Помните, была такая «Игра престолов»? Проект Д. Бениоффа и Д. Б. Уайсса стал самым грандиозным событием на телевидении последних лет. Подобно драконам Дейнерис Таргариен, с каждым годом сериал набирал свою мощь, расширял армию поклонников и эпично завершился весной 2019 года.
Впрочем, последний сезон вызвал настоящий шквал критики. Недовольной осталась даже самая лояльная аудитория. Сюжетные линии героев многим показались нелогичными, а финал – скомканным и оставляющим множество вопросов.
Теперь, когда эмоции остыли, предлагаем вернуться к культовому сериалу и разобраться с тем, куда свернулись сценаристы и все ли было так плохо.
Слом всех правил
Фэнтези – сложный жанр, предвещающий продюсерам колоссальные затраты, но отнюдь не гарантирующий прибыль. Все знают успешные экранизации «Властелина колец» и «Гарри Поттера», но обе истории создавались для широких экранов. Представить подобный по масштабу проект на ТВ было очень сложно, и HBO пошли на смелый шаг, решив снять «Игру престолов».
С первых серий шоу заявило о себе как о «взрослом» проекте, который не планирует романтизировать фэнтезийный мир. Это сериал о «большой» политике и человеческой жажде власти. Даже драконы, главные любимцы жанра, стали прямой метафорой ядерного оружия.
Также «Игра престолов» отказалась от типичной сказочной концепции «добро–зло». В первых сериях еще может показаться, что существуют хорошие Старки и плохие Ланнистеры. Но очень скоро зрители, не знакомые с книгами, поняли, что попали в сложный мир, где у каждого персонажа своя мотивация, и герои могут нравиться или не нравиться ровно так же, как люди в реальной жизни.
Весь первый сезон сериал мастерски заигрывает со зрительскими ожиданиями. С одной стороны, он интригует типичными фэнтези-элементами (сказки о драконах, пугающие легенды о живых мертвецах, короли и принцы), с другой – постоянно обманывает ожидания.
Эту стратегии хорошо иллюстрирует шокирующий эпизод казни Эддарда Старка. На тот момент именно Нед воспринимается главным героем сериала, а значит является неприкосновенным. Главный герой не может умереть в начале истории – так нам говорит весь наш зрительский и читательский опыт. Но оказывается, что принципиальный Эддард – всего лишь триггер для дальнейших событий.
В финале первого сезона создатели делают несколько смелых и наглых заявлений:
«Хорошие и честные люди не всегда одерживают победу. Они могут бесславно погибнуть в муках».
«Мы можем убить любого персонажа. Неприкосновенных нет».
Что остается зрителям при таком раскладе? Конечно же, с нетерпением ждать новых серий.
Сюжетные промахи
Смерть Неда Старка показала, что в сериале могут убить любого. Затем, когда зрители оправились от шока, эффект «закрепили» событиями Красной свадьбы, на которой погибает сразу несколько значимых героев. Во многом благодаря своей непредсказуемости «Игра престолов» обрела многомиллионную аудиторию и культовый статус.
В финале 5 сезона умирает Джон Сноу. К тому моменту он становится таким же ключевым персонажем, как Нед Старк в начале истории. Однако в этот раз сценаристы не решаются на такой же смелый сюжетный поворот. Вместо этого создатели обзаводятся первым неприкосновенным героем и снижают общий накал истории. Тогда, в начале 6 сезона, «Игра престолов» лишается одной из основных драматургических особенностей.
Следующая проблема – сюжетная линия с белыми ходоками. Именно они олицетворяют в сериале абсолютное зло, грозящее неминуемой гибелью всему живому. Поэтому все с нетерпением ждали эпичной финальной схватки.
Зрители находились в режиме ожидания долгие годы, каждый уже не раз «снял» в своей голове идеальную развязку. Создатели, растянувшие эту сюжетную линию, практически обрекли себя на провал. Зрители были чересчур накалены и заинтригованы. Любой сюжетный промах, любая, даже малейшая слабость сценария становились катастрофой.
Да и объективно экстремально темный эпизод битвы у Винтерфелла не стал образцово-показательной батальной сценой. А то, что могущественное вечное зло, оказывается, можно убить бытовым ударом кинжала, спровоцировало целый шквал шуток в интернете. Вряд ли это была та реакция, которую хотели получить авторы.
Протагонист становится антагонистом
Чем еще должен был шокировать финал сериала? Конечно, перевоплощением Дейнерис Таргариен. Превращение протагониста в антагониста – захватывающий процесс, и до «Игры престолов» это доказало шоу «Во все тяжкие». Почему же безумие Дейнерис кажется таким неорганичным?
Во-первых, «Во все тяжкие» – это достаточно камерная история, где мы постоянно следим за двумя главными героями и потому можем заметить их малейшие изменения. А в одной серии «Игры престолов» существует по 3-5 равных по значимости сюжетных линий. Учитывая это, Дейнерис нужен был еще хотя бы сезон, без спешки показывающий ее прогрессирующее безумие.
Но здесь возникла бы другая проблема. Продолжив историю Таргариен, сценаристам пришлось бы искусственно растягивать другие сюжетные линии, которым объективно было некуда развиваться. Вспомнить хотя бы линию Брана. Она настолько буксовала, что полностью выпала из повествования на целый сезон.
Во-вторых, авторы «Во все тяжкие» не боялись потерять зрительскую симпатию к Уайту. Они плавно превращали его в негодяя, параллельно развивая Джесси Пинкмана как протагониста. С Дейнерис было иначе. Нам подбрасывали слабые намеки на ее безумие, но они были настолько аккуратными, что никак не портили репутацию персонажа. До Винтерфелла героиня должна была доехать прекрасной, самоотверженной королевой.
У Дейнерис осталась фактически одна серия для того, чтобы пережить примерно те же метаморфозы, на которые Уолтеру Уайту понадобилось 4 с лишним сезона. Более того, даже эта одна серия привычно содержала еще несколько параллельных сюжетных линий. Неудивительно, что безумие Таргариен вызвало у зрителей лишь недоумение.
«Игра престолов» – это тот редкий случай, когда сериал стоило закрыть не раньше, а позже. Да, решение продлить шоу спровоцировало бы множество новых сценарных проблем, но, по крайней мере, был бы шанс завершить историю более достойно и привести к логическому окончанию все сюжетные линии.
А что вы думаете насчет финала «Игры престолов»? Какие решения сценаристов показались вам возмутительными?
«Игра престолов» – настоящий кладезь как гениальных решений, так и досадных сценарных ошибок. Умение рассказать логичную и интересную историю – это навык, которому можно научиться.
Если вас увлекает эта сфера, то профессиональный курс «Станьте сценаристом» – для вас. Вы научитесь писать сценарии, которые можно будет затем превратить в фильм или сериал!
Скачивайте наше приложение. 7 дней бесплатного доступа к видео и аудиолекциям!