Найти тему
Стихия Высоцкого

Трое месяц в корыте. И это не выдумка поэта

С капитаном теплохода "Шота Руставели" Александром Назаренко Владимира Высоцкого связывали давние дружеские отношения. Не один раз Владимир с Мариной отдыхали на борту его лайнера. За время круиза В.Высоцкий обычно давал один или два концерта для пассажиров и команды, в остальное время отдыхал, набирался новых впечатлений и сочинял стихи и песни.

август 1971 г. Чёрное море. Круиз на теплоходе "Шота Руставели". А. Назаренко, М. Влади, В. Высоцкий. Фото: Л. Хлебников
август 1971 г. Чёрное море. Круиз на теплоходе "Шота Руставели". А. Назаренко, М. Влади, В. Высоцкий. Фото: Л. Хлебников

Чаще всего Высоцкий находился на судне в качестве "личного гостя капитана", бывал на мостике, наблюдал за работой капитана, штурмана, команды. А. Назаренко вспоминал, что гость не пропустил ни одной швартовки - сложного и ответственного момента в жизни пассажирского судна (да и любого судна в принципе). А как он умел впитывать информацию, всем известно. Поэтому обилие морских терминов в стихах и песнях, родившихся под впечатлением от путешествий, не выглядят чужеродными и интуитивно понятны даже далеким от морского дела людям.

По швартовому расписанию
Занимает команда места.
Я на мостик иду за компанию
Вдоль по палубе – красота!
Не участвую я в этом рейсе...
(из чернового варианта стихотворения "Может быть, моряком по призванию" )

26 или 27 августа 1971 года в музыкальном салоне теплохода "Шота Руставели" состоялась премьера новой песни.

«Вы простите, эту песню я буду петь по бумажке, потому что она только-только что сделана. К сожалению, я её ещё просто не знаю. Написано на ней: "Дорогому капитану Назаренко Александру Николаевичу и его такому же дорогому экипажу, и не менее дорогому судну посвящаю песню, которая называется "На отход и приход"».

Варианты, черновики текста здесь: https://vk.com/page-50031359_48259086

Об обстоятельствах появления песни А. Назаренко рассказывал так:

Песню "Лошадей двадцать тысяч в машины зажаты... " он написал на "Шота Руставели", написал лично для меня. У меня хранится оригинал этой песни, написанный рукой Володи. Это он мне сам подарил и ещё кораблик на листке пририсовал.
А как песня появилась, я Вам сейчас подробно расскажу. Мы заходили в Новороссийск. Все мы были на мостике – я, Володя, Марина и ещё был Зиновий Высоковский. Вы знаете, возможно, что в Новороссийске есть такой ветер местный – бора, страшный такой ветер, срывающий с места камни.
Опытным капитанам разрешалось, на их усмотрение, заходить в порт без лоцмана. Когда заходили в порт, ветер был в правый борт. Надо в определённые точки отдать якорь. Якорь задерживает нос, а корму очень быстро разворачивает, и судно становится носом к ветру. Надо сделать так, чтоб корма прошла причал, надо ещё потравить якорь четыре-пять смычек, а потом уже буксир по команде капитана подрабатывает, подталкивает корабль к причалу. Когда выходить из бухты, надо смычек семь якоря выбрать, каждая смычка длиной 23 метра.
Высоцкий всё это наблюдал, стоя на мостике, у него всё лицо было в пыли, но он до конца отстоял. И Володя эти впечатления хватанул. Он такой, знаете, был очень цепкий в этом плане.
(из беседы с М. Цыбульским, 2005 год)
- Его способность чувствовать переживания другого человека я ощутил на себе. Однажды мы в сложнейших условиях входили в порт, мозг капитана в такой ситуации работает как компьютер и напряжение достигает высшего предела. Володя был на мостике. Я почувствовал, что он пристально следит за моими командами и эмоциями, оглянулся на него, и понял, что в эти минуты он чувствует все, что чувствую я... (А. Назаренко, из интервью 2016 г.)

