Люблю я стиль модерн.
"Архитектуру модерна отличает отказ от классических линий и углов в пользу более декоративных (необарочных, неоготических, неорусских) линий при использовании новых материалов, таких как металл, бетон, железобетон и стекло ... В отличие от поздней архитектуры, модерн сохраняет интерес к декору, который уже выражается в плиточной облицовке и кованых металлоконструкциях." / https://ru.wikipedia.org/wiki/Архитектура_модерна. Яркие приметы модерна - нарочитый декор и театральность, стилизация под прошлое. Модерн включал множество стилевых направлений: от неоромантизма до неоготики, ренессанса, и др. Пожалуй, самой знаменитой постройкой в стиле модерн является возведенная в 1889 году Эйфелева башня в Париже.
Кто разобрал Эйфелеву башню в 1940 году?
Пример модерна - за́мок Ласточкино гнездо на Южном берегу Крыма.
Памятник архитектуры (и истории) под названием Ласточкино гнездо находится на территории поселка Гаспра и расположен на Аврориной скале мыса Ай-Тодор.
В советское время экскурсии в за́мок не водили. После революции здание было разграблено и находилось в запустении. Дело довершило землетрясение 1927 года.
Была попытка устроить здесь читальный зал местного дома отдыха, но провалилась. Здание объявили аварийным (оно таким и было) и закрыли. А восстанавливать стали только в конце 1960-х гг. (фасад). После проведенной реконструкции Ласточкино гнездо стало символом Южного берега Крыма.
А экскурсантов по-прежнему не возили. Показывали здание чаще всего из окон туристического автобуса. При этом (почему-то) экскурсоводы, немного рассказав о здании, задавали вопрос: "Как вы считаете, является здание памятником архитектуры?",- на что раздавалось в ответ нестройное "Не-е-е-т...". Почему-то памятник был объявлен образцом низкого вкуса и пошлости. Впрочем, не "почему-то", а потому, что стиль модерн, насквозь буржуазный, был чужд советской власти. В то время когда восстанавливали памятник, в СССР победил т.наз. архитектурный модернизм, отправной точкой которого явилось постановление Хрущева <ЦК КПСС и Совета министров СССР> от 4 ноября 1955 года "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве".
Еще одна реконструкция была проведена в 2002 г. В настоящее время Ласточкино гнездо открыто для посещения. Чуть позже в плите-фундаменте обнаружили трещины, посещение замка на время приостанавливалось; последние реставрационные работы закончились в 2020 году. Отдыхая в 2017 году с семьей в Ялте, я посетила Ласточкино гнездо и получила от поездки огромное удовольствие.
Но с этим замком не все так просто. Разнятся сведения о владельцах, строителях здания. Нет полной ясности с названием: Ласточкиным гнездом, получается, назывались различные построенные на скале здания, а ялтинские путеводители разных лет приводят противоречивые данные. Считается, это из-за того, что Ласточкино гнездо несколько раз перестраивалось, меняло хозяев и даже предназначение.
Но дело не только в этом: на мысе Ай-Тодор было построено в свое время два разных здания, каждое со своей историей. В путеводителях по ошибке оба здания именовались Ласточкиным гнездом. Попробуем разобраться. Обопремся на факты.
Известно, что за́мок на скале выстроил врач, доктор медицины, россиянин немецкого происхождения Адальберт Карлович Тобин. В 1888 г. он выкупил у семьи Гончаровых имение, которое те продали из-за долгов и накопившихся в результате неуплаты налогов. Имение представляло 6 участков земли с разбитыми виноградниками в Гаспре на мысе Ай-Тодор.
Зачем они понадобились скромному врачу Тобину? О, это был интересный человек. Адальберт Карлович (в прошлом, кстати, участник Крымской войны) с 1873 года проживал в Ялте, и у него там был дом. Тобин занимался частной практикой, одно время даже служил врачом в больнице при императорской ливадийской резиденции и даже - на 2 срока, в 1883-м г. и 1887-м - избирался гласным Ялтинской городской думы! Ну, а на своей земле он дачи разбил и сдавал их в аренду.
На мысе Ай-Тодор изначально было построено два разных здания, каждое со своей историей.
Уже в 1889 году в "Практическом путеводителе по Крыму" (того же года издания) указывалось, что на Аврориной скале с западной стороны находится принадлежащий А.К. Тобину дом с белой балюстрадой на крыше и называется он Белая ласточка (как быстро построен, заметьте!) С легкой руки автора путеводителя Анны Москвич дом стали называть Ласточкино гнездо. Это, скажем так, не вполне корректно. Все-таки это Белая ласточка / во избежание путаницы будем в дальнейшем именно так называть построенный Тобиным дом.
В том же году в имении появились и дачи. Вот как все это, очевидно, выглядело: "на совершенно отвесной почти скале и с балкона вы видите внизу море", а между маяком и средним утесом "разбросаны дачные домики того же землевладельца". Маяк, упоминаемый в путеводителе, стоит на мысе Ай-Тодор с 1835 года, а возведен он был по инициативе не кого-либо, а адмирала Черноморского флота М.П. Лазарева (да-да, того самого. Одного из первооткрывателей Антарктиды).
Но вернемся в имение Тобина.
В 1889 г. врач А.К. Тобин построил на Аврориной скале с западной стороны дом с белой балюстрадой на крыше. Дом назывался Белая ласточка.
Несмотря на то, что первые дачи были выстроены на совершенно открытой местности, деревья еще не успели вырасти, да и с пресной водой проблемы, они шли нарасхват, т.к. было много желающих "восстановить за дешевую цену свое здоровье и подышать свежим воздухом", - пишет тот же путеводитель.
Между тем замысел Тобина был гораздо шире. Он мечтал о создании на мысе Ай-Тодор совершенно нового курорта "для климатолечения". Развивалось новое направление в медицине развивалось - курортология, не последнюю роль сыграл и пример отдыха царской семьи в Ливадии. Тобин планировал вести дело семейно, с женой. Выстроили они на скале два дома: один дом принадлежал Тобину, а другой - Тобиной. На фотографии из Алуштинского музея (см. выше) видны они оба: слева -"Белая ласточка" А.К. Тобина, справа - "Ласточкино гнездо" Е.А. Тобиной.
О жене, Елизавете Александровне Тобиной (до замужества фон Штейнгель), следует сказать отдельно. Она тоже приобрела участки на той же Аврориной скале. Исследователи М.М. Петрова, крымский исследователь, и А.В. Карагодин, к.и.н., преподаватель МГУ, считают, что это она на высоте 38 м. построила каменный дом над обрывом на восточной стороне скалы (Карагодин А.В., Петрова М.М. Владельцы и строители замка "Ласточкино гнездо" - символа Южного берега Крыма - без мифов и легенд. // Исторический журнал: научные исследования. 2019. № 6. С. 54- 68). Это строительство, считают те же исследователи, велось даже раньше, в 1885-1886 гг. (здесь, правда, нестыковка с датой приобретения Тобиным участков). И это она, Елизавета Александровна, назвала свой зáмок Ласточкино гнездо. Так и будем в дальнейшем называть именно этот зáмок.
Неясности есть и еще. В то же самое время этот дом в семье был назван Генералифе, его называли и Зáмком любви. С Зáмком любви связана легенда, что вот какой-то генерал… вроде бы возвел его на этом месте…в честь любимой… Не вписывается в историю памятника генерал, ну никак не вписывается. Тобины строили, это установлено, но и вопрос возникает: а почему Генералифе-то?
На той же Аврориной скале приобрела участки Е.А. Тобина и построила на высоте 38 м каменный дом в неоготическом стиле над обрывом на восточной стороне скалы. Елизавета Александровна назвала свой зáмок Ласточкино гнездо.
В следующем путеводителе по Крыму - 1894 г. - читаем: "на последнем утесе, у края обрыва, стоит оригинальный дом г. Тобина, в виде замка с башнею". Только это дом Тобиной. Это каменное здание в неоготическом стиле, оштукатуренное и выкрашенное в красный цвет, известное по картинам художников и фотографиям того времени.
А Белая ласточка Адальберта Карловича тоже никуда не делась. Она стала корпусом санатория "Жемчужина" (о нем дальше).
Дальше с имением Тобиных произошло то же, что некогда с участками Гончаровых: после смерти мужа в (1891 г.) Е.А. Тобина имение распродала. В 1902 г. участок с ее Ласточкиным гнездом отошел ее младшей сестре. Впрочем, сестры фон Штейнгель прекрасно ладили, жили они в Крыму, а вскоре к ним присоединился еще и брат. Зáмком пользовались, видно, сообща, т.к. в том же путеводителе сообщалось, что строение является дачей, но комнаты в нем внаем не сдаются.
Тобиным принадлежали, не забудем, еще и другие участки. Бóльшую их часть выкупил известный меценат П.Г. Шелапутин (на его средства, например, был создан эллинистический зал Музея изящных искусств на Волхонке). В частности, Шелапутин выкупил и 2 принадлежавших ранее Тобину десятины земли вместе с Белой ласточкой (вот где она у нас нашлась) и основал на Ай-Тодоре небольшой курорт под названием "Жемчужина". Эта крымская „жемчужина“ включала 8 сдаваемых помесячно дач и в путеводителе 1908 г. тоже названа… „Ласточкиным гнездом» (но мы уже выяснили, что это неправильно).
Теперь вернемся к Штейнгелям и к настоящему Ласточкиному гнезду. В 1911 году и участки, и дом их семьи снова были проданы. Новым владельцем стал миллионер С.К. Рахманов (и опять известная, на этот раз старообрядческая, семья - Сергей Карпович, купивший имение, был братом философа и издателя Георгия Карповича Рахманова; был еще один брат, Иван Карпович; Рахмановым принадлежала уникальнейшая в России коллекция иконописи).
Забегая вперед, скажу, что после этой покупки зáмок был перестроен и приобрел современный облик. Т.е. мы видим сегодня именно этот памятник, построенный то ли в 1912-м, то ли в 1913 году.
Рахманов захотел иметь в Крыму нечто совершенно романтическое. Зáмок в средневековом стиле, как у германских королей (может, повлиял пример зáмка Нойшванштайн? Декоративность и театральность модерна, о которых я писала в начале статьи, очень роднят эти два памятника).
Захотел - и затеял новую постройку. В 1911 г. проект был заказан архитектору Шервуду.
Опять известная в России фамилия потомственных архитекторов. Дальше неясности: то ли это Николай Сергеевич Шервуд, он сын архитектора С.В. Шервуда и внук архитектора Владимира Осиповича Шервуда, автора проекта Исторического музея в Москве, то ли некий А.В. Шервуд (кто он? - такие инициалы, как теперь установлено, ошибочно, указаны на памятной доске). М.М. Петрова и А.В. Карагодин установили, что архитектором все-таки являлся Николай Сергеевич Шервуд. Молодой, талантливый, он как раз к тому времени переехал из Москвы в Крым. А еще - приходился племянником Рахманову.
В 1913 году зáмок Ласточкино гнездо был перестроен и приобрел современный облик.
Строительство началось на площадке отрога Монастырь-Бурун, на которой прежде располагался средневековый монастырь Ай-Тодор (не сохранился, но дал название мысу).
Архитектором построенного на мысе Ай-Тодор в 1913 году неоготического здания являлся Николай Сергеевич Шервуд.
И вот в 1913 году на месте бывшего монастыря появился прекрасный неоготический зáмок (на памятной доске указан 1912 год, но в источниках все-таки 1913-й). Шервуд, учитывая малые размеры участка на горе, придумал ступенчатую композицию постройки. Здание 12-метровой высоты основывалось на фундаменте 10 х 20 м. Современники называли такие объемы "птичьими". Птичий объем повлек и расположение комнат: кабинет, гостиная, за ними 2 спальни последовательно располагались в поднимающейся над скалой двухэтажной башне.
Ну чем не ласточкино гнездо? Название к тому времени закрепилось за зданием. Для различения с предыдущими постройками на открытках подписывали "Ласточкино гнездо Рахманова" или "Новое Ласточкино гнездо".
Современники отмечали необычный вид перестроенного здания:
Однако же постройка казалась настолько необычной, что архитектора обвиняли в непрофессионализме. Даже в некрологе <"Ялтинская новая жизнь". 15 марта 1917 г.> написали: "Талантливый дилетант, нервный, порывистый, - он как архитектор порою весь загорался цветистым пламенем эффектных проектов и причудливых эскизов, часто нескладных, практически невыполнимых, но всегда романтически-нежных и экзотически-пышных…"
Дальнейшая судьба зáмка Ласточкино гнездо нам уже известна. После событий 1917 года в нем недолгое время жили супруги Кюлевы - дочь С.К. Рахманова Мария Кюлева с мужем - ученым Владимиром Артемовичем Кюлевым, он же брат художника Ивана Кюлева (ну просто везло имению на известных людей!). В 1920 году супруги уехали в эмиграцию во Францию.
Вот, собственно, все. Жаль похищенную после отъезда хозяев коллекцию картин. Порадуемся, что зáмок восстановлен и является достоянием народа. Таковым он являлся в украинском Крыму - памятником архитектуры и истории национального значения, с 2011 г. находился в муниципальной собственности. Таковым памятник является и в настоящее время в российском Крыму. В 2015 г. постановлением Правительства РФ Ласточкино гнездо отнесено к объектам культурного наследия федерального значения.
А что касается утраченных картин – ну что же, на территории музейного комплекса, продолжая традицию, проводятся художественные выставки. Самая известная - выставка 2011 года "Волшебный мир Архипа Куинджи". Здесь же находятся лавки крымских сувениров.