Найти тему
Библиотекарь

Смех и слезы Сарры

На фоне родословных Ветхого Завета, где фигурируют в основном мужские имена и формула "Авраам родил Исаака" выглядит вполне естественно, упоминание женщины уже событие. Надо быть очень значимой личностью, чтобы попасть в список генеалогического древа. Сарра - жена Авраама как раз и является такой личностью. Ее имя сопровождает читателя книги Бытие на протяжении двенадцати глав, начиная с одиннадцатой и до двадцать третий.

Что особенного сделала эта женщина, что удостоилась такого внимания? Особенно это выглядит удивительным в контексте лаконичности библейского рассказа, когда отмечаются особенно значимые события и опускаются подробности, коих подчас не хватает для полноты картины. Тем не менее Сарра занимает завидное положение в библейской истории и определенно ее роль в зарождении целого народа играет не последнюю роль.

С начала путешествий Авраама и его семьи, Сарра является неизменным спутником и появляется практические везде. Если рассматривать статистику, то ее имя в оригинале встречается более 30-ти раз, и именно это можно считать самым упоминаемым именем женщины в Ветхом Завете.

С ней связаны ряд происшествий, чуть не стоивших жизни самому Аврааму. Как известно, Сарра была очень красива. Трудно сказать, какие стандарты красоты существовали в то время, но на нее обратил внимание сперва фараон Египта, а затем герарский царь Авимилех. В обоих случаях не обошлось без вмешательства свыше, и Бог возвращал жену своему законному мужу. Это конечно не делает чести Аврааму, но не нам его судить.

Эта супружеская пара долгое время оставалась без наследника, что делало жизнь Сарры особенно печальной. Учитывая возраст, а они уже были в летах преклонных, на момент выхода из Ура Халдейского обоим было далеко за 70, и о детях по всем параметрам надо было забыть. Тем не менее, однажды Бог обещал патриарху, что от него родится сын и потомков будет как звезд на небесном склоне.

Время шло, а наследник не появлялся.

Сарра, как типичная женщина тех времен, испытывала целый комплекс проблем в связи со своей бесплодностью. Особенно остро этот вопрос возник после рождения Измаила от рабыни Агарь. Этот момент отражен в новозаветных посланиях апостола Павла, который в свою очередь проводит богословский анализ и в качестве идеи оправдания верой, приводит случай рождения Измаила в противовес обстоятельствам рождения Исаака. Но это совершенно другая тема.

Наша героиня испытывала стыд и позор, и думаю, постоянно металась между желанием иметь своего ребенка и попытками сделать угодное мужу и получить наследника любыми путями. Но ее планам не суждено было сбыться, все они привносили лишь раздор в семейную жизнь.

Когда Сарре исполнилось 90 лет, и все мечты о сыне испарились, произошло то, о чем она уже перестала мечтать.

Наконец родился ее первенец.

Минуя обстоятельства рождения Исаака, (об этом можно прочитать в 21-ой главе книги Бытие) мы подходим к самым интересным обстоятельствам жизни этой семьи.

Прежде всего необходимо отметить, что Авраам и Сарра считали рождение Исаака фактом делающих их посмешищем в глазах других людей. Вот пару текстов в подтверждении этой мысли.

"И пал Авраам на лице свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит?" (Быт. 17:17)

" Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось. Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар." (Быт. 18:11-12)

И еще один.

" И сказала Сарра: смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется." (Быт. 21:6)

Не знаю, что так забавляло Сарру, но само имя Исаак буквально означает "смех".

Если бы я на улице увидел пожилую семейную пару с детской коляской и узнал, что это не внук или правнук, а ребенок этой семьи, то по меньшей мере испытал недоумение или сожаление. Хотя, наверное, стало бы смешно от того, что эти двое каким-то образом завели ребенка, да еще в таком возрасте. Если, конечно, судить человеческими мерками. Сам факт был удивителен, если не чудесен. Согласитесь, сегодня никакая клиника репродукции не поможет столь великовозрастным людям в их стремлении иметь ребенка естественным путем, без ЕКО. Вмешательство Бога, не иначе. В этом то и состоял весь план, с самого начала.

Второй момент, который я обнаружил совершенно случайно, читая сегодня утром книгу Бытие, что, собственно, и сподвигло меня на написание данной темы.

Всем известна история с приношением Исаака, как того велел Бог Аврааму. " Бог] сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе." (Быт. 22:2)

Иосиф Флавий в книге "Иудейские древности" говорит, что Исааку было 25 лет, когда его отец сказал о намерении Бога, стать жертвой. Также он сообщает о том, что ни Авраам, ни Исаак, не сказали матери о цели их путешествия к горе Мориа.

Подробности мучений и бессонных ночей отца, неосведомленности матери, к сожалению, не содержится на страницах Писания. Мне почему-то кажется, что это были не простые решения и достаточно мучительные дни для Авраама. Удивляет еще тот момент, что Исаак в последний момент узнает о решении отца принести его самого в жертву. Удивляет его покорность и согласие. В последний момент Бог остановил Авраама, взамен предложив овна, (кстати еще одна богословская составляющая, корнями уходящая в учение о заместительной жертве).

Что происходило в душе матери? Осмелюсь предположить - она была в крайнем негодовании и состоянии шока, после того как отец и сын вернулись из своего похода. Меня не покидает мысль, что она в конечном итоге узнала, что на самом деле произошло там, на горе и это явилось причиной переселения в другой город, в пятидесяти километров от прежнего места жительства.

Вот два интересных текста.

"И возвратился Авраам к отрокам своим, и встали и пошли вместе в Вирсавию; и жил Авраам в Вирсавии." (Быт. 22:19)

"Жизни Сарриной было сто двадцать семь лет; и умерла Сарра в Кириаф-Арбе, что [ныне] Хеврон, в земле Ханаанской." (Быт. 23:1-2)

Вирсавия (она же Бэер-Шева), где жил Авраам после событий с Исааком и Хеврон (Кириаф-Арбе) где умерла Сарра это два разных места и между ними примерно 50 километров. Возникает закономерный вопрос, как получилось так, что эти неразлучные муж и жена живут в двух разных городах, номинально оставаясь семейной парой?

Особенно остро этот вопрос выглядит на фоне сообщения о смерти Сарры.

"и умерла Сарра в земле Ханаанской... И пришел Авраам рыдать по Сарре и оплакивать ее." (Быт. 23:2)

Думаю, что события с любимым и единственным сыном не прошли бесследно для матери, так долго и отчаянно ожидавшей появления своего ребенка. Нам не дано узнать на сегодняшний день, что на самом деле явилось причиной такого положения дел, но смех сменился на слезы.

Несмотря ни на что, Авраам горячо любил свою жену. Весть о смерти повергал его в глубокую печаль. Он пришел и оплакивал свою неизменную спутницу, проделавшею столь длинный путь на всем его протяжении. Дабы почтить память своей жены, он купил поле и пещеру, где и похоронил возлюбленную, отдав последнюю дань памяти о ней.