Найти в Дзене
Модная лавка 19 века

«В моде – цвет увядших роз и ткани шанжан»… Вечерние наряды императрицы Марии Фёдоровны начала 1890-х

Я писала о нарядах Марии Фёдоровны, которые она носила в те годы. Но там были в основном дневные. А вечерние ещё красивей.

Самым прекрасным мне кажется вот это платье.

Видимо, про такие наряды писали журналы «Модный свет» и «Вестник моды» в 1893 году:

«Ныне в моде будут следующие цвета: блеклорозовый, цвет увядших роз и все красивые оттени китайской розы»...

«Все ткани шанжан, одним словом все, что переливается и отливает другими цветами, считается последним словом моды»…

Платье императрицы Марии Фёдоровны. Бархат шан-жан, искусственные цветы, кружево. Модный дом Ворта, 1892 год.
Платье императрицы Марии Фёдоровны. Бархат шан-жан, искусственные цветы, кружево. Модный дом Ворта, 1892 год.
  • Шанжан (от французского слова «переменчивый») – ткань «хамелеон» с переливчатым блеском поверхности. Такой эффект получается из-за того, что нити утка и основы окрашены в разные цвета.

В интернете встречается тафта и шёлк шанжан. А вот бархата я не нашла.

Как я понимаю, это и есть цвет увядшей розы или пепельно-розовый. Оба оттенка бархата этого чудесного платья.

Платье императрицы Марии Фёдоровны. Бархат шан-жан, искусственные цветы, кружево. Модный дом Ворта, 1892 год. Деталь.
Платье императрицы Марии Фёдоровны. Бархат шан-жан, искусственные цветы, кружево. Модный дом Ворта, 1892 год. Деталь.

Ниже – вечернее платье из шёлка с бархатными рукавами. Мне кажется, это тоже бархат щанжан.

Интересно, что кружева – бежевые. Такие встречаются и на дневных платьях Марии Фёдоровны.

Я где-то читала, что кружева в эти годы иногда красили в бежевый. Чтобы они смотрелись благородней, как бы под старину.

Мария Фёдоровна и мода 1890-х. Наряды из муара и бархата.

Платье императрицы Марии Федоровны. Шелк с тканым атласным узором, бархат, кружево. Париж, Модный дом Ворта, середина 1890-х.
Платье императрицы Марии Федоровны. Шелк с тканым атласным узором, бархат, кружево. Париж, Модный дом Ворта, середина 1890-х.

Бальное платье, непохожее на две предыдущих. Оно из брокара (разновидность парчи, глазет).

На платье – модерновский узор в виде цветов орхидеи. На лифе – драпировка из бархата песочного оттенка.

Платье бальное императрицы Марии Федоровны, 1892-1893 годы. Париж, Модный дом «Morin-Blossier». Брокар, бархат, шелковая сетка, бисер.
Платье бальное императрицы Марии Федоровны, 1892-1893 годы. Париж, Модный дом «Morin-Blossier». Брокар, бархат, шелковая сетка, бисер.

Красное платье является «платьем-трансформером». Такие модели появились в 1880-х.

У платья – съёмный верх. Оно может быть и вечерним, и дневным.

Непонятно, зачем такие наряды императрице. Но, по моим впечатлениям, платья-трансформеры шили как раз для богатых. Это была модная причуда, не имевшая цели сэкономить.

Визитное платье императрицы Марии Федоровны. Париж, Модный дом Ворта. Бархат, атлас, кружево, серебряная и шелковая нити, металлический и стеклянный бисер, стразы. Фотография с сайта Эрмитажа.
Визитное платье императрицы Марии Федоровны. Париж, Модный дом Ворта. Бархат, атлас, кружево, серебряная и шелковая нити, металлический и стеклянный бисер, стразы. Фотография с сайта Эрмитажа.
Вечерний вариант платья на фотографии выше.
Вечерний вариант платья на фотографии выше.

О платье в рыжих тонах нет информации на сайте Эрмитажа, хотя оно должно там храниться.

В интернете оно с датировкой «1880-е». Поэтому оно не совсем в тему здесь. Но хочется его разместить, так как оно прекрасно. И я бы поставила дату «1890 год» по его фасону.

Вечернее платье императрицы Марии Фёдоровны. Около 1890 года.
Вечернее платье императрицы Марии Фёдоровны. Около 1890 года.

Капот Марии Фёдоровны тоже не в тему, поскольку относится к домашней одежде (разновидность халата). Но не размещать же отдельной статьёй.

И он сшит по моде начала 1890-х. У него такие же рукава, как у платьев «на выход», высокий ворот и изысканная отделка.

  • Интересно, что Марии Фёдоровне шли наряды разной цветовой гаммы. Как цветотипа «зима», так и цветотипа «осень». Как яркие, сочные цвета, так и нежные, мягкие, дымчатые…

А может, она просто любила разнообразие. И не боялась одеться не совсем к лицу. Жизнелюбивая, смелая натура…

Капот Марии Фёдоровны. Шелк, тюлевое кружево, атлас. 1892 93 годы, Франция.
Капот Марии Фёдоровны. Шелк, тюлевое кружево, атлас. 1892 93 годы, Франция.

Роскошные вечерние платья конца 19 века.

Императрица Мария Фёдоровна и женская мода 1880-х. Фотографии, платья и туфельки.

Не забывайте ставить лайки, если вам понравилась статья. И подписывайтесь на канал!