, порой весьма язвительной, ибо ряд его идей уж слишком походили на слабо доказуемые религиозные догматы.
Истинная ценность Академии все же была не в том, что она сохранила учение Платона, а в том, что там развивались и другие, мене спорные науки.
Просуществовала академия около тысячелетия, пока ее не закрыл византийский император Юстиниан, считавший, что в христианском мире языческие знания не нужны, ибо вредны и противоречат христовой истине.
И лишь по прошествии еще почти тысячи лет, уже в эпоху Возрождения, во Флоренции появилась философская академия, объявившая себя продолжательницей Академии Платона.
Правда, в скором времени неоплатоники вновь столкнутся с гонениями Церкви. Однако на этот раз уничтожить их не удастся и, хотя и с большими потерями, но в итоге неоплатоники выйдут победителями, став одними из тех, кто заложил основы эпоху Просвещения.
Враждебный ученик
Что же до самого учения Платона, то наиболее видным его противником был его же ученик – Аристотель. Именно ему принадлежит фраза «Платон мне друг, но истина дороже».
Разошлись они на почве того, что Платон считал основой мира идеальное, а Аристотель – материальное. Вызывала у него скепсис и знаменитая легенда об Атлантиде.
Как думал Аристотель (и не только он), Платон просто выдумал доселе никому не известную Атлантиду, чтобы хоть чем-то оправдать свою идею об идеальном государстве.
Если Вам понравилась статья – поставьте лайк и выскажите свое мнение в комментариях: нам важно, что думают наши читатели.
Если хотите получить больше интересной информации – переходите на сайт: там Вас ждет много нового!