И команды короткие, злые
 Быстрый ветер уносит во тьму:
 «Кранцы за борт! Отдать носовые!»
 И — «Буксир, подработать корму!»

Попала в песню и история, случившаяся в апреле 1971 г. В открытом океане экипаж "Шота Руставели" спас терпящих бедствие яхтсменов. Оказалось, яхтсмены и киты не поделили океан. Яхта затонула, а её экипаж оказался практически без пищи и воды на крошечном плоту посреди океана.

Так и есть: трое — месяц в корыте,
 Яхту вдребезги кит разобрал...
 «Да за что вы нас благодарите?
 Вам спасибо за этот аврал!»

Робинзонада длилась 24 дня, прежде чем их заметили и спасли. Это было чудом. На фото видно, что для плавсредства, на котором эти мужественные люди продержались почти месяц, даже наименование "корыто" - преувеличение.

Благодаря М. Цыбульскому, опубликовавшему сканы статьи из журнала "Советское фото", мы можем узнать подробности спасения невезучих яхтсменов.

Вот что написано в статье:

В редакцию пришел кон­верт с фотографиями от моряков океанского лайнера «Шота Руставели».
В конверте — вырезка из судовой многотиражки «Компас».
«В 16.00 смена вахт. Координаты 10 градусов 02 минуты южной широты, 131 градус 27 минут западной долготы. До берегов Панамы 3400 миль.
Как всегда, четко несет вахту пожарный матрос Анатолий Захарович Козаченко. Меткий натренированный глаз бывшего партизана соединения Ковпака выхватил из синевы океана вспышку ракеты и слабый дымок.
В момент сдачи вахты на мостике находились вторые штурманы В. И. Стрекачев и Г. К. Завирюха. Матрос А. 3. Козаченко докладывает обо всем вахтенному помощнику В. И. Стрекачеву, который быстро берет пеленг и выполняет нужный маневр. Тревога — «Человек за бортом!»
Дальнейшие действия на мостике по спасению терпящих бедствие осуществлялись вахтенным помощником Г. К. Завирюхсй под руководством капитана Александра Николаевича Назаренко.
Главный механик Георгий Яковлевич Ермошкин руководит подготовкой к реверсам.
Ветер 5 баллов, крупная океанская зыбь.
Через несколько минут на судно доставлены трое спасенных: Эрих Нейдхард, 41 год, преподаватель, Зигфрид Швайгхофер, 31 год, экономист, и Вольфганг Штельтинг, 31 год, инженер, все граждане ФРГ, спортсмены».
Телеграмма с борта «Шота Руставели»:
«Господину Гюнтеру Бенерсхаузену.
Редакция.
2000 Гамбург 36.
Кайзер Вильгельм Дамм.
5 апреля 1971 г. среди ясного неба столкнулись с нами два кита. Пробоина в середине судна 70х30 см. Заделка пробоины не удалась. 90 литров воды, овсяные хлопья и три бутылки виски упали за борт. Одна разбилась и сделала пробоину в спасательном плоту. Четыре дня мы находились в воде на плоту, пока смогли заделать пробоину. Рацион питания в день в общем: 100 граммов овсяных хлопьев, 1 литр воды, два кусочка сухаря; сон только в полусогнутом положении.
Первые дни неспокойные. Волны 4-5 метров, 60-минутный дождь с ветром до 6 баллов. Лодчонка тонула однажды. Тяжелая работа. Беспокойное, нервное состояние. Стараемся двигаться к Маркизским островам. Опасность на севере проходит мимо, в связи с юго-восточным пассатом. Лодчонка под парусом и плот на буксире. Черепашья скорость. Бессилие может оказаться смертельным. На 24-й день — судно. Послание бога. Ракета вверх, факел. Судно поворачивает к нам. Мы плачем. Русское пассажирское судно «Шота Руставели». Очень хороший спасательный маневр. Дорога на Саутгемптон. Помещены в лазарет. Хорошо осмотрены. Врач, офицеры, персонал, капитан Александр Назаренко, старший помощник капитана Виталий Лобачев, пассажирский администратор Виктор Шило (говорит по-немецки) полны внимания. Получили хорошую медицинскую помощь. Слабы, но полны жизни. Скорейшим путем возвращаемся домой.
С приветом Швайгхофер».
Ред.: Эпизод спасения не­мецких путешественников был запечатлен на пленку корреспондентом А. Глазковым с борта «Шота Ру­ставели». Некоторые из сделанных им снимков мы публикуем здесь. Пользуясь случаем, мы выражаем благодарность капитану «Шота Руставе­ли» А. Назаренко за инте­ресное письмо и снимки, присланные в редакцию, и передаем привет всему экипажу теплохода.
На борту советского лайнера (слева направо): Эрих Нейдхард. старший помощник капитана В. П. Лобачев, Вольфганг Штельтинг, капитан теплохода А. Н. Назаренко и Зигфрид Швайгхофер. Фото: А. Глазков
На борту советского лайнера (слева направо): Эрих Нейдхард. старший помощник капитана В. П. Лобачев, Вольфганг Штельтинг, капитан теплохода А. Н. Назаренко и Зигфрид Швайгхофер. Фото: А. Глазков

Капитан, чуть улыбаясь,
Кинул тихо: «Молодцы!» —
Тем, кто, с жизнью расставаясь,
Не хотел рубить концы.

У истории со спасением немецких яхтсменов было продолжение:

– Да, было. Уже в следующем рейсе, у входа в Панамский канал к нам на судно зашел с визитом генеральный консул ФРГ и, отведя меня в сторонку, сказал, что от правительства ФРГ мне хотят подарить «Мерседес». Ну, ты помнишь те времена, это был бы конец карьере и любимой работе. Я отказался. Тогда мне подарили именные золотые часы с выгравированной надписью от правительства ФРГ «За спасение утопающих». Я их храню до сих пор. (А. Назаренко, из интервью 2016 г.)

Я думала, что это редчайший случай, но, готовя публикацию, выяснила, что яхты и небольшие лодки страдают достаточно часто. За последние 60 лет известно более ста документально подтвержденных случаев столкновения. И не все они заканчивались благополучно не только для китов, но и для людей. В 2015 году туристка в Мексике погибла при столкновении кита и туристического катера. Только не надо думать, что все киты - убийцы. Кит, всплывая, может просто не видеть и не слышать суденышко. Может просто отдыхать на поверхности, а судно напорется на невидимое препятствие, особенно в тумане или ночью. А может, кит просто хочет поиграть, ибо брачный период у него. В 2010 году сорокатонная тушка решила перепрыгнуть через яхту (есть даже видеозапись этого момента). К несчастью, яхта шла под парусами. Прыгун снес и паруса, и мачты, и сам пострадал. Поэтому, отправляясь на морскую экскурсию, будьте осторожны. Вам интересно на них смотреть, а им может быть интересно посмотреть на вас :) И лучше бы любопытные особи держались друг от друга на расстоянии.

Статья "Опасные игры с китами" для тех, кто заинтересовался вопросом.

Историю лайнера "Шота Руставели" можно прочитать на канале Андрея Ковалева --> здесь.

О Высоцком вспоминает Александр Николаевич Назаренко / беседовал М. Цыбульский (2005 г.) // Владимир Высоцкий. Каталоги и статьи

Капитан Александр Назаренко из Флориды вспоминает свою дружбу с Владимиром Высоцким // Русская Америка. - 2016. - 22 авг.

Спасибо, что прочитали. Если вам понравилась статья, познакомьтесь с другими материалами канала: Каталог статей "Стихии Высоцкого" . Лайки, подписка и комментарии тоже лишними не будут. Дзен требует активности подписчиков. C'est la vie.