Всем привет!
После окончания Великой Отечественной войны в СССР началось бурное развитие электрического колесного транспорта. И первым действительно популярным советским троллейбусом стал МТБ-82, о котором я сегодня и расскажу.
Наш герой появился в 1946 г. в тогда еще подмосковном Тушино, на заводе №82 Народного комиссариата авиационной промышленности. Конструкция троллейбуса была традиционной, схожей с той что была у довоенного ЯТБ-1 и его собратьев, но интересно, что кузов изготавливался из алюминиевого сплава.
Надо сказать, что облик, знакомый многим советским гражданам, МТБ-82 получил не сразу. Первые троллейбусы отличались фарами, находящимися по углам кузова:
Лишь в 1948 г. троллейбус модернизировали, в результате чего появилась основная его версия МТБ-82Д:
Салон же троллейбуса не отличался комфортом: заходить в него было неудобно из-за узких дверей и высоких ступенек, внутри 38 сидячих мест, еще примерно столько же пассажиров могли ехать стоя, а под полом располагался электромотор мощностью 80 кВт, которого отчетливо было слышно в салоне. Вдобавок у стоящих пассажиров был плохой обзор из-за низких окон.
В 1950 г. завод №82 получил крупный оборонный заказ, и было принято решение перенести производство троллейбусов в г. Энгельс, на завод им. Урицкого. Внешне троллейбусы, выпущенные в Энгельсе, отличались более крупной эмблемой без крыльев, а также заводскими номерами спереди.
Важная деталь: тушинский завод №82 был секретным предприятием, поэтому выпущенные там троллейбусы не имели заводских номеров. Из-за этого число полного выпуска МТБ-82 оценить сложно.
Одно точно: наш герой получил гораздо большее распространение, чем довоенные троллейбусы. Он стал первым троллейбусом в Минске, Воронеже, Рязани, и конечно же, в моем родном Красноярске:
В других городах к МТБ-82 иногда подцепляли или еще один МТБ, или небольшой прицеп:
На платформе МТБ также изготавливали троллейбусы СВАРЗ-ТБЭС для экскурсий по ВСХВ/ВДНХ, а еще этот троллейбус шел на экспорт в страны соц. лагеря – Болгарию, Румынию, Венгрию и Югославию.
У МТБ-82 было одно достоинство, которого нет ни у довоенных, ни у современных троллейбусов – невероятная живучесть. Ряд экземпляров продолжал работать даже в 70х гг., но тогда же его стали постепенно вытеснять более современные машины – ЗиУ-5 и ЗиУ-9. Последний же МТБ-82 работал в Кутаиси до 1983 г. Т.е. МТБ-82 протрудился немного-немало 37 лет.
Еще один факт из жизни модели. Он стал героем «Песенки о полночном троллейбусе» Булата Окуджавы:
Когда мне невмочь пересилить беду,
когда подступает отчаянье,
я в синий троллейбус сажусь на ходу,
в последний, в случайный.
«Синий троллейбус» в данном случае просторечная кличка МТБ-82, поскольку у подавляющего большинства экземпляров основным цветом был синий.
Троллейбус также нередко мельком показывался в кино:
Но советское кино сейчас редко показывают на телевидении, поэтому сегодня больше известно несколько музейных экземпляров МТБ-82. Все знают московский экспонат (см. фото выше), но также один МТБ сохранился в Питере:
Еще один экземпляр в немного непривычном облике остался в Нижнем Новгороде:
А в Минске установлен памятник этому троллейбусу:
МТБ-82 – одна из машин, ставших символом восстановления огромной страны. Славно проработав не один десяток лет, этот троллейбус до сих пор остается в памяти нашего народа, а поддерживают эту память музейные экземпляры, памятники и советские кинохроники.
А на этом у меня все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и ждите новых статей!