Третья волна Коронавируса породила новый всплеск удаленного формата работы многих компаний. Так, власти Москвы рекомендовали работодателям перевести на удаленный режим работы не менее 30% своих сотрудников уже с 13 июня 2021 года. При этом следует учитывать один важный момент: если в 2019-2020 годах данные нормы касались всех (или почти всех), то в 2021 году удаленный формат относится к сотрудникам, не прошедшим вакцинацию от COVID-19.
Но и это не самое главное. Парадокс наблюдается в новой редакции Трудового кодекса РФ, где были внесены изменения именно по удаленной форме работы, увольнению и отчетности. Сегодня компании получили право отправлять своих работников в онлайн даже без их на то согласия, что закреплено в ТК РФ Ст. 312.9. (пожар, пандемия, стихийные бедствия и прочее).
При удаленном режиме работы, оплата труда не меняется в сторону снижения, а стоимость используемого в работе оборудования (компьютерная и оргтехника), компенсируется работодателем.
Однако, заметной активности работодателей по применению новой редакции ТК РФ пока не наблюдается, так как переводить сотрудников на удаленку выгодно далеко не всем и не во всех сферах деятельности. Особенно, если бизнес связан с производством, здравоохранением и оказанием фактических услуг.
Кому на удаленке хорошо, а кто желает вернуться в офис?
На фоне всей этой неразберихи с вирусом, возникает вполне логичный вопрос – кому и когда выгодно отправлять сотрудников на удаленную работу, а также насколько это нравится самим работникам?
По итогам проведенных исследований в период пандемии, было установлено:
- 50% опрошенных руководителей компаний готовы перевести своих работников на удаленку и оставить такой формат навсегда;
- всего 15% из числа онлайн работников согласны оставить «все как есть» и продолжить рабочий день в произвольной форме или по утвержденному компанией расписанию;
- 70% из числа переведенных на удаленку работников не настроены на полноценную работу дома и хотят компромисс: 50/50 – работа на дому и в офисе.
Спокойно отнеслись к удаленному рабочему режиму фрилансеры, сотрудники IT компаний, программисты, специалисты электронных СМИ, аналитики и даже бухгалтера, которые и ранее контролировали свой рабочий график самостоятельно.
Почему работникам не сидится дома, а работодателям не работается в офисе?
Как стало известно из СМИ, ряд компаний готовы разграничить рабочий график своих сотрудников по сферам деятельности на удаленных и офлайн. То есть, если работа не требует прямого взаимодействия с клиентом, руководством и партнерами, то можно ее выполнять дома. В случае работы на производстве, в лабораторных условиях, с аудиторией сохраняется офисный формат взаимодействия.
Сами сотрудники от таких нововведений разделились на 3 категории: кому нравится удаленка, кто не доволен на 100% и те, кто готов работать в таком режиме, но только временно или в совмещенном графике (3 дня удаленка, 2 в офисе).
Кому выгодно переводить сотрудников на удаленку?
Всем компаниям, имеющим в штате сотрудников ряда специальностей:
- консультанты;
- аналитики;
- бухгалтеры;
- дизайнеры и архитекторы;
- люди творческих профессий;
- работники умственного труда – копирайтеры, программисты, разработчики ПО, журналисты, редакторы и прочие профессии.
Многие магазины также решили скорректировать рабочий процесс под текущую ситуацию с COVID 19. Большинство из них создали интернет-платформы для коммерции, что не во всех случаях дало ожидаемый результат. Причины тому – высокая конкуренция и отсутствие правильных настроек, в том числе по формату онлайн продаж, логистике и удаленному обслуживанию клиентов.
Почему удаленка так привлекает работодателей:
- Снижение затрат на аренду офисов и помещений.
- Изменение модели управления – переход от процесса к результату. Перед сотрудником ставится задача и сроки, а как и в какое время будет проделана работа, не имеет значения. Это и хорошо, и плохо, так как не все сотрудники имеют самоконтроль и зачастую могут неправильно распределить рабочее время и отдых.
- Из предыдущего пункта вытекает еще одно преимущество для работодателя от удаленного рабочего режима – прием на работу специалистов высшего звена без требований по локации. То есть, география потенциальных кандидатов на должность расширяется, а уволить сотрудника за невыход на работу (в том числе удаленно) можно, воспользовавшись регламентом ТК РФ Статья 312.8. – отсутствие связи с работодателем без уважительной причины более 2-х дней.
- Отсутствует необходимость обслуживать офис со всеми вытекающими расходами – обед, клининг, коммунальные платежи, оборудование и прочее. При этом напомним, что оплата технической части рабочего процесса на удаленке (оборудование) ложится на работодателя согласно условиям внутреннего Устава или отдельно оформленного Локального нормативного акта.
- Кризис сильно выявил людей по настрою к работе. Те, кто действительно стараются делать свою работу на отлично, на удаленке показали еще больший результат. При этом заметно выделяются категории работников «с 9 до 18», которые просто просиживали свое рабочее время в офисе в ожидании окончания дня/недели.
Даже тот факт, что для обеспечения полноценной работы потребуется нести регулярные затраты (CRM-программы, 1С бухгалтерия, обслуживание оборудования, энергозатраты и прочее), не пугает работодателей. Для многих важен не процесс, а результат и экономическая составляющая.
Удаленка дает больше свободы – по времени, выходным, загруженности и т.д. Сам себе хозяин, что подходит далеко не всем сотрудникам.
Читайте про "обратную" сторону удаленки
Получайте полезные чек-листы и свежие идеи для вашего бизнеса!
Больше статей о льготном финансировании, грантах, субсидия, сервисах для бизнеса читайте на официальном сайте Бизнес Пропаганды.