Добрый день друзья! Сегодня я продолжу рассказ об Одессе. Кого заинтересовала первая часть, думаю, не разочаруется и при прочтении второй.
Конечно, современный «Привоз» изменился, но таки по сути своей остался тем, чем был.
Колоритным, разноязыким, доступным и неповторимым. Шумящим, галдящим, кричащим, поющим, предлагающим всем и всё. Здесь можно найти даже то, чего на свете не бывает, ну, или по крайней мере Вас убедят, что не бывает. На любой вкус, на любой кошелёк. Может чуть помельче, чем за дорого и не так красиво, но всё равно свежее и качественное.
Однако, рынок есть рынок! Ухо надо держать востро, да и нос тоже. Дураков наказывают всегда – смотри, что покупаешь!
- За свои деньги я хотел бы иметь…
- За свои деньги имейте, шо хочите, а купить кошерную рибу можете только у меня! Барабуля, камбала, кефаль, судачок… только с моря… За бички на причал, к пацанам, но о какой кошерной рибе тогда сказать…
- Мадам, фуа гра прямо с самой Франции, королевские креветки… Где Вы видели, чтобы обичная моллюска была такого цвета, шо не видно?
- Так уж с Франции?
- Мадам, пошить платья, лучше, чем в Парыже, Вам могут и на Малой Арнаутской, туфельки, что королева Англии не носила – на Молдаванке. Только кто ж сделает из говядины нежную, гусячью паштету? Мадам, сделайте променаж до порта, там стоит пароход с Марселя. Моряки делают свой маленький гешефт за без таможни…
К слову порт – ещё одно место, откуда течёт тоненькими ручейками мелкий импорт (малый опт) .
Мальчишка схватил из-под прилавка рыбину. Вслед несётся:
- Ах, холомидник, полож в зад! Это не для порадочных людей, а для кошки! Шо люди подумают за Рузелю, када ты это притаранишь домой?
Парень возвращает рыбину.
- На эту. Завтра в 5 придёшь, поможешь принять рибу и я забыла за твой гембель…
Как же не увековечить колоритную торговку птицей с «Привоза»?
Архитектура Одессы тоже особая, как, впрочем, и в любом другом городе (возьмите Казань, Петербург, Севастополь или Владимир…). Если структура города в виде улиц, площадей подчиняется какому-то плану, то над зданиями и кварталами потрудились архитекторы и не очень, люди с воображением и без. Разобраться в хитросплетении проходных дворов, лестниц, подвалов может только местный и пройти в другой квартал, даже не выходя на улицу.
Внутренние дворики – неотъемлемая часть Одессы. Это место, где соседи могут пообщаться. В праздники в центре выставляется сборный стол и за ним собираются все, кто сейчас дома. Стол накрывают всем миром – у кого что есть. И нет такого дворика, где люди «не сохнут бельё». Не надо комментировать, достаточно посмотреть…
Дворик – это ещё один маленький интернационал, а посему и кухни присутствуют разные, в зависимости от национальности проживающих.
Вы знаете, что такое настоящий форшмак? А фаршированная рыба по-еврейски?
Украинцы попотчуют густым, духовитым борщом с синенькими, сметаной и пампушками, салом домашнего соления с чесноком.
Какое ж хохляцкое застолье без борща, пампушек и сала, а выпить можно и горилки з перцем... Сейчас это водка с маленьким, красным перчиком, а в былые времена – самогонка, порой мутноватая, настоянная на изрядном количестве красного, жгучего перца – горлодёр с убойно пьянящим эффектом!
Да и татарам есть чем угостить из национальной кухни – плов из баранины, перемечи, бэлиш с уткой и не только.
Русские выставят тройную уху, пельмени, да и не только! Русская кухня богата на национальные блюда...
Я не говорю, что это всё выставляется за один раз, это как пример разнообразия блюд, да и этим набором меню не ограничивается – салаты, домашняя колбаса и сыр, рыба в разных видах. Так что если у кого-то есть запреты из религиозных соображений на какие-то продукты, то голодным он из-за стола всё равно не уйдёт.
Так было! Войны, переход из одного государства в другое… Одесса пережила всё за свою многовековую историю. Была Великая Отечественная Война, когда город лежал в руинах. Был великий исход коренного населения, когда Израиль призвал евреев строить государство на земле обетованной, и Одесса на глазах опустела. Свято место пусто не бывает и место уехавших заняло племя разноязычных, разнонациональных поселенцев, к чему Одессе было не привыкать. Она развивалась, сохраняя свою самобытность и перестраивая, приспосабливая вновь прибывших на свой лад, под свой уклад жизни и правила бытия.
Новый исторический перелом – развал СССР. Одесса в составе Украины оказалась незалэжной. Но как-то большого преимущества это Одессе не принесло, наоборот, стали рушится старые связи, уменьшился грузопоток. Менялись президенты, каждый новый обещал райскую жизнь, но что-то не получалось и его менял следующий с похожими обещаниями. Пошло резкое расслоение на бедных и богатых и новый исход. На сей раз все, кто мог, кому было куда, ехали в Россию, Европу, а кто и ещё дальше. Многие уезжали на заработки и ещё надеялись…
Грянул майдан и смена власти. Одесситов не спросили, поставили перед фактом. Город наводнили майданные опричники – бандеровцы всех мастей, правосеки западенские. Для этих орд Одесса была чуждой и приехали они не работать, а наводить порядки с возгласами «Хероям слава!» Понятно, что когда один с сошкой, а семеро с ложкой, экономического чуда ждать не приходится.
Искореняется сам дух вольной Одессы. Разрушенные здания можно отстроить заново, но вот убитую самость не построишь, она формируется веками!
Много через что прошёл город, авось и это переживёт…