После праздника Первой проповеди Асаха буча (Асалла пуджа) наступает время поста в буддистских монастырях.
Именно в монастырях, так как для обычного буддиста-мирянина сам пост не несёт особой нагрузки. Праздник Асаха буча настолько важен в буддизме Тхеравада, что признан государственным праздником и выходным днём. Каждый мирянин знает, что это начало поста, старается выполнить какие-то обряды, дать себе на это время определённые обеты, но на все три месяца буддист не особо ограничен в своих действиях, кроме как выполнять строго пять заповедей. А вот для монахов есть дополнительные ограничения - нельзя уходить из монастыря. В это время усиленно изучаются буддистские тексты, особенно молодыми монахами.
Во время моей работы с туристами, иногда возникал вопрос, как же они не выходят из монастыря, когда утром их можно увидеть на сборе подаяний. И действительно, выход на пинтабат никак не отменён, а вот странствия в это время под запретом. Дело в том, что в далёкие времена в прошлом жизнь монашества строилась больше на странствиях по городам и весям, миссионерская деятельность и духовная помощь населению. В сезон дождей такие перемещения затруднительны, поэтому монахи оставались в какой-либо обители до его окончания. Тем более, праздник, тем более в северных и северо-восточных провинциях ощутимое похолодание. Так и сформировался этот трёхмесячный пост с дополнительной пользой всем.
Те кто интересуется буддизмом и бывали на Асаха буча, видели специальное приспособление на газовой горелке для отливания больших свечей. Свет Истины Учения - это символ. Свеча в монастыре должна гореть всё это время до окончания поста - Ог Панса. Даже в парке Нонг Нуч я видел такие свечи и кусочки воска в виде небольших дисков, которые каждый может с молитвой опустить в аппарат, ну и... пожертвование монастырю сделать. Пожертвования монастырю в этот период особо приветствуются и несут на себе отдельный смысл - эти срредства идут именно на монастырь, на его благоустройство и поддержание жизненных функций, как то свет, вода и прочее...
Термин Кхао панса переводится как "зернышко риса", подразумевается аскетизм в питании материальном и упор на питание духовное. Ог панса - выход из пансы. Он будет в конце октября. И если в обычное время бъют в колокол не во всех монастырях, то во время поста колокол обязательно извещает наступление утра в четыре часа, и к вечерней молитве в восемнадцать часов. В Лаосе я слушал и колокол на отход ко сну в двадцать один час.