Статьи на эту тему я уже писал не раз. Но данный материал бы сделан по заказу одного исторического сайта, который приказал долго жить раньше (увы, пандемия), чем опубликовал мою статью. Не пропадать же добру, вот и я решил опубликовать её на гораздо более широкую аудиторию.
История с трофейными французскими танками оказалась изрядно запутанной. И, хотя, все интересующиеся военной истории по-настоящему, могут давно знать, что и как, до сих пор ходят некоторые мифы на эту тему.
Суть же в том, что Вермахт, победив Францию в 1940 году, захватил огромные трофеи: артиллерию, бронетехнику, стрелковое вооружение и многое другое. Сколько было трофейных танков, тем более исправных, до сих пор никто не знает. Но на 1-е сентября Франция располагала 5455 танками только в метрополии. Правда, в это число входит 2 850 устаревших Renault FT, из которых реально можно было как-то использовать половину. В боевых же частях французская армия, к началу немецкого вторжения, имела 3290 танков. Учитывая, что сами немцы имели тогда в наличии 3465 танков, а в боевых частях 2560, понятно, что подарок в две (а то и более) тысячи танков немецких генералов не мог не порадовать.
Сгоряча они запланировали за счёт французской техники сформировать шесть новых танковых дивизий. Стоит отметить, что ведь не только танки стали трофеями. Немцам досталось немалое число бронеавтомобилей, транспортёров пехоты и тягачей артиллерии, различных машин технического обслуживания, мотоциклов, автомобилей и всего прочего. Причём весьма хорошего качества. А шесть дивизий — это больше, чем в любой из танковых групп утром 22-го июня 1941 года.
Собственно, вся вышеприведенная информация и дала возможность предположить, что в нападении на Советский Союз Вермахт использовал почти пять тысяч французских танков. Как не удивительно, подобные данные можно прочитать даже в самых современных публикациях.
Однако, как давно известно, сформировали немцы из французских танков лишь две танковые бригады. Которые изображали наличие танковых частей на Западном фронте, но, по сути являлись, учебными и в боевых действиях реально не приняли участия. Какое-то количество танков действительно было использовано против Советского Союза в 41-м:
— отдельный огнеметный батальон, который укомплектовали тремя десятками тяжелых французских танков, переделанных в огнемётные;
— отдельный танковый батальон был сформирован и отправлен в Норвегию, на который с трудом набрали полсотни исправных танков;
— несколько французских танков использовали для десантных групп бронепоездов.
И всё. Гораздо бо́льший вклад внесли французские бронеавтомобили и самоходные противотанковые установки, созданные на шасси французских танков.
Почему так получилось и с чего командование Вермахта отказалось формировать новые танковые дивизии?
Начнём с немецких танкистов. Сами французские танки во многом отличались от немецких, в том числе (сам не проверял и во французском танки не был) они были и очень тесными, а это немцы очень не любили. Но с этим можно было примериться, наверное, если бы не французские одноместные башни на всех без исключения танках к началу Второй Мировой.
В Вермахте если и имелись одноместные танковые башни, то там и вооружение состояло из пулемётов и автоматических пушек, а это совсем другое дело. В немецких танковых башнях, где устанавливались пушки, экипаж состоял из трёх человек: наводчик — стрелял, заряжающий — заряжал, а командир руководил боем. Совмещение всех трёх операций в тесной башне французского танка, после комфорта немецких машин, хороших эмоций вызвать не могло. Даже в двухместные башни чехословацких танков, состоявших на вооружении Вермахта, немецкие инженеры пытались втиснуть третьего танкиста. Но там хоть для этого был какой-то запас пространства.
А что касается тех, кто оценивал французские танки в штабах Вермахта, то их разочарование наступило тогда, когда они поняли: французские танки не вписываются в германскую систему вооружений. Все танки Вермахта были по типу кавалерийские или крейсерские, предназначенные для подвижных соединений и решаемых ими (соединениями) задач. Конечно, и во французской армии были танки такого типа. Они даже имели преимущество перед немецкими в толщине брони. Зато сильно уступали им в маневренных качествах. А когда оказалось, что из примерно восьмисот французских кавалерийских танков, доставшихся в качестве трофеев, значительная часть неисправна, надо на все ставить по любому немецкие радиостанции, то есть требуется много усилий, то разговор про шесть новых дивизий как-то сразу забылся.
Потом, французские танки использовались в составе небольших подразделений — отдельных батальонов и рот, но в основном на самых второстепенных участках, где и повоевать не пришлось. Но в целом, вклад французских трофейных танков был почти нулевой, если учитывать их количество.
Рекомендую вам мою статью про использование трофейных французских танков и бронеавтомобилей в Вермахте: