Дно Северного ледовитого океана представляет собой лакомый кусок мирового "пирога" с "начинкой" из нефти, природного газа, других полезных ископаемых, пока ещё не нарезанный окончательно для национального употребления.
Что такое Арктика и как её "пилят" сегодня
По оценке американских геологов, в нефтегазоносных бассейнах Арктики не разведанными остаются порядка 100 млрд. баррелей нефти и 50 трлн. куб. метров природного газа. Район привлекает такое пристальное внимание со стороны большого числа государств, зачастую не имеющих никакого отношения к Арктике, что диву даёшься. Список "околополярных" стран-наблюдателей Арктического совета, в котором с 20 мая 2021 года председательствует Россия, впечатляет: Великобритания, Германия, Испания, Италия, КНР, Южная Корея, Нидерланды, Польша, Франция, Япония, Индия и, прости Господи, Швейцария с Сингапуром. Арктический совет он вроде бы про экологию, но активность "тропических полярников" настораживает.
Из шести государств, имеющих прямой выход в Северный Ледовитый океан, только Исландия не имеет (пока, по крайней мере) претензий на собственный "кусок" арктического пирога. Пять других, Россия, США, Дания, Канада и Норвегия в мае 2008 года, на Конференции по Северному Ледовитому океану, прошедшей в в Илулиссате (Гренландия), вроде бы пришли к выводу о нецелесообразности заключения новых соглашений по разграничению Арктики. Мол, пусть ООН решает, кому что достанется. Но однозначно ли надо ставить на этом точку?
К определению "границ" на дне Северного Ледовитого океана имеются два подхода. Первый – основан на действующей "Конвенции ООН по морскому праву" 1982 года. В этом случае - каждое из государств, непосредственно примыкающих к океану, получает в своё пользование исключительную экономическую зону, шириной 200 морских миль, плюс ту часть континентального шельфа, которую ему "согласует" в ООН. И всё. Остальное – "колхозное", добывай, кто хочет. Но и с Конвенцией не всё так однозначно.
Конвенция
США были главным "застрельщиком" этой самой, Морской конвенции, но в итоге отказались её подписывать. На декларативном уровне они с 1994 года признают Конвенцию частью международного права, на деле же до сих пор не ратифицировали её положения. Камень преткновения – как раз дно Северного Ледовитого океана. При этом, если им выгодно, они требуют её неукоснительного соблюдения от других государств.
Это, кстати, касается не только вопросов использования морского дна, но и судоходства. В этой связи можно вспомнить американское недовольство попытками России ограничить движение иностранных судов по Северному морскому пути, особенно военных. У США есть собственная "Программа по свободе судоходства", в которой они "демонстрируют свое сопротивление чрезмерным морским претензиям других держав". Позиция Соединенных Штатов заключается в том, что "все страны должны соблюдать международное морское право, закрепленное в Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву". Но только кроме самих Штатов, которые как то не торопятся с её ратификацией.
Представьте себе такую ситуацию. Стоит город. Абстрактный. Живут в нём люди, у многих машины имеются, правила дорожного движения действуют. Какая-никакая, а власть существует. И вот один из жителей предлагает: "Земляки, жизнь изменилась, новые времена наступили. Надо бы ПДД поменять и заново на права сдать". Со скрипом, не сразу, но большинство с ним согласилось. Поменяли правила, сдали на права, потихоньку к ним привыкли, соблюдают. А "застрельщик" перемен, инициатор "правовой революции", – "задний ход" дал. Экзамен то он вместе со всеми сдал, а удостоверение получать не торопится. "Я, - говорит, - новые правила уважаю, но ездить буду по старым. Потому как моя жена с ними не согласна, а у нас в семье – демократия. А вот вы, землячки, будьте добры все новые правила соблюдать. И если Я решу, что кто-то из вас их нарушил – оштрафую, причём в свою пользу". Народ негодует: "Что за произвол такой, несправедливо, по какому праву?" А мужик этот - человек очень богатый. Назанимал у всех "до получки", разбогател на этом. Отдавать, правда, не собирается, только обещаниями кормит. Так вот этот богач и говорит: "Да потому, дорогие земляки, что ездите вы на всяком дерьме, вроде мотоциклов и легковых автомобилей. В лучшем случае на тракторе. Кое-кто вообще пешком ходит. А я передвигаюсь исключительно на танке. И поэтому, как решу – так тому и быть".
Предки - не глупее нас
Другой подход к определению границ в Арктике – секторный. В его основе – закрепление за каждым арктическим государством сектора Северного Ледовитого океана в виде треугольника, вершинами которого являются Северный географический полюс, западные и восточные границы побережья государства.
Быть может, России следует пересмотреть своё участие в Конвенции по морскому праву? Хотя бы в части, касающейся Арктических владений. Не пора ли вернуться к Постановлению Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926г.? Там чётко определены границы государства в Арктике: "территорией Союза ССР являются все, как открытые, так и могущие быть открытыми в дальнейшем, земли и острова, не составляющие к моменту опубликования настоящего постановления признанной правительством Союза ССР территории каких-либо иностранных государств, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья Союза ССР до Северного полюса в пределах между меридианом 32 градуса 4 минуты 35 секунд восточной долготы от Гринвича, проходящим по восточной стороне Вайда-губы через триангуляционный знак на мысу Кекурском, и меридианом 168 градусов 49 минут 30 секунд западной долготы от Гринвича, проходящим по середине пролива, разделяющего острова Ратманова и Крузенштерна группы островов Диомида в Беринговом проливе".
Подавать заявки в ООН, угасающую на глазах, на свои же земли, точнее на воды и шельф, - это унижение. Вопрос к НАРОДУ: не пора ли вернуть Северный полюс домой, "в родную гавань"? США своими двойными стандартами, выходами из различных договоров, дают к этому шикарный повод.
О том, как одна неарктическая страна давно присматривалась к Советской Арктике Вы можете прочитать здесь: