Найти в Дзене
С Богом по жизни

Глас вопиющего в пустыне

Эти события происходили приблизительно в 26 г. н.э. в Вифании (“Вифаваре”; Ин. 1:28), у Иордана. Проповедник, которому было около 30 лет, будоражил людей по обе стороны Мертвого моря. К нему пришла делегация из священников и левитов, которые спросили: “Кто ты?” (Ин. 1:19). Понимая причину такого вопроса, он отвечал им: “Я не Христос” (Ин. 1:20). Они упорно продолжали расспрашивать: «И спросили его: “Что же? Ты Илия?” Он сказал: “Нет”. — “Пророк?” Он отвечал: “Нет”. Сказали ему: “Кто же ты? Чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом?”» (Ин. 1:21, 22). В ответ прозвучали загадочные слова: “Я глас вопиющего в пустыне” (Ин. 1:23). Этим молодым человеком, назвавшимся “гласом вопиющего в пустыне”, был Иоанн Креститель. Он ответил словами из Ис. 40, где говорилось о предтече Мессии: «Глас вопиющего в пустыне: “Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пу
Оглавление

Эти события происходили приблизительно в 26 г. н.э. в Вифании (“Вифаваре”; Ин. 1:28), у Иордана. Проповедник, которому было около 30 лет, будоражил людей по обе стороны Мертвого моря. К нему пришла делегация из священников и левитов, которые спросили: “Кто ты?” (Ин. 1:19). Понимая причину такого вопроса, он отвечал им: “Я не Христос” (Ин. 1:20). Они упорно продолжали расспрашивать:

«И спросили его: “Что же? Ты Илия?” Он сказал: “Нет”. — “Пророк?” Он отвечал: “Нет”. Сказали ему: “Кто же ты? Чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом?”» (Ин. 1:21, 22).

В ответ прозвучали загадочные слова: “Я глас вопиющего в пустыне” (Ин. 1:23).

Этим молодым человеком, назвавшимся “гласом вопиющего в пустыне”, был Иоанн Креститель. Он ответил словами из Ис. 40, где говорилось о предтече Мессии:

«Глас вопиющего в пустыне: “Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими”» (Ис. 40:3, 4).

Фраза “глас вопиющего в пустыне” в Ин. 1:23 (в Слове Жизни “голос, взывающий в пустыне”) точно и кратко описывает явление, каким был Иоанн. Прежде всего, он был голосом; он нес весть. Возвещать эту весть надлежало в необычном месте — в пустыне. Иоанн в буквальном смысле проповедовал в пустыне, но то, о чем говорится в Ис. 40 и Ин. 1, намного больше, чем просто камни, песок и скорпионы. Иоанн также проповедовал в пустыне греха. Он отважился говорить там, где других заставили замолчать.

В этом уроке мы вкратце ознакомимся с жизнью Иоанна и постараемся понять, каким он был человеком и какую весть он нес как своим современникам, так и всем живущим в наше время.

ГОЛОС, ВЗЫВАЮЩИЙ “ОТРЕКИСЬ ОТ СЕБЯ” В ПУСТЫНЕ ПОТВОРСТВА СВОИМ ЖЕЛАНИЯМ

Думая об Иоанне, я представляю себе человека с темным от загара лицом и развевающимися на ветру волосами. Он носил грубую одежду из верблюжьей шерсти, подпоясываясь широким кожаным поясом. Жил Иоанн вдали от людей и питался саранчой и диким медом.

Благодаря чему появился такой человек? Во-первых, благодаря благочестивым родителям. Родился он в семье священника Захарии; мать его звали Елисавета (Лк. 1:5). В Лк. 1:6 о них сообщается: “Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно”. Больше всего в этом стихе поражает слово “оба”. У некоторых богобоязненными были матери, но не отцы. У немногих Бога чтили отцы, но не матери. Но в семье Иоанна оба — и отец и мать — любили Господа и жили по Его заповедям. Лучшей семейной традиции и быть не может.

Вторым фактором был божественный замысел. Вы должны помнить историю Захарии и Елисаветы: как они сильно хотели ребенка, как Захарии явился ангел и как Елисавета, наконец, родила Иоанна. Позвольте мне привести слова ангела, сказанные старому священнику в храме:

«Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн; и будет тебе радость и веселье, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу, Богу их; и будет идти пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокорным образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк. 1:13-17).

