13 ноября 1984 года по Центральному телевидению начался показ пятисерийного художественного фильма "Предел возможного", снятого по одноименному роману Иосифа Герасимова. Второй фильм, где прототипом главного героя был легендарный нарком танковой промышленности во время Великой Отечественной войны, директор знаменитого "Танкограда" Исаак Зальцман.
В первом фильме "Битва в пути", снятом по одноименному роману Г. Николаевой, директор тракторного завода Вальган,чьим прототипом служил Зальцман, изображен в качестве консерватора, очковтирателя, интригана. Социальный заказ после ХХ съезда требовал образ "сталиниста"- консерватора, и Николаева с Басовым создали его. И очень талантливо он был воплощен актером М.Названовым.
Но вот фильм "Предел возможного" снимался уже совсем в другое время. А время это поначалу окрестили "застоем", а потом как-то само собой многие пришли к выводу, что лучше, чем в "застое", наша страна никогда и не жила. И одна из причин такой жизни, на мой взгляд, в том, что народ делом занимался, а не боролся 24 часа в сутки с "кровавым сталинским режимом". Другие задачи были тогда у партии, правительства и советского народа. Обеспечить безопасность страны, привлекать новых союзников, делать так, чтобы советский народ уверенно смотрел в свое будущее.
И никакой борьбы со "сталинизмом". Да, это было, но партия осудила это явление, и надо двигаться дальше. И никто не страдал от неразрешимого вопроса - два, десять, сто или двести миллионов человек были расстреляны лично Сталиным. Вот только вопрос - где же могилы этих, ну хотя бы,100 миллионов.
Да, народ интересовался темой "репрессий", эта тема была покрыта налетом таинственности, а какая же тайна не привлекает. Но не было, не было никакого ажиотажа. Наверное, потому, что большинство населения еще жили при Сталине и имели свое мнение об этом времени. Это сейчас, как говорится. "чем моложе блогер, тем он сильнее страдал при кровавом сталинском режиме."
Вот и в "Пределе возможного" в отличие от "Битвы в пути" вы не найдете ни "сталинистов", ни бюрократов-партаппаратчиков. А есть в этом фильме только трудовой подвиг советского человека, который на пределе возможного, а если надо и за его пределом, делает, то, что, как минимум, раз в сто лет делали в России - спасает страну от смертельной угрозы.
Главным героем фильма является Игнат Матвеевич Ремез. Рядовой инженер на механическом заводе в Уральске проходит все ступени профессионального роста. Мастер, начальник цеха, главный инженер.
Роль Ремеза играет Виталий Соломин. Это его бенефисная роль. Соломин присутствует на экране 90 процентов экранного времени. Все остальные герои вращаются вокруг него, как маленькие планеты вокруг Солнца.
Роль возрастная. Надо сыграть промежуток с 1938 по 1978 годы. И роль Соломину удалась.
Но начинается война, и на небольшой уральский механический завод эвакуируют танковое производство и завод дизельных двигателей. И дается приказ в течение трех месяцев наладить выпуск танков. На то что в мирной время требовалось годы, в военное время должны выполнить за три месяца. Самодурство, волюнтаризм Сталина? Или же это просто надо сделать, иначе страна погибнет?
Получив этот приказ, директор завода Долгов стреляется. В двадцать лет он был комдивом на Гражданской.Почему застрелился? Он написал это в предсмертной записке: "Если не можешь выполнить то, что должен- жизнь не имеет смысла". Трусость? Глупость? Нет, высокое чувство долга и чести. Он не может опозорить свое честное имя тем, что провалит порученное задание. Такие это были люди.
Жесткий и справедливый руководитель. Ремез очень многое взял от него. Долгова играет Андрей Болтнев. Это его второе появление на экране. после "Торпедоносцев", где у него тоже эпизодическая роль.
И в три часа ночи, прямо из кабинета директора, где НКВД проводит осмотр места происшествия. Ремеза вызывают в обком. С ним будет разговаривать товарищ Сталин.
Молодой веселый мастер, начальник цеха исчез. Появился жестокий и беспощадный директор, который будет незамедлительно снимать за малейшее упущение, такое ничтожное в мирное время, но недопустимое в военное, старых руководителей, и ставить молодых, но более ответственных. Соломин очень сдержанно выстраивает здесь образ Ремеза. Его Ремез внешне не истерит, не кричит на подччиненных. Он тихо спрашивает и тихо отдает командыы. Но это тот случай, когда начальник лучше бы кричал и оскорблял, чем вот вежливо спрашивал и отдавал распоряжения. Это воздействует гораздо страшнее.
Своего институтского друга, начальника цеха, за то, что тот отопьет последний глоток спирта из фляжки, а этот спирт друг раздал для согрева рабочим, которые работают на 40-ка градусном морозе, отправит на земляные работы и тот там обморозится, чуть не потеряет руки. Руководящий ИТР состав на планерке заставит снять валенки, которые предназначены для рабочих, работающих на улице, и босиком погонит на работу по снегу. Свою правую руку, зама по МТС за то, что тот грубо разговаривает с рабочими, отправит разгружать дрова. И через два месяца первый танки вышли из сборочного цеха.
Все это реальные эпизоды из жизни Исаака Зальцмана которые записал Иосиф Герасимов.
И еще один персонаж из этого фильма - ученый и конструктор, учитель Ремеза инженер Куликов в исполнении Е. Евстигнеева. Очень наглядный пример того, почему создавались т.н. "шарашки", особые конструкторские бюро в системе НКВД. А чтобы заставить ученых работать.
Сначала Куликов сомневался, что танковый завод вообще будет создан. Правда, потом за выпуск первых танков его, как главного конструктора, наградили орденом.
Но вот поступила просьба от т. Сталина за три месяца сделать самоходную артиллерийскую установку, чтобы бить новейшие немецкие "тигры". И Куликов практически отказывается так быстро это сделать.
И вот каким образом этих "доцентов с кандидатами", которые все в науке, можно было заставить быстро и качественно работать на оборону? Им годы нужны, чтобы то-то придумать, а немец ждать не будет. У него уже "тигр" есть. Вот и лепили ученым срока и отправляли в "шарашки", чтобы стимул был быстрее освободиться. Придумаешь что надо - вот тебе орден, вот тебе Сталинская премия и досрочное освобождение со снятием судимости. И чтобы ничто их не отвлекало от поставленной задачи. И ведь сделал Куликов за три месяца САУ,
Прообразом Куликова был один из первых советских танковый конструкторов С.А.Гинзбург. В 1943 г. он создал САУ-76, которая вызвала резкую критику на фронте своими конструктивными недостатками. Ее прозвали в войсках "Прощай, Родина". Зальцман, как нарком танковой промышленности, создал комиссию по изучению вопроса с САУ-76, заключение отправил т. Сталину. Тот отдал указание - Гинзбурга никогда больше к конструкторской работе не подпускать, отправить в действующую армию. Гинзбурга назначили помпотехом танковой бригады и в августе 1943 года он погиб на Курской дуге.
В фильме же Куликов выезжает на фронт, чтобы проверить жалобы на его танк. И гибнет во время артобстрела. Кстати, в 1949 г., когда рассматривался вопрос о снятии Зальцмана с должности директора ЧТЗ и исключении из партии, то звучали обвинения в том, что он по своему самодурству отправил ценного ученого - конструктора на фронт, где тот и погиб.
Но вот в "Пределе возможного" тема снятия Ремеза с должности и исключения его из партии дана очень кратко и сильно смазана. Если в "Битве в пути" послевоенной деятельности директора Вальгана посвящен двухсерийный фильм, то в "Пределе возможного" максимум десять минут, и то эти минуты показывают заседание комиссии их Комитета Партийного Контроля в 1949 г.
Не было у Герасимова задачи обличить Зальцмана. Наоборот, он им восхищается. Поэтому и причины снятия Ремеза не очень убедительно звучат в фильме. Получается Ремез невинная жертва. Но вот Зальцмана то сняли по делу.
А дальше уже начинается очень качественная мелодрама. Вот такое сочетание героической "производственной" драмы и мелодрамы этот фильм Отправляют Игната Матвеича в захолустный, полудеревенский Ярск мастером на маленький заводик.
Но все-таки дождался. Через восемь лет, за которые, где он только не работал - и рабочим на металлургическом заводе, и в геологической партии. Старый друг, бывший первый секретарь обкома, а ныне замминистра, нашел его в геологической экспедиции и предложил стать директором металлургического завода в том же Ярске.
И начался новый этап в жизни Ремеза. И он стал другим. Новые условия требуют нового стиля руководства. И он уже не тот жесткий до жестокости, требовательный до беспощадности директор танкового завода, от которого из-за его жестокости и беспощадности ушла жена. Теперь он изменился, стал мягче и внимательнее к людям.
Кстати, о женщинах. Как только Ремеза сняли и отправили мастером в деревню, то в его жизни появились женщины. Сначала местная жительница Дарья. Ремез даже стал с интересом заглядываться на нее. А там есть на что приятно посмотреть.
А потом в него влюбилась жена его друга Лена, лет на двадцать его младше. А он влюбился в нее. И отбил жену у друга.
В общем, перед нами совсем другой герой, чем в "Битве в пути", хотя прототип у них один. Разные задачи ставили перед собой авторы, поэтому и получились разные герои. У Галины Николаевой - это голая схема консерватора, приспособленца и интригана, она и в глаза то не видела прототип Вальгана. Только выдающееся исполнение роли Михаилом Названовым дает Вальгану плоть и кровь, и даже вызывает к нему некоторую симпатию.
А вот Иосиф Герасимов ударился в другу крайность. Он был настолько очарован своими беседами с Зальцманом, что сгладил одни, не очень красивые поступки в его жизни, о других умолчал. Но кто же его упрекнет. Автор любит своего героя. И потом это художественное произведение.
Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.