О «доме Ипатьева» сегодня хорошо известно даже людям, которые не особенно увлекаются историей, однако, гораздо меньше знают о том, почему этот дом носил именно такое название. Нередко почему-то думают, что этот самый таинственный Ипатьев — богатый купец, хотя на самом деле личность последнего владельца печально известного дома не имеет к торговой деятельности никакого отношения. Но как сам Николай Николаевич Ипатьев, так и его брат по имени Владимир были достаточно заметными людьми, вполне заслужившими отдельного рассказа.
Жизненный путь братьев Ипатьевых
Родился Николай Ипатьев в Москве в феврале 1869 года, в семье известного архитектора, через год с лишним после рождения брата Владимира (ноябрь 1867 года). После смерти в 1880 году матери, он вместе со своим братом отправился на учебу в Третью Московскую военную гимназию, позже ставшую кадетским корпусом. После ее окончания Николай поступил в Николаевское инженерное училища, Владимир же выбрал Михайловское артиллерийское училище. Оба брата успешно трудились на избранном поприще — Николай стал инженером-строителем, а Владимира заинтересовала химия, которой он и посвятил свою жизнь.
Затем их дороги разошлись — Николай участвовал в строительстве Транссибирской магистрали, разрабатывал проекты различных объектов, например, здания Уральского горного института. Поездив по стране в качестве военного инженера, он лишь в 1906 году поселился в Екатеринбурге, и через два года купил тот самый дом, получивший его имя. Владимир же занимался исследованиями в области органической химии, был преподавателем, работал за границей и защитил ряд научных диссертаций. Он оказался успешней своего брата — в 1914 году стал членом-корреспондентом Академии наук и признанным ученым-химиком в сфере переработки нефти и взрывчатых веществ, а также еще и получил звание генерал-майора.
Краткая история самого дома Ипатьева
Свой ставший впоследствии всемирно знаменитым дом Николай Ипатьев приобрел в 1908 году, став третьим по счету собственником с момента постройки примерно в 1880 году. Располагался он на Вознесенской горке, где во второй половине XVIII – начале XIX веков стояла Старо-Вознесенская деревянная церковь. Первым владельцем дома стал богатый чиновник И.Рекордивцев — человек с не слишком хорошей репутацией в городе из-за своего сомнительного образа жизни. После его смерти в 1898 году новым хозяином стал золотопромышленник И.Шаравьев, однако, он владел им всего 10 лет. Впутавшись в темное дело, связанное с махинациями золотыми приисками, нечистый на руку делец получил тюремный срок, а дом был выставлен на продажу. Тогда его и купил Н.Ипатьев, к тому времени заработавший на строительстве железных дорог значительные средства.
Здесь он и поселился, устроив одновременно в здании свою контору подрядных работ. Как инженер, он питал пристрастие к техническим новинкам, поэтому дом был обустроен по последнему слову — в нем был телефон, электричество, водопровод и даже ванная с подогревом от колонки.
И оставался бы этот дом никому не известным за пределами Екатеринбурга, но в апреле 1918 года местным властям срочно понадобилось жилище для перевезенного в город бывшего императора Николая II с семьей и несколькими слугами. Выбор пал на дом Ипатьева и в качестве причин первый его комендант А.Авдеев назвал удобное местоположение. Находясь в центре города, он одновременно был расположен в таком месте, откуда можно было отразить внезапное нападение с целью освобождения царской семьи.
Дальнейшая судьба Николая и Владимира Ипатьевых
Самому же Ипатьеву было предписано выселиться из дома и лишь через 5 дней после трагических событий в ночь на 17 июля ему разрешили вернуться, передав ключи. Но инженер больше не жил в своем доме, а в начале 1920-х годов покинул Россию и поселился в Праге, где и жил до самой смерти в 1938 году.
Что же касается его брата Владимира, во время Первой мировой он занимался вопросами противохимической защиты русских войск. В 1916 году он был произведен в генерал-лейтенанты и стал действительным членом Академии наук. После 1917 года он работал в советских организационных структурах, был членом Госплана и Президиума ВСНХ, активно участвовал в создании четырех институтов, включая знаменитый Радиевый институт. В 1926 году В.Ипатьев получил одну из первых Ленинских премий (кстати, его лично знал и уважал и сам Ильич). Однако, на рубеже 1920 и 1930 годов несколько его учеников были арестованы по делу Промпартии и в связи с риском повторить их судьбу Ипатьев решил не рисковать и выехав в 1930 году в Германию на международный химический конгресс обратно не вернулся. Впоследствии он переехал в США, где и умер в 1952 году.
А дом простоял до 1977 года, когда по решению Политбюро ЦК КПСС, принятого по настоянию Ю.Андропова, он был снесен. Руководил сносом будущий первый президент РФ и тогдашний первый секретарь Свердловского обкома Борис Ельцин. Впоследствии он дал по этому поводу знаменитое интервью, в котором раскаивался в случившимся и утверждал, что сделал это под сильным давлением из Москвы.