Найти тему
Заведующий ВЭД

Как работает электронная таможня

Особенности совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в условиях функционирования центров электронного декларирования и таможенных постов фактического таможенного контроля

Электронное декларирование позволяет решить многие проблемы. Учитывая внушительные размеры территории Российской Федерации, только информационные технологии помогут обеспечить эффективное таможенное администрирование. Использование новых технологий позволяет сэкономить на транспортных, командировочных и других расходах, связанных, при письменном декларировании, удаленностью участника ВЭД от места таможенного оформления. Мировая практика демонстрирует, что правильно выстроенный процесс электронного декларирования, связанный с системой управления рисками, приводит к увеличению сбора платежей и снижению количества нарушений, допускаемых как стороной декларанта, так и стороной сотрудников таможенных органов. Однако больше всего пользы электронное декларирование приносит предпринимателям, занятым внешней торговлей. Реальное ускорение и упрощение таможенных процедур при использовании электронной цифровой подписи дает им возможность значительно повысить товарооборот и сократить накладные расходы в процессе таможенного оформления. Если выстроить логическую цепочку, получается, что ускорение документационного оформления ведет к ускорению выпуска товаров в свободное обращение, потребитель быстрее получает возможность купить товар, удовлетворяется спрос, растут доходы предпринимателей и предприятий, как следствие увеличиваются отчисления в бюджет, путем уплаты пошлин и налогов. И государство, и предприниматели, и потребители получают собственную выгоду, что указывает на эффективность ведения внешнеэкономической деятельности. С точки зрения эффективной организации таможенного дела электронное декларирование обеспечивает повышение эффективности таможенного оформления и таможенного контроля за счет заблаговременного получения в электронном виде документов и сведений. Это позволяет провести полномасштабный контроль информации в системе анализа рисков, исключить субъективизм таможенного инспектора при принятии решения, обеспечивает единообразное применение норм таможенного законодательства для всех участников ВЭД. Применение новых технологий позволяет также облегчить труд декларантов и уменьшить количество документов, предоставляемых на бумажных носителях. По данным статистических исследований, в международной торговле в одной сделке применение новых технологий позволяет также облегчить труд декларантов и уменьшить количество документов, предоставляемых на бумажных носителях. По данным статистических исследований, в международной торговле в одной сделке участвует в среднем 27 партнеров. Кроме продавца и покупателя, в нее включены перевозчики, отправители, банки, страховые учреждения, инспекционные и сертификационные органы и многие другие. Число различных документов, которыми они обмениваются между собой, может доходить до 40, а после их тиражирования - до 360 и более. Эти документы содержат приблизительно 200 элементов данных, многие из которых повторяются. Расходы по оформлению документов, их пересылке и обработке достигают от 7 до 15% общей цены торговой сделки.

Таможенные посты (ЦЭД) отличаются от остальных таможенных постов:

- не имеют в регионе деятельности подконтрольных складов временного хранения (СВХ);

- не осуществляют фактический таможенный контроль в формах таможенного осмотра и досмотра товаров;

- в ЦЭД может осуществляться таможенное декларирование любых товаров исключительно в электронной форме, кроме тех категорий, для которых места декларирования установлены специально, а также товаров, декларирование которых предусмотрено в письменной форме.

Появление ЦЭД ознаменовало новый этап развития электронного декларирования в форме технологии удаленного выпуска товаров, то есть таможенная декларация подается в электронном виде в ЦЭД, а товар находится на СВХ либо ЗТК, расположенных на ТПФК.

Алгоритм, или схема, взаимодействия ЦЭД и внешнего таможенного органа выглядит следующим образом:

- уполномоченное должностное лицо внутреннего таможенного органа (ЦЭД) на основании сведений, указанных в ЭДТ, направляет запрос во внешний таможенный орган о фактическом размещении товаров на СВХ или ЗТК;

- уполномоченное должностное лицо внешнего таможенного органа в течение 30 минут проверяет факт нахождения товара на СВХ или ЗТК и в течение 10 минут информирует ЦЭД о результатах (присутствие или отсутствие товаров);

- в случае отсутствия товаров на СВХ или в ЗТК уполномоченное должностное лицо ЦЭД отказывает в регистрации ЭДТ, проставляя соответствующие отметки, и отправляет декларанту;

- при подтверждении факта наличия товаров на СВХ или в ЗТК уполномоченное должностное лицо ЦЭД проводит проверку, присваивает ЭДТ регистрационный номер и направляет во внешний таможенный орган запрос на сопоставление сведений, заявленных в ЭДТ, и сведений, указанных в товаросопроводительных документах;

- в случае выявления рисков, предусматривающих фактический контроль товаров (досмотр), во внешний таможенный орган из ЦЭД направляется поручение на досмотр. По окончании таможенного досмотра внешний таможенный орган информирует ЦЭД о его результатах в форме отчета;

- проверка документов и сведений после получения отчета из внешнего таможенного органа при условии отсутствия профилей рисков должна осуществляться ЦЭД в такие сроки:

- проверка ЭТД в ЦЭД завершается отправкой уполномоченным должностным лицом ЦЭД декларанту сообщения «Выпуск разрешен».

Так, документальный контроль осуществляется в ЦЭД, а фактический (при необходимости - по поручению инспектора ЦЭД, принявшего декларацию) – во внешнем таможенном органе.

Появление и расширение деятельности ЦЭД позволяет перейти к новому этапу развития таможенного сервиса - автоматической регистрации поданной таможенной декларации в виде электронного документа и автоматическому (без участия должностных лиц таможенных органов) принятию решения о выпуске товаров.

В условиях постепенного перехода на цифровые технологии организация таможенного администрирования требует изменения структуры таможенных органов и концентрации декларирования товаров в специализированных таможенных органах, работающих только с электронными документами – электронных таможнях и центрах электронного декларирования.

Еще одной технологией, направленной на исключение личного присутствия участника ВЭД в месте декларирования, является технология удаленного представления документов. В случае если таможенным органом запрошены документы на бумажном носителе, при реализации данной технологии декларант сообщает в таможенный орган декларирования о том, что документы будут представлены в другой, удобный участнику ВЭД, орган. После получения оригиналов документов таможенный орган проводит их сканирование и размещает их сканированные изображения в электронном архиве с электронной подписью должностного лица, который проводил эти действия. Идентификационные номера документов сообщаются участнику ВЭД и в таможенный орган, который запросил данные документы. В последующем, вместо представления оригиналов документов участнику ВЭД достаточно указать их идентификационные номера.

Концепция развития системы ЦЭД в Северо-Западном регионе предполагает функционирование по признаку транспортной специализации:

- ЦЭД, ориентированный на оформление товаров, перемещаемых морским (речным) транспортом;

- ЦЭД, ориентированный на оформление товаров, перемещаемых сухопутным транспортом (автомобильным и железнодорожным транспортом).

Морской транспорт, как правило, используется для доставки крупных партий товаров и товаров, перемещаемых в контейнерах. Особенностью перемещения товаров морским (речным) транспортом является наличие практики применения ордерных коносаментов, в которых отсутствуют сведения о конечном получателе товаров. Кроме того, при ввозе товаров морским транспортом, как правило не указывается полный код товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, а указывается общее описание (наименование) груза.

Автомобильный транспорт удобен для доставки различных товаров из европейских стран.

При этом необходимо отметить, что в зависимости от выбранного вида транспорта для перемещения товаров риски нарушения таможенного законодательства также различаются.

Например, для товарных партий, перемещаемых автомобильным транспортом, актуален риск подмены товаров в пути следования и риск перемещения товаров европейского производства под видом товаров, произведенных в иных странах.

Для товарных партий, перемещаемых морским транспортом, актуален риск перемещения товаров риска под видом товаров прикрытия.

Для товарных партий, перемещаемых воздушным транспортом, характерен риск заявления недостоверных сведений о классификационном коде ТН ВЭД ЕАЭС технически сложных изделий.

Оформление в ЦЭД товаров, перемещаемых морским (речным) транспортом.

Процессы совершения таможенных операций в отношении товаров, прибывающих морским (речным) транспортом, обладают спецификой, характеризующейся множеством особенностей перемещения товаров морскими судами, порядком формирования судовых партий, особенностями взаимодействия морских линий с морскими терминалами, участниками ВЭД и иными заинтересованными лицами.

При осуществлении морских перевозок формируется значительное количество уникальных документов, не применяемых при перевозках иными видами транспорта. Работа с указанными документами требует специализированных познаний как по структуре документов, так и по порядку их формирования.

Введение обязательного электронного декларирования дало возможность перейти к технологии автоматического выпуска в отношении товаров, по которым в автоматическом режиме не выявлены риски. Осуществление автоматического выпуска товаров без участия должностных лиц таможни стало возможным благодаря разработанной в ФТС России технологии автоматического совершения таможенных операций по выпуску отдельных категорий товаров. Она предполагает тесное взаимодействие информационных систем, используемых таможенными органами и применяемых при совершении таможенных операций по выпуску товаров.

Автоматический выпуск - это одно из направлений ускорения совершения таможенных операций. Так как решение о его выпуске принимается компьютером, т.е. занимает гораздо меньше времени, что в свою очередь, в немалой степени может способствовать решению главной задачи – улучшению инвестиционного и предпринимательского климата в стране.

Внедрение и практическое применение различных информационных технологий в таможенном деле обладает рядом преимуществ:

- сокращение сроков осуществление таможенных операций;

- снижение издержек не только участников внешнеэкономической деятельности, но и таможенных органов;

- минимизация человеческого фактора, позволяющая снизить коррупционную составляющую таможенной деятельности.