С самого рождения Иоанна не возникало вопроса относительно того, кто он такой и какая ему назначена цель в жизни. Каждому ребенку родители должны говорить, что у Бога есть замысел для его или ее жизни.

Третьим фактором было воспитание в благочестии. Нам мало что говорится о воспитании Иоанна, хотя нетрудно представить себе, как Захария и Елисавета рассказывали маленькому Иоанну о том, что сказал ангел, и наставляли его любить Господа и повиноваться Ему. В Библии приводятся скудные сведения о детстве Иоанна: “Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю” (Лк. 1:80). Мы не знаем, когда и почему Иоанн отправился в пустынную местность на побережье Мертвого моря, но по Божьей мудрости именно пустыня стала местом его обучения. Оттуда он мог видеть место, где некогда стояли горделивые города Содом и Гоморра — яркие примеры того, к чему может привести потворство своим желаниям. (Некоторые ученые считают, что Содом и Гоморра располагались в месте или вблизи того места, где река Иордан впадает в Мертвое море).

Родители всегда хотят, чтобы их дети росли в хорошем окружении. Многие из нас считают, что “хорошее окружение” — это благоприятная и доброжелательная атмосфера. Свои детские годы Иоанн провел в суровой местности в восточной Иудее. Там он научился самоограничению. Оттуда вышел голос, призывавший к “самоотречению” в пустыне потворства своим желаниям.

Звучит ли этот голос в наши дни? Мы живем в мире, где каждый ищет удовлетворения только собственных желаний, и отчаянно нуждаемся в той вести, которую нес Иоанн. Ведь Иисус сказал: “Если кто хочет идти за Мной, отрекись от себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной” (Мф. 16:24).

Из-за аскетического образа жизни Иоанна некоторые думали, что в нем бес (Лк. 7:33). Это и нам предупреждение: нас также будут считать сумасшедшими, если мы будем заботиться о других более, нежели о себе. Но Иисус подчеркивал величие такого образа жизни. Говоря о Крестителе, Он спросил Своих слушателей: “Что же смотреть ходили вы? Человека ли, одетого в мягкие одежды? Но одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся при дворах царских” (Лк. 7:25). Иоанн не искал легкой жизни; пусть цари роскошно живут в своих дворцах. Иисус также сделал поразительное заявление: “Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя” (Лк. 7:28). Какое уважение к гласу вопиющего в пустыне!

Пусть каждый из нас сравнит свою жизнь с жизнью Иоанна и спросит себя: “А моя жизнь характеризуется самоограничением и самоотречением?”

ГОЛОС, ВЗЫВАЮЩИЙ “ИЗМЕНИ ПУТИ ТВОИ” В ПУСТЫНЕ САМОДОВОЛЬСТВА

“Когда пришла полнота времени”, “было слово Божье к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне” (Лк. 3:2). Слово Божье для Иоанна было как выстрел из стартового пистолета для бегуна, как удар гонга для боксера, как команда “ищи” для ищейки.

Иоанн тотчас начал проповедовать. “В те дни приходит Иоанн Креститель и, проповедуя в пустыне Иудейской, говорит: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное»” (Мф. 3:1, 2). Он должен был подготовить народ к приходу Мессии и Его царства. Проповедник без обиняков говорил людям, что им необходимо исправить свою жизнь:

«Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: “Порождения ехидны! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: «Отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней этих воздвигнуть детей Аврааму”» (Лк. 3:7, 8).

Слишком долго люди считали, что достаточно родиться иудеями, чтобы быть угодными Богу. Весть Иоанна, как звон будильника, призвана была пробудить их! В сущности он говорил им, что они не будут “благонадежны для Царства Божьего”, если коренным образом не изменят свою жизнь (см. Лк. 9:62).

«И спрашивал его народ: “Что же нам делать?” Он сказал им в ответ: “У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же”. Пришли и мытари креститься, и сказали ему: “Учитель! Что нам делать?” Он отвечал им: “Ничего не требуйте более определенного вам”. Спрашивали его также и воины: “А нам что делать?” И сказал им: “Никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем”» (Лк. 3:10-14).

Мы и сегодня нуждаемся в прямых и откровенных проповедях, которые пробудят нас и подготовят к жизни на небесах. Если грех обличать лишь в общих словах, то ни одного грешника это не убедит. Проповеди Иоанна были критическими и тесно связанными с действительностью.

В Лк. 3:18 сообщается, что “многое и другое благовествовал он [Иоанн] народу, поучая его”. “Благовествовать” — значит проповедовать “благую весть”. В каком смысле обличение эгоизма, нечестности и злоупотребления властью было “благой вестью”? Это была благая весть потому, что в прах разбивала самодовольство людей, заставляла их произвести переоценку ценностей и побуждала стать такими, на каких Бог смог бы ниспослать Свою благодать!

Ценим ли мы тех, кто “возглашает [всю] истину с любовью” (Еф. 4:15; см. Гал. 4:16)?

Надеюсь, что да. Нам не нужны нерешительные проповедники, как не нужны неуверенные в себе хирурги. Я также надеюсь, что каждый из нас готов быть голосом, взывающим: “Измени пути твои!” (см. Гал. 6:1; Иак. 5:19, 20).

ГОЛОС, ВЗЫВАЮЩИЙ “ВЕРЬ” В ПУСТЫНЕ СОМНЕНИЯ

Однажды, когда Иоанн проповедовал у реки Иордан, к нему пришел Иисус, чтобы принять крещение. Вы, вероятно, знаете историю о том, как Иоанн не хотел крестить Христа, но Тот убедил Его, как после крещения Иисуса с неба раздался глас Божий и как Святой Дух в виде голубя сошел на Него (Мф. 3:13-17).

Эти события явились подтверждением Иоанну, что Иисус действительно тот самый Мессия, для которого он готовил путь! С того времени Иоанн постоянно говорил: “Вот Агнец Божий”!

«На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: “Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира”» (Ин. 1:29).
«На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: “Вот Агнец Божий”» (Ин. 1:35, 36).

Иоанн в своих проповедях не говорил, что Иисус — просто благочестивый человек и великий учитель; он провозгласил Его жертвой за наши грехи, Тем, в ком мы могли получить спасение!

Мир неверия и скептицизма по-прежнему должен услышать трубный глас Иоанна! Иисус — Сын Божий! Он — единственная наша надежда! Давайте проповедовать это с такой же убежденностью, какая была у Иоанна.

ГОЛОС, ВЗЫВАЮЩИЙ “БУДЬ СМИРЕН” В ПУСТЫНЕ ГОРДЫНИ

Крещение Иисуса было кульминацией служения Иоанна. К тому моменту он, в основном, завершил свою работу, и после этого его служение пошло на убыль. Как предтеча Мессии, Иоанн должен был выполнить следующее: расчистить путь для Мессии, приготовить путь для Мессии и затем уступить его Мессии! Это было под силу Иоанну; он был готов исполнить любую роль, отведенную ему Богом.

Давайте обратимся к Ин. 3, где видно истинное величие Иоанна. Когда популярность Иисуса стала расти, к Иоанну пришли его ученики и сказали ему: “Равви! Тот, Который был с тобой при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот, Он крестит, и все идут к Нему” (ст. 26). Вы слышите нотки ревности в их словах. Они как будто говорят: “Когда-то все шли к нам, а теперь идут к Нему. Когда-то мы были в центре внимания, а теперь Он. Ведь это ты Его крестил; разве не понятно, что это делает тебя более великим, чем Он?”

Целые сражения были проиграны из-за чувства ревности среди командующих. Представьте, какой бы вред нанесла зарождающейся вере в Иисуса зависть учеников Иоанна, если бы он потворствовал этому. Послушайте достойный восхищения ответ Крестителя на их жалобы: “Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба” (ст. 27). Затем он подчеркнул, что был рад происходящему:

«Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: “Не я Христос, но я послан пред Ним”. Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Эта-то радость моя исполнилась» (ст. 28, 29).

В заключение он произнес удивительные слова: “Ему должно расти, а мне умаляться” (ст. 30). Нужно быть поистине великим человеком, чтобы так говорить и так считать!

Большинству известных мне проповедников, добившихся успеха, не понаслышке знакома проблема Иоанна. Они любят популярность, признают они это или нет. И все же, как правило, с возрастом уважаемых проповедников все реже приглашают прочесть проповедь, и на передний план выходят их более молодые коллеги. Как трудно нам бывает сказать: “Это хорошо. Нам нужно умаляться, а им возрастать. Да пребудет с ними Бог!”

Не только проповедники испытывают проблему со своим самолюбием. Если хвалят не нас, а других? Если не нам, а им достается лучшая работа или повышение в должности? Можем ли мы честно сказать, что рады за них? Можем ли мы искренне сказать: “Им нужно расти, а нам умаляться”?

Для некоторых из нас это самое большое испытание. Помните, что “Бог гордым противится, а смиренным дает благодать” (Иак. 4:6).

Да поможет нам Бог стать более похожими на Иоанна, который в мире гордыни взывал: “Будь смирен!”

ГОЛОС, ВЗЫВАЮЩИЙ “БУДЬ СМЕЛ” В ПУСТЫНЕ ТРУСОСТИ

Можно было бы рассмотреть и другие события в жизни Иоанна, но мы остановимся на заключительном эпизоде его служения. Как уже было сказано, его проповеди были критическими и тесно связанными с действительностью. В них он ничуть не боялся затронуть какую-либо личность. Наилучший пример тому —обличение им царя Ирода.

«Ирод же четвертовластник, обличаемый от него за Иродиаду, жену брата своего, и за все, что сделал Ирод худого, прибавил ко всему прочему и то, что заключил Иоанна в темницу» (Лк. 3:19).
«Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что Иоанн говорил ему: “Не должно тебе иметь ее”» (Мф. 14:3, 4).

Мы не знаем точно, как именно произошел конфликт между Иоанном и Иродом. Пришел ли Ирод к Иоанну послушать его проповеди? А может, Иоанн побывал в одном из дворцов Ирода? Нам не даются подробности, но в греческом тексте видно, что Иоанн постоянно говорил Ироду о незаконности его брака с Иродиадой.

Это требовало смелости, огромной смелости! Это требовало смелости потому, что Ирод был могущественным человеком. Это требовало смелости потому, что Иоанн обращал свой упрек к конкретному человеку. Одно дело, не подвергаясь никакой опасности, осуждать грех вообще с кафедры проповедника и совсем другое — сказать кому-то лично: “Ты не прав”. Это требовало смелости потому, что Иоанн говорил Ироду и Иродиаде то, что они должны были услышать, а не то, что хотели бы. Многие “евангельские учения” ни у кого обиды не вызывают, но Иоанн не задумываясь выпалил: “Не должно тебе иметь ее”, — и это встревожило слушавших! Это требовало смелости потому, что пророк не мог не знать, что его слова могут стоить ему жизни. Нельзя раздражать такого человека, как Ирод, с такой женой, как Иродиада, и не поплатиться за это. Как сказал Иисус, Иоанн не был “тростью, ветром колеблемой” (Мф. 11:7). Он был твердым и смелым гласом Божьим, осуждавшим грех!

Вы, конечно, знаете, что за этим последовало: заключение Иоанна под стражу, шумный пир с танцующей девицей и казнь Иоанна из-за мстительности жены Ирода. Существует предание, что будто бы, когда Иродиаде принесли голову Иоанна, она вонзила длинную булавку в язык пророка и визгливо крикнула: “Больше ты никогда не скажешь «Не должно тебе иметь ее»!”

Иродиада, видимо, считала, что ей удалось заставить Иоанна замолчать, но на самом деле это было не так. Невозможно заглушить голос смелого человека. Смерть Иоанна не давала Ироду покоя, и когда до него дошла молва об Иисусе, его начали преследовать мысли о том, что это мог быть воскресший Иоанн (Мк. 6:14). Даже после смерти влияние Иоанна было настолько велико, что Иисус, отвечая на вопросы, ссылался на его деяния (Мф. 21:23-27; Лк. 20:2-8).

Молю Бога, чтобы Он послал нам смелость Иоанна: смелость обличать грех на всяком месте; смелость лично говорить с людьми об их грехах; смелость говорить людям то, что им необходимо знать, а не то, что они хотят услышать; смелость стоять за правду, не считаясь с возможными последствиями. Иисус и сейчас обращается к каждому из нас с призывом: “Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни” (Отк. 2:10).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Иоанн был “голос, взывающий в пустыне”:

...голос, взывающий “отрекись от себя” в пустыне потворства своим желаниям.

...голос, взывающий “измени пути твои” в пустыне самодовольства.

...голос, взывающий “верь” в пустыне сомнения.

...голос, взывающий “будь смирен” в пустыне гордыни.

...голос, взывающий “будь смел” в пустыне трусости.

Как сумел Иоанн быть таким голосом? В чем был его секрет? Он посвятил себя Господу и исполнению Его воли. Он отважился стать не таким, как все. Он был готов говорить там, где другие молчали.

Дай нам Бог, чтобы у нас было больше таких людей, как Иоанн. Молю Его, чтобы Он помог каждому из нас стать похожим на Иоанна!

Вера | С Богом по жизни | Дзен