Приветствую вас друзья! Этот "служитель культа" предпочитал псалмам бронебойные снаряды.
Своим рождением эта боевая машина обязана специфическим условиям североафриканского театра военных действий. Высокоманевренный характер войны в ливийской пустыне с широкомасштабным применением бронетехники, заставлял стороны импровизировать, породив целый ряд боевых машин адаптированных по местные условия.
Особо остро стоял вопрос обеспечения своевременной артиллерийской поддержки, в т.ч. и противотанковой. Буксируемая артиллерия с трудом поспевала за мобильными танковыми колонными которые преодолевали не менее сотни километров за сутки. Оставался один выход - устанавливать орудия на подвижную базу - т.е. нужно было создавать самоходные артиллерийские установки.
Поскольку нужно было "здесь и вчера" разрабатывать какие либо новые конструкции попросту не было времени. В ход пошла импровизация. В качестве носителя оружия использовали грузовые автомобили - условия ливийской пустыни позволяли колесной технике действовать вполне уверенно. Первыми были итальянцы, которые в сентябре 1941 года сформировали первую самоходно-артиллерийскую батарею из шести машин вооруженных 65-мм горными пушками. В качестве шасси использовались трофейные автомобили Morris CS8. В дальнейшем итальянцы активно применяли эти орудия на всем протяжении африканской кампании.
Поначалу англичане пошли тем же путем, что и их противник. А именно устанавливали орудия на грузовики. К началу войны буксируемая 2-фунтовая пушка QF 2 pounder являлась единственным противотанковым орудием британской армии. Это было малоподвижное орудие с крестообразным, обеспечивающим круговой обстрел лафетом, на приведение которого из походного в боевое положение требовалось довольно много времени. Однако именно эта пушка отлично умещалась в кузове грузовика, а конструкция лафета позволяла обеспечить значительные сектора обстрела.
Опыт оказался вполне удачным и когда в апреле 1942 года в войска начала поступать более мощная 57-мм противотанковая пушка QF 6 pounder (шестифунтовка), то и её попытались устанавливать на грузовики. Однако конструкция лафета этого орудия была полной противоположностью двухфунтовке: двухколесная классика. Поэтому углы горизонтального обстрела были сильно ограничены. Кроме того, установка пушек на небронированных грузовиках не обеспечивала им необходимой живучести в бою. Расчеты и жизненно важные агрегаты автомобиля были уязвимы даже для огня стрелкового оружия, не говоря уже об артиллерии. Логичным решением являлась установка бронирования.
В качестве базы для новой САУ получившей название "Deacon" т.е "дьякон", был выбран тяжелый полноприводный грузовик AEC Matador 053. Это был надежный, неприхотливый автомобиль, к этому моменту прекрасно себя зарекомендовавший в условиях Северной Африки в том числе и в качестве артиллерийского тягача. Оснащенный рядным 6-цилиндровым дизельным двигателем мощностью 95 л.с. он развивал скорость до 49 км/ч.
Орудие установили на грузовой платформе на тумбовой установке корабельного типа. Оно прикрывалось коробчатым бронещитом.Наводчик и заряжающий размещались на сиденьях велосипедного типа и ногами вращали щит и пушку. Сектор горизонтального обстрела ограничивался лишь кабиной и составлял порядка 300 градусов. Углы вертикальной наводки составляли от 0 до 15 градусов
Стандартная кабина была заменена одноместной бронированной рубкой в которой располагался водитель. Рубка была смещена вправо от продольной оси машины. В бортах рубки были проделаны лючки для стрельбы из револьвера, закрывающиеся заслонками. Двигатель, а также места хранения боеприпасов на грузовой платформе также прикрывались броней толщиной 10-мм.
57-мм орудие имело дальность эффективной стрельбы порядка 1510 метров. Пушка оснащалась вертикальным клиновым затвором и развивала скорострельность до 15 выстрелов в минуту. Начальная скорость снаряда 815 м/с. С расстояния в 900 метров бронебойный снаряд пробивал 63-мм броню, позволяя успешно бороться со всеми основнми типами германских и итальянских танков.В боекомплект "Дьякона" входили только 24 снаряда, при том что габариты и грузоподъемность базового шасси позволяли разместить боекомплект и побольше.
Строили самоходки в ремонтных мастерских на Британских островах. Всего было переоборудовано 175 машин.
Первые "Дьяконы" начали прибывать на африканский театр военных действий в октябре 1942 года. По одной батарее таких САУ получили противотанковые полки 1-й и 10-й бронетанковых дивизий. Самоходки несмотря на свою импровизированную конструкцию неплохо себя показали в боях. Нередко их использовали в качестве грузовиков-ловушек. Работало это по той же схеме что и суда-ловушки для подводных лодок в войне на море. С помощью специального маскировочного комплекта "Дьякона" превращали обратно в "Матадора". Видя безобидный грузовик немецкий танк сближался с ним и неожиданно получал 6-фунтовый бронебойный снаряд. Судя по тому что, немецкое командование приказало своим танкистам остерегаться одиночных британских грузовиков, эта тактика имела успех.
Наиболее успешно "дьяконы" проявили себя во время битвы при Эль Хамме на юге Туниса в марте 1943 года. Утром 27 марта 15-я немецкая танковая дивизия была выведена из резерва для контратаки Новозеландского корпуса на их правом фланге. Новозеландских пехотинцев поддерживал 76-й (Royal Welch Fusiliers) полк противотанковой артиллерии в составе 48 САУ "Deacon". К 9:00 утра атака немцев была отбита. На счет дьяконов записали двенадцать подбитых танков - в основном Pz.III.
"Дьяконы" продолжали воевать до окончания тунисской кампании в мае 1943 года, когда прижатая к морю итало немецкая группировка была вынуждена капитулировать. Для ведения боевых действий в условиях европейского ТВД они не подходили. Поэтому их перебросили в Египет, где часть из них переделали в транспортеры боеприпасов, а оставшиеся САУ были проданы Турции, где несли службу до 1950-х годов.
Несмотря на то, что САУ была типичной импровизацией она оказалась очень удачной машиной, созданной специально для североафриканского театра военных действий. Превосходные проходимость и маневренность,в совокупностью с высокой надежностью двигателя и ходовой части снискали ему заслуженную популярность в войсках.
Источники: И. Мощанский "Бронетанковая техника Великобритании 1939–1945 часть 2"/Бронеколлекция №02 -1999, Л.Д. Гоголев "Бронемашины", C. Henry "British Anti-tank Artillery". А. Харук. "Шестифунтовый "Дьякон"/статья на сайте "Альтернативная история", Л.Суславичус "Дьякон", он же "Желтый дьявол"/ статья в журнале "Танкомастер" №03-1997, материалы сайта Vikipedia
Друзья! Если понравилась статья - ставьте палец вверх, оставляйте комментарии! Буду очень рад. Не забывайте подписываться на канал и смотрите также прошлые публикации. И до новых встреч на "Историческом броневичке"
Ещё статьи и британской бронетехнике второй мировой войны6
Крейсерский танк Mk.VI "Crusader": крестоносец в пустыне.
Британский крейсерский танк А.34 "Comet": "Комета" едва не опоздавшая на войну.