Владимир уже сто лет не проводил время так странно. Всё было непривычно, и маленький, по его меркам, дом, и то, что сын совсем не вписывался в его привычное восприятие. Да и мама тоже. Он, разумеется, помнил о ней. И помнил, и любил, но всерьёз давно не воспринимал. Ну, что там… врач. Что она там могла заработать… Но вот не было ощущения, что её это как-то тревожит. Надо же! Деньги его так и не трогала! Он и сердился на неё, и испытывал нежность.
-Даже не задумалась – вот, всё что у меня есть – оно твоё! Ой, мама-мама.
Он сидел на крыльце и пытался понять, как ему теперь дальше жить. С бизнесом всё нормально. Деньги на месте, заказчики, поставщики, работа - всё будет как обычно.
Имущество пострадает от очередного развода, но не сильно. После развода с матерью Мишки, Владимир сделал выводы и подстраховался.
-Мне ещё повезло, что Яна не из тех, кто старается последнюю шкуру содрать! – вспоминал он. – Да, имущество поделили, но она так торопилась выйти замуж, что особенно не изгалялась. Кроме того, ей Мишка не нужен, вот она и старалась меня не злить, чтобы я её не заставил с собой сына забрать.
С Никой он подписал контракт – делится только недвижимость, нажитая в период их брака, бизнеса раздел никак не касается. Ника, конечно, принимала оскорблённый вид, рыдала, пищала о том, что у неё нежная бескорыстная и трепетная любовь, мол, за кого он её принимает, но Владимир настоял и очень этому радовался.
-Правда, деньги, потраченные на дом в Испании, откровенно жаль! Вот ведь как угораздило… Два года держался, а тут, расслабился из-за вранья про то, что она беременна, - он начал прикидывать как бы сделать так, чтобы ей ничего не досталось. Но быстро оставил эту затею, и вовсе не потому, что на него напал приступ великодушия, просто при одном воспоминании о Нике становилось нехорошо, словно подкатывала тошнота, а сердце опять напоминало, что оно у него имеется.
-Что ты хмур, как день ненастный? – голос мамы, цитирующий что-то смутно знакомое, заставил вынырнуть из раздумий.
-О разводе думаю.
-А что о нём думать? Разведут и дело с концом. Или жалеешь?
-Жалею. Как дурак купил этот дом в Испании!
-Милый, ты не о том жалеешь, как я посмотрю. Всё о деньгах… Ты бы о времени пожалел, о куске жизни, который потратил на пустого человека.
-Пустого?
-Ну, да. Есть люди как коробки картонные, в них требуется класть всевозможные блага – деньги, украшения, квартиры, дома и машины, ну, что есть, короче говоря. Можно всё, что у тебя есть положить, а человеку всё мало и мало. Это такая ненасытная пустота, бездонная. Не будет у тебя что класть, пойдёт к другому – понесёт свою пустоту дальше. Опасно с такими…
-Ну, да, разорит запросто! – понятливо хмыкнул Владимир.
-Да что ты всё про деньги? – Людмила вздохнула. – Знаешь, я вспоминаю, как нас студентов-медиков отправляли на стажировку в военный госпиталь. И там меня поразили двое больных в одной палате. Оба лежали в ожидании операций на сердце. Один молодой – тридцать с небольшим, второй – за пятьдесят. У молодого проблема была, но сосуды отличные, он сильный, косая сажень в плечах. Второй с несколькими инфарктами в анамнезе – подводник. Сосуды очень плохие. Правда, у него были дома животные. Не удивляйся. Тогда велась такая статистика - был специальный опросник, и среди многих там был и такой пункт. Так вот, в восьмидесятых годах, при сборе данных по этой статистике обнаружили, что при том же шунтировании сердца по общему правилу выживали трое из десяти пациентов, а если были домашние животные – собаки и кошки, то из десяти выживали семеро. Почему, никто не понимал, но данные собирали. А ещё у второго была семья. Жена - младше его, дочь-подросток. И вот они его реально ждали и любили. Это так видно было! Я слышала, как медсёстры рассказывали, что жена полдня работала, а потом ехала из Москвы в госпиталь в Подмосковье и до ночи была с мужем. Чтобы её не прогоняли, мыла полы в палате, наладилась кварцевать – выкатывала кровати с больными, включала кварц, и там, в той палате не было золотистого стафилококка. А когда узнала, что на операцию не хватает искусственной крови, объехала все аптеки в Москве, скупила всё, что было на последние деньги и привезла в госпиталь. Она нас обеспечила ещё на несколько операций, понимаешь? Просто потому, что мужа любила! И вытянула! Он потом с нашим лучшим кардиологом, который ему операцию делал много лет дружил, даже в гости друг к другу ездили. Мне общие знакомые рассказывали.
