Найти тему
Stories и история

Пробуем разгадать загадку за́мка ЛАСТОЧКИНО ГНЕЗДО

Оглавление

Люблю я стиль модерн.

"Архитектуру модерна отличает отказ от классических линий и углов в пользу более декоративных (необарочных, неоготических, неорусских) линий при использовании новых материалов, таких как металл, бетон, железобетон и стекло ... В отличие от поздней архитектуры, модерн сохраняет интерес к декору, который уже выражается в плиточной облицовке и кованых металлоконструкциях." / https://ru.wikipedia.org/wiki/Архитектура_модерна. Яркие приметы модерна - нарочитый декор и театральность, стилизация под прошлое. Модерн включал множество стилевых направлений: от неоромантизма до неоготики, ренессанса, и др. Пожалуй, самой знаменитой постройкой в стиле модерн является возведенная в 1889 году Эйфелева башня в Париже.

Кто разобрал Эйфелеву башню в 1940 году?

Пример модерна - за́мок Ласточкино гнездо на Южном берегу Крыма.

За́мок "Ласточкино гнездо" - символ Южного берега Крыма. Фото автора.
За́мок "Ласточкино гнездо" - символ Южного берега Крыма. Фото автора.

Памятник архитектуры (и истории) под названием Ласточкино гнездо находится на территории поселка Гаспра и расположен на Аврориной скале мыса Ай-Тодор.

В советское время экскурсии в за́мок не водили. После революции здание было разграблено и находилось в запустении. Дело довершило землетрясение 1927 года.

Последствия землетрясения 30 августа 1927 г. Изображение из открытых источников.
Последствия землетрясения 30 августа 1927 г. Изображение из открытых источников.

Была попытка устроить здесь читальный зал местного дома отдыха, но провалилась. Здание объявили аварийным (оно таким и было) и закрыли. А восстанавливать стали только в конце 1960-х гг. (фасад). После проведенной реконструкции Ласточкино гнездо стало символом Южного берега Крыма.

Южный берег Крыма. Путь к "Ласточкиному гнезду". Фото автора.
Южный берег Крыма. Путь к "Ласточкиному гнезду". Фото автора.

А экскурсантов по-прежнему не возили. Показывали здание чаще всего из окон туристического автобуса. При этом (почему-то) экскурсоводы, немного рассказав о здании, задавали вопрос: "Как вы считаете, является здание памятником архитектуры?",- на что раздавалось в ответ нестройное "Не-е-е-т...". Почему-то памятник был объявлен образцом низкого вкуса и пошлости. Впрочем, не "почему-то", а потому, что стиль модерн, насквозь буржуазный, был чужд советской власти. В то время когда восстанавливали памятник, в СССР победил т.наз. архитектурный модернизм, отправной точкой которого явилось постановление Хрущева <ЦК КПСС и Совета министров СССР> от 4 ноября 1955 года "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве".

Еще одна реконструкция была проведена в 2002 г. В настоящее время Ласточкино гнездо открыто для посещения. Чуть позже в плите-фундаменте обнаружили трещины, посещение замка на время приостанавливалось; последние реставрационные работы закончились в 2020 году. Отдыхая в 2017 году с семьей в Ялте, я посетила Ласточкино гнездо и получила от поездки огромное удовольствие.

Плывем из Ялты к "Ласточкиному гнезду".
Плывем из Ялты к "Ласточкиному гнезду".

Но с этим замком не все так просто. Разнятся сведения о владельцах, строителях здания. Нет полной ясности с названием: Ласточкиным гнездом, получается, назывались различные построенные на скале здания, а ялтинские путеводители разных лет приводят противоречивые данные. Считается, это из-за того, что Ласточкино гнездо несколько раз перестраивалось, меняло хозяев и даже предназначение.

Но дело не только в этом: на мысе Ай-Тодор было построено в свое время два разных здания, каждое со своей историей. В путеводителях по ошибке оба здания именовались Ласточкиным гнездом. Попробуем разобраться. Обопремся на факты.

На мысе Ай-Тодор было построено в свое время два разных здания. Вот они на фото 1950-х гг. из Алуштинского историко-краеведческого музея.
На мысе Ай-Тодор было построено в свое время два разных здания. Вот они на фото 1950-х гг. из Алуштинского историко-краеведческого музея.

Известно, что за́мок на скале выстроил врач, доктор медицины, россиянин немецкого происхождения Адальберт Карлович Тобин. В 1888 г. он выкупил у семьи Гончаровых имение, которое те продали из-за долгов и накопившихся в результате неуплаты налогов. Имение представляло 6 участков земли с разбитыми виноградниками в Гаспре на мысе Ай-Тодор.

Зачем они понадобились скромному врачу Тобину? О, это был интересный человек. Адальберт Карлович (в прошлом, кстати, участник Крымской войны) с 1873 года проживал в Ялте, и у него там был дом. Тобин занимался частной практикой, одно время даже служил врачом в больнице при императорской ливадийской резиденции и даже - на 2 срока, в 1883-м г. и 1887-м - избирался гласным Ялтинской городской думы! Ну, а на своей земле он дачи разбил и сдавал их в аренду.

На мысе Ай-Тодор изначально было построено два разных здания, каждое со своей историей.

Уже в 1889 году в "Практическом путеводителе по Крыму" (того же года издания) указывалось, что на Аврориной скале с западной стороны находится принадлежащий А.К. Тобину дом с белой балюстрадой на крыше и называется он Белая ласточка (как быстро построен, заметьте!) С легкой руки автора путеводителя Анны Москвич дом стали называть Ласточкино гнездо. Это, скажем так, не вполне корректно. Все-таки это Белая ласточка / во избежание путаницы будем в дальнейшем именно так называть построенный Тобиным дом.

В том же году в имении появились и дачи. Вот как все это, очевидно, выглядело: "на совершенно отвесной почти скале и с балкона вы видите внизу море", а между маяком и средним утесом "разбросаны дачные домики того же землевладельца". Маяк, упоминаемый в путеводителе, стоит на мысе Ай-Тодор с 1835 года, а возведен он был по инициативе не кого-либо, а адмирала Черноморского флота М.П. Лазарева (да-да, того самого. Одного из первооткрывателей Антарктиды).

Но вернемся в имение Тобина.

В 1889 г. врач А.К. Тобин построил на Аврориной скале с западной стороны дом с белой балюстрадой на крыше. Дом назывался Белая ласточка.

Несмотря на то, что первые дачи были выстроены на совершенно открытой местности, деревья еще не успели вырасти, да и с пресной водой проблемы, они шли нарасхват, т.к. было много желающих "восстановить за дешевую цену свое здоровье и подышать свежим воздухом", - пишет тот же путеводитель.

Между тем замысел Тобина был гораздо шире. Он мечтал о создании на мысе Ай-Тодор совершенно нового курорта "для климатолечения". Развивалось новое направление в медицине развивалось - курортология, не последнюю роль сыграл и пример отдыха царской семьи в Ливадии. Тобин планировал вести дело семейно, с женой. Выстроили они на скале два дома: один дом принадлежал Тобину, а другой - Тобиной. На фотографии из Алуштинского музея (см. выше) видны они оба: слева -"Белая ласточка" А.К. Тобина, справа - "Ласточкино гнездо" Е.А. Тобиной.

О жене, Елизавете Александровне Тобиной (до замужества фон Штейнгель), следует сказать отдельно. Она тоже приобрела участки на той же Аврориной скале. Исследователи М.М. Петрова, крымский исследователь, и А.В. Карагодин, к.и.н., преподаватель МГУ, считают, что это она на высоте 38 м. построила каменный дом над обрывом на восточной стороне скалы (Карагодин А.В., Петрова М.М. Владельцы и строители замка "Ласточкино гнездо" - символа Южного берега Крыма - без мифов и легенд. // Исторический журнал: научные исследования.  2019. № 6. С. 54- 68). Это строительство, считают те же исследователи, велось даже раньше, в 1885-1886 гг. (здесь, правда, нестыковка с датой приобретения Тобиным участков). И это она, Елизавета Александровна, назвала свой зáмок Ласточкино гнездо. Так и будем в дальнейшем называть именно этот зáмок.

Дом Е.А. Тобиной на картине Г.П.Кондратенко "Ласточкино гнездо" 1890 г. Изображение из открытых источников.
Дом Е.А. Тобиной на картине Г.П.Кондратенко "Ласточкино гнездо" 1890 г. Изображение из открытых источников.
А здесь, на картине Л.Ф. Лагорио "Ласточкино гнездо в Крыму" 1903 г. - дом А.К. Тобина "Белая ласточка". Изображение из открытых источников.
А здесь, на картине Л.Ф. Лагорио "Ласточкино гнездо в Крыму" 1903 г. - дом А.К. Тобина "Белая ласточка". Изображение из открытых источников.

Неясности есть и еще. В то же самое время этот дом в семье был назван Генералифе, его называли и Зáмком любви. С Зáмком любви связана легенда, что вот какой-то генерал… вроде бы возвел его на этом месте…в честь любимой… Не вписывается в историю памятника генерал, ну никак не вписывается. Тобины строили, это установлено, но и вопрос возникает: а почему Генералифе-то?

На той же Аврориной скале приобрела участки Е.А. Тобина и построила на высоте 38 м каменный дом в неоготическом стиле над обрывом на восточной стороне скалы. Елизавета Александровна назвала свой зáмок Ласточкино гнездо.

В следующем путеводителе по Крыму - 1894 г. - читаем: "на последнем утесе, у края обрыва, стоит оригинальный дом г. Тобина, в виде замка с башнею". Только это дом Тобиной. Это каменное здание в неоготическом стиле, оштукатуренное и выкрашенное в красный цвет, известное по картинам художников и фотографиям того времени.

Дом Е.А. Тобиной на мысе Ай-Тодор. Цветное фото 1904 г. С.М. Прокудина-Горского. Изображение из открытых источников.
Дом Е.А. Тобиной на мысе Ай-Тодор. Цветное фото 1904 г. С.М. Прокудина-Горского. Изображение из открытых источников.

А Белая ласточка Адальберта Карловича тоже никуда не делась. Она стала корпусом санатория "Жемчужина" (о нем дальше).

Дальше с имением Тобиных произошло то же, что некогда с участками Гончаровых: после смерти мужа в (1891 г.) Е.А. Тобина имение распродала. В 1902 г. участок с ее Ласточкиным гнездом отошел ее младшей сестре. Впрочем, сестры фон Штейнгель прекрасно ладили, жили они в Крыму, а вскоре к ним присоединился еще и брат. Зáмком пользовались, видно, сообща, т.к. в том же путеводителе сообщалось, что строение является дачей, но комнаты в нем внаем не сдаются.

Тобиным принадлежали, не забудем, еще и другие участки. Бóльшую их часть выкупил известный меценат П.Г. Шелапутин (на его средства, например, был создан эллинистический зал Музея изящных искусств на Волхонке). В частности, Шелапутин выкупил и 2 принадлежавших ранее Тобину десятины земли вместе с Белой ласточкой (вот где она у нас нашлась) и основал на Ай-Тодоре небольшой курорт под названием "Жемчужина". Эта крымская „жемчужина“ включала 8 сдаваемых помесячно дач и в путеводителе 1908 г. тоже названа… „Ласточкиным гнездом» (но мы уже выяснили, что это неправильно).

"Ласточкино гнездо" Е.А. Тобиной на открытке 1900-х гг. Изображение из открытых источников.
"Ласточкино гнездо" Е.А. Тобиной на открытке 1900-х гг. Изображение из открытых источников.

Теперь вернемся к Штейнгелям и к настоящему Ласточкиному гнезду. В 1911 году и участки, и дом их семьи снова были проданы. Новым владельцем стал миллионер С.К. Рахманов (и опять известная, на этот раз старообрядческая, семья - Сергей Карпович, купивший имение, был братом философа и издателя Георгия Карповича Рахманова; был еще один брат, Иван Карпович; Рахмановым принадлежала уникальнейшая в России коллекция иконописи).

Забегая вперед, скажу, что после этой покупки зáмок был перестроен и приобрел современный облик. Т.е. мы видим сегодня именно этот памятник, построенный то ли в 1912-м, то ли в 1913 году.

Рахманов захотел иметь в Крыму нечто совершенно романтическое. Зáмок в средневековом стиле, как у германских королей (может, повлиял пример зáмка Нойшванштайн? Декоративность и театральность модерна, о которых я писала в начале статьи, очень роднят эти два памятника).

Захотел - и затеял новую постройку. В 1911 г. проект был заказан архитектору Шервуду.

Памятная доска 1970 г. Фото автора.
Памятная доска 1970 г. Фото автора.

Опять известная в России фамилия потомственных архитекторов. Дальше неясности: то ли это Николай Сергеевич Шервуд, он сын архитектора С.В. Шервуда и внук архитектора Владимира Осиповича Шервуда, автора проекта Исторического музея в Москве, то ли некий А.В. Шервуд (кто он? - такие инициалы, как теперь установлено, ошибочно, указаны на памятной доске). М.М. Петрова и А.В. Карагодин установили, что архитектором все-таки являлся Николай Сергеевич Шервуд. Молодой, талантливый, он как раз к тому времени переехал из Москвы в Крым. А еще - приходился племянником Рахманову.

В 1913 году зáмок Ласточкино гнездо был перестроен и приобрел современный облик.

Фото из архива драматурга С.А.Найденова с надписью на обороте: "Архитектор Ник. Серг. Шервуд. Строитель «Ласточкиного гнезда". Фото с сайта https://zen.yandex.ru/media/id/6037eeb17724493a987b34fd/kto-postroil-lastochkino-gnezdo-rasskazyvaiut-uchenye-razgadavshie-tainu-veka-604d0dee0a7d51654a882ce2
Фото из архива драматурга С.А.Найденова с надписью на обороте: "Архитектор Ник. Серг. Шервуд. Строитель «Ласточкиного гнезда". Фото с сайта https://zen.yandex.ru/media/id/6037eeb17724493a987b34fd/kto-postroil-lastochkino-gnezdo-rasskazyvaiut-uchenye-razgadavshie-tainu-veka-604d0dee0a7d51654a882ce2

Строительство началось на площадке отрога Монастырь-Бурун, на которой прежде располагался средневековый монастырь Ай-Тодор (не сохранился, но дал название мысу).

Архитектором построенного на мысе Ай-Тодор в 1913 году неоготического здания являлся Николай Сергеевич Шервуд.

И вот в 1913 году на месте бывшего монастыря появился прекрасный неоготический зáмок (на памятной доске указан 1912 год, но в источниках все-таки 1913-й). Шервуд, учитывая малые размеры участка на горе, придумал ступенчатую композицию постройки. Здание 12-метровой высоты основывалось на фундаменте 10 х 20 м. Современники называли такие объемы "птичьими". Птичий объем повлек и расположение комнат: кабинет, гостиная, за ними 2 спальни последовательно располагались в поднимающейся над скалой двухэтажной башне.

У подножия горы. Фото автора.
У подножия горы. Фото автора.
На смотровой площадке. Фото автора.
На смотровой площадке. Фото автора.

Ну чем не ласточкино гнездо? Название к тому времени закрепилось за зданием. Для различения с предыдущими постройками на открытках подписывали "Ласточкино гнездо Рахманова" или "Новое Ласточкино гнездо".

Современники отмечали необычный вид перестроенного здания:

"Русская Ривьера". 4 августа 1913 г. Фото с сайта https://zen.yandex.ru/media/id/6037eeb17724493a987b34fd/kto-postroil-lastochkino-gnezdo-rasskazyvaiut-uchenye-razgadavshie-tainu-veka-604d0dee0a7d51654a882ce2
"Русская Ривьера". 4 августа 1913 г. Фото с сайта https://zen.yandex.ru/media/id/6037eeb17724493a987b34fd/kto-postroil-lastochkino-gnezdo-rasskazyvaiut-uchenye-razgadavshie-tainu-veka-604d0dee0a7d51654a882ce2

Однако же постройка казалась настолько необычной, что архитектора обвиняли в непрофессионализме. Даже в некрологе <"Ялтинская новая жизнь". 15 марта 1917 г.> написали: "Талантливый дилетант, нервный, порывистый, - он как архитектор порою весь загорался цветистым пламенем эффектных проектов и причудливых эскизов, часто нескладных, практически невыполнимых, но всегда романтически-нежных и экзотически-пышных…"

Неоготика начала ХХ в. Фото автора.
Неоготика начала ХХ в. Фото автора.

Дальнейшая судьба зáмка Ласточкино гнездо нам уже известна. После событий 1917 года в нем недолгое время жили супруги Кюлевы - дочь С.К. Рахманова Мария Кюлева с мужем - ученым Владимиром Артемовичем Кюлевым, он же брат художника Ивана Кюлева (ну просто везло имению на известных людей!). В 1920 году супруги уехали в эмиграцию во Францию.

Вот, собственно, все. Жаль похищенную после отъезда хозяев коллекцию картин. Порадуемся, что зáмок восстановлен и является достоянием народа. Таковым он являлся в украинском Крыму - памятником архитектуры и истории национального значения, с 2011 г. находился в муниципальной собственности. Таковым памятник является и в настоящее время в российском Крыму. В 2015 г. постановлением Правительства РФ Ласточкино гнездо отнесено к объектам культурного наследия федерального значения.

На территории музейного комплекса в 2017 году. Фото автора.
На территории музейного комплекса в 2017 году. Фото автора.

А что касается утраченных картин – ну что же, на территории музейного комплекса, продолжая традицию, проводятся художественные выставки. Самая известная - выставка 2011 года "Волшебный мир Архипа Куинджи". Здесь же находятся лавки крымских сувениров.

Почти как на старой открытке. Тот же парусник, тот же обрыв. Фото автора.
Почти как на старой открытке. Тот же парусник, тот же обрыв. Фото автора.

Понравилась статья? Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал в ДЗЕНе!

Читайте еще: АНАПА: греческая колония Горгиппия. И просто курорт

ТЕСТ: узнаете курорт по фотографии?

Как в Абхазии появился зàмок принца Ольденбургского?

Мост Александра III в Париже

Держим дистанцию по-французски! В Люксембургском саду