Доброго всем времени суток. Итак, продолжим рассматривать армии настольного вархаммер 40к с точки зрения их эффективности. В предыдущей статье мы рассмотрели армии, которые являются откровенно слабыми или же им немного не хватает, чтобы быть в балансе с основными фаворитами на игровых столах.
Не разливая ведро воды, начнем.
2 место - Армии с отличным балансом, практически идеальное соотношение эффективности, очков и удовольствия, получаемого от игры.
Адептус Кустодес
Защитники золотого трона, гвардия Императора и идеальная армия для начинающего. К сожалению, сказать о них много не могу - а все потому что модельный ряд кустодианцев один из самых маленьких среди настольных армий. Даже дополнительный модели от фордж ворлд не особо расширяют линейку юнитов. Но при этом - каждый кустодианец - поистине машина смерти, способный ломать в яростном гачимучи любого космодесантника, включая терминаторов. А еще у золотых мальчиков есть СВОИ терминаторы и дредноуты. То есть уже сейчас можно понимать, что это за сила на столе. С вооружением и живучестью у них настолько все хорошо, что по сути, драку с отрядом кустодианцев один на один мало кто способен пережить. Но у всего есть цена. И вот тут мы подходим к ключевому параметру всей кустодианской армии - модели нереально дорогие по очкам. Именно это делает ее отличной армией для новичка - очень мало крутых моделей, которые могут все. При этом, от себя скажу, что даже ребенок способен покрасить кустодианцев - просто взять баллон с золотой грунтовкой, задуть миниатюры, пройтись по ним проливкой agrax earthshade gloss, потом высветлить светло-золотой краской по краям доспеха и буквально в пару слоев нанести недостающие цвета - подобрать те цвета которые ему нравятся под кожу, сталь, табарды. Для игрового покраса сойдет полностью.
На столе же кустодианцы, хоть и переживают обстрелы, атаки рукопашников, но они не бессмертны - помните о том, что моделей действительно мало и выходить под перекрёстный огонь мультимельт, нейтронных лазеров или плазменных пушек лучше не надо. Плюс стабильно выкашивают золотых гвардейцев стратагемы и способности юнитов противника наносить смертельные раны - в данном случае крутой доспех уже не спасает. Но при всем при этом - настоятельно рекомендую армию для начинающих - большие, красивые миниатюры, небольшое количество солдатиков на столе даже на большой формат игры - это лучшая армия для сбора тем людям, которые действительно хотят собраться и поиграть. Так же не забывайте, что с ними прекрасно уживаются в виде отдельного детачмента модели Сестер Безмолвия, которых я не рассматриваю как отдельную армию, ибо кроме 4 юнитов у них в игре больше ничего нет) Зато более дешевые девы могут служить отличным скрином от вражеского огня и магии для элиты золотого трона, при этом они вам точно ничего не скажут)
Арлекины
Специализированная формация эльдар и этим все сказано. Схожи по своей сути с кустодианцами - маленький модельный ряд и довольно высокая стоимость моделей, исключая, пожалуй, только самую обычную пехоту - труппу, которая и принимает на себя все тяготы и лишения войны. Коренное же отличие идет в том, что если кустодесы - брутальные перекачанные мужики в броне, которых хлебом не корми, но дай войти в тесный контакт с противником и показать ему лучшие эпизоды борьбы в подземельях дворца, отточенные за десять тысяч лет, то эльдарские клоуны предпочитают и пострелять, и аккуратно подраться, при этом обладая какой-то нереальной мобильностью, что позволяет им очень быстро захватывать точки и набирать победные очки. При этом арлекины очень живучие, обладая непробиваемыми бросками на 4+ (а это, на минуточку 50% вероятности броска кубика) и обмазавшись всеми возможностями на -1 к попаданию по ним и прочими фишками, которые позволяют избежать урона.
Собственно, мы имеем очень сильную и мобильную армию, которая действительно гнет на столе. Недостатки абсолютно такие же как у кустодианцев - высокая стоимость юнитов и минимальное разнообразие вооружения. Плюс, многих новичков отталкивают схемы окраса - чтобы миниатюры смотрелись - тут действительно нужно приложить усердие в обмазывании пластика краской. Подойдет ли армия новичку? Не могу сказать однозначно. Сложность покраса, при этом нужно иметь представление о возможностях своей армии, противника и правильно раскидывать стратагемы и предпочитать тактику грубой силе - если человек готов пойти на все это - то рекомендую.
Некроны
Железная нежить в мире вечной войны - армия довольно фановая, но еще обрела какой-то критической массы поклонников, чтобы ее форсили везде и повсюду. Однако при этом некроны являются одной из армий, которым посвящена 9-я редакция вархаммера и входит в актуальный на данный момент стартовый набор - а это обозначает то, что некроны прекрасно адаптированы для новичков. Действительно, они обладают вполне простыми правилами, уникальными фишками, например "воскрешение" погибших бойцов, большое разнообразие юнитов, от самых простых стрелков, заканчивая выпущенными на поле боя осколками звездных богов К`тан, которые могут дать жару всем на столе.
В текущий момент - одна из самых простых армий в сборе - выкуп половины стартера, или покупка его в складчину, наличие всей доступной линейки миниатюр в магазинах, да плюс при этом ГВ выпустила отдельную линейку красок и техничек для покраски некронов! Включая набор с красками и инструментами для покраски стартера, который является лучшим вложением в расходку по хобби на данный момент.
Итого мы имеем простую в сборе и покраске армию, с большим разнообразием моделей, от пехоты до летающих машин (а дизайн там прям бомбический, надо сказать), при этом у нее вполне доступные и понятные правила, армия прекрасно себе чувствует на столе, отлично сбалансирована, играет вполне уверенно и приносит море удовольствия.
Очень рекомендую, а если нравятся некроны по лору и их дизайн - то прям смело начинайте собирать - не пожалеете
Адептус Астартес
Космодесант. Что тут можно сказать? Это визитная карточка вархаммера 40к, его маскот, детище, основные герои почти всех книг и игр, и то, за что любят ваху. Это та фракция, которая первая приходит на ум, когда спросят - а про что вархаммер? Без лишних слов - это самая популярная армия на столе. Огромнейшее разнообразие моделей, масса легендарных юнитов, героев, моделей от фордж ворлд. Нереальное количество вариантов покраски, гибкость в правилах, море закачек, которые позволяют собрать именно ту армию, которая вам по вкусу. Даже если бы космодесант не входил бы в стартовый набор 9-й редакции - в любом случае, во все года - эта армия отлично подходит для того, чтобы начать играть в вархаммер.
Если же рассматривать астартес на столе - перед нами пример отлично сбалансированной и гибкой армии, которая прекрасно играет в большинстве ситуаций. Однако при этом, бонусы и некоторые уникальные формации со своими правилами, а так же подразделения и юниты, космодесантники получают еще и в зависимости от выбранного капитула. А вот эффективность среди капитулов космодесанта - это то, про что я и хочу написать. Но не забывайте - все капитулы космодесанта - это отличные армии, которые прекрасно играют, просто у некоторых больше преимуществ в выполнении задач на столе.