-Ну, да-да, понятно! У старшего была семья, а у младшего её не было! – досадливо отмахнулся Владимир.
-Почему же не было? Была. Жена была. Только когда она узнала, что муж болен и ещё долго будет восстанавливаться, да и вообще не факт, что выживет, она написала ему письмо – тогда мобильных ещё не было. Написала и передала за несколько дней до операции.
-И что? – Владимир поневоле вспомнил свою недавнюю просьбу о помощи к жене.
-Он словно потух. Это же видно, милый. У него не осталось сил жить. И, хотя операция прошла блестяще, он не проснулся, - Людмила невесело покачала головой. – Пустота страшна ещё тем, что когда тебе надо опереться – за тобой внезапно обнаруживается пропасть. А никто и никогда не может быть уверен в том, что ему никогда не будет требоваться опора и поддержка. Тому человеку было нужно совсем немного – просто «я тебя люблю», просто «мы справимся, ты же не один!», или «я тебя жду». Только вот ему этого никто не сказал, зато в письме была просьба жены срочно написать на неё завещание…
Владимир стиснул зубы, упрямо мотнул головой:
-Ну, может, тот мужик, который старше, много зарабатывал…
-Они оба работали, да дело не в этом! Ты так и не понял? Надо выбирать такого человека, который тебя просто любит. Не ради денег или чего-то там… Всё проходит, могут закончиться деньги, здоровье, силы… Но если у тебя дома твоё убежище, ты, если это только в принципе возможно, выживешь! Просто потому, что ты нужен любой. Только, чтобы ты был на свете! За тебя будут молиться, тебя будут ждать! А если ты никому не нужен… Это так трудно, что иной раз можно сломаться от собственных мыслей, одиночества и сумерек за окном.
Владимир вдруг услышал что-то новое в голосе мамы.
-А ты… Ты сама? Ну, ты же жила одна, - он вдруг парадоксальным образом рассердился на себя, почему он не подумал, что ей там на севере было так одиноко?
-Я жила совсем не одна - у меня был кот. Не смейся. Его выбросили на мороз мои соседи и он вмёрз в лёд. Я едва сумела его спасти. А потом он всю свою жизнь спасал меня от одиночества. Коты это умеют – одиночество их не выносит. Так что я шла домой и знала, что меня ждут, что споют песню, погреют руки, прогонят нехорошие сны. Дадут возможность дождаться другой жизни, чего-то нового.
-А где он сейчас? – Владимир сначала спросил, а потом понял…
-Он прожил девятнадцать лет, пять лет без меня и четырнадцать со мной, - светло улыбнулась Людмила. – И я благодарна ему за каждый день, который он провёл рядом со мной. А сейчас у меня есть Миша, и Фёдор, и Маура. А ты? Ты у нас есть? – она ласково посмотрела на сына.
Владимир обнял маму за плечи, разом отшвырнув подальше свои размышления и переживания. Никогда они так не разговаривали. Никогда он не думал, как она жила – только деньги слал.
-Я у тебя есть!
-Спасибо тебе, мой хороший, но этого мало. Мишка… Он жил гораздо труднее меня.
-Мам, ой, ну только не начинай! Что он там тебе нажаловался? У него всё было!
-Что именно? Гаджеты, шмотки, комната аж с кондиционером? Ну, давай, давай, думай! Ты бы поменял своё детство на его? – она не позволила сыну впасть в привычно-раздраженный тон, который появлялся, когда он говорил о сыне. – Вспоминай, как ты пускал кораблики весной, как провалился под лёд, а потом, чтобы я не ругала, сушил пальто утюгом. Как рухнул с гаража, как разбил главной скандалистке района окно, как спасал щенка! Как мы с тобой в Ботанический сад ходили, а после посещения зоопарка всерьёз разрабатывал планы, как освободить зверей из неволи, и я тебя сумела остановить, только когда уговорила почитать книги Джеральда Даррелла. Как мы с тобой торты делали, а потом ты решил сделать это сам и ухитрился испечь самый вкусный торт из всех, которые я пробовала.
-И посолил крем! – рассмеялся Владимир, потерев глаза о мамино плечо.
-Ага! И он всё равно был самый шикарный!
Уважаемые читатели! Если вам понравилось, и вы хотите почитать дальше, кликайте на последний абзац, засвеченный синим - это ссылка на продолжение, хотите прочесть предыдущую часть - нужно кликнуть на первый абзац с такой же засветкой. Если нужно найти начало истории любого их циклов моего канала - вот ссылка на Навигацию по историям с продолжением (она есть в описании канала) https://zen.yandex.ru/media/id/5db711149c944600ada3b1a9/navigaciia-po-kanalu-rodom-iz-detstva-5ff1f536f906b16872e43d56
Все картинки, использованные в статье, взяты из сети интернет для иллюстрации.