всего три места - если между соседними разрыв в проценте побед не такой большой, то между "альфой и омегой" уже чувствуется разница
3 место
Черные храмовники. - хорошая рукопашка, уникальные бафы, но не хватает им всего по чуть-чуть. Впрочем, ГВ намекает на новый кодекс храмовников и обновление армии - все может очень круто поменяться уже в этом году. С большой вероятностью станут лучшей армией 2-го уровня
Железные Руки. - отличные бафы техники, улучшения на живучесть и стрельбу. Если нравятся толпы дредноутов - настоятельно рекомендую
Имперские Кулаки. - специализированная армия против варбанд Железных Воинов, что отражено в их дополнительных стратагемах и правилах. Армия специализируется на бафах всего болтерного оружия - некоторые юниты, например, примарисы-инцепторы с штурмовыми болтерами получают существенный бонус к стрельбе
Караул Смерти. - также специализированная формация, которая получает массу интересных связок и бафов, но в целом, из-за некоторых узконаправленных стратагем и правил, не может выложиться на максимум в игре против не-ксенос армий
2 место
Гвардия Ворона - иногда играют просто шикарно, благодаря массовому дипстрайку, то есть высадки в тылах противника. С другой стороны, ключевых улучшений и бафов отрядов они не имеют - а в связи с тем, что у многих юнитов космодесанта инфильтра или дипстрайк уже вшит в профиль - не являются самым эффективным капитулом
Ультрамарины - самый популярный капитул космодесанта. Хотите в тактику - это про них. Самое большое разнообразие бонусов на маневры и стрельбу. плюс самое большое количество героев, включая примарха Робаута Жиллимана, который дает неплохие бонусы армии ультрамаринов. Но в турнирных играх именные персонажи запрещены, поэтому эффективность ультры немного срезается другими конкурентами
Космические Волки/Кровавые Ангелы - оборотни и вампиры братья навек) На самом деле, несмотря на немного разные стили игры - суть одна - мощная рукопашка и уникальные подразделения, которые действительно хорошо играют. Та же рота смерти у Ангелов до сих пор является одним из лучших рукопашных подразделений в армиях вообще. Даже становится жаль, что основная задача на поле боя - накопить победные очки на точках, а не брутально всех убить - в этом плане Волки и Ангелы немного уступают другим капитулам
Белые Шрамы - быстро приехали, быстро захватили точки и.... И все. Отличные бафы на скорость, стрельбу, тактика ударил-убежал, все такое. Но вот тут немного не хватает им бонусов на удаль молодецкую, чтобы головы басурманам сечь эффективнее. Впрочем, иногда Шрамы держат отличный винрейт из-за захвата точек, что ведет буквально к автопроигрышу противника, даже если он убил всю армию космодесанта - он просто не может накопит нужное количество победных очков на конец 5-го хода
Саламандры - буквально редакцию назад были сильнейшим капитулом - Наносили огромнейший урон огнеметами и мельтами, выкашивали одинаково эффективно и толпы врагов и жирных монстров, но, к сожалению, с переизданием кодекса, эффективность их снизилась, но Саламандры по прежнему уверенно стоят среди очень крутых ребят
1 место
Темные Ангелы - первый легион первый во всем! Темные ангелы на данный момент являются самым эффективным подразделением космодесанта, благодаря своим правилам и формациям. Отличные бафы терминаторов крыла смерти и ускорялки для крыла ворона - это буквально залог победы. На малых форматах иногда творят страшные вещи, заставляя думать, что эта армия входит в 1-й уровень эффективности армий вархаммера - то есть является ломающей баланс имбой. Кто то может хмыкнуть, кто-то задуматься, а к кому то уже приезжало крыло из стаков атак байков с мультимельтами на первый ход...
Итак, быстрый обзор космодесанта закончен, я не стал рассматривать некоторые малопопулярные формации, некоторые из которых играют как дочерние структуры основных капитулов и дают небольшое разнообразие в тактике - например, Расчленители. Или же это наследие фордж ворлд времен их кампейнов, которые имеют ряд стратагем, но их тяжело рассматривать как отдельный орден - статистики по ним особо нет, поэтому как правило они все принадлежат третьему или второму месту среди космодесанта. Собственно, несмотря на все - космодесант был, есть и будет самой популярной армией в вархаммер 40к, как среди новичков, так и среди опытных игроков с огромным стажем
Орки
Все любят орков, даже если за них не играют. Веселая и бесшабашная армия зеленых обладает своим непередаваемым шармом и колоритом. Также любят орков и разработчики - на моей памяти орки никогда не были в аутсайде по эффективности. И вот сейчас я буду говорить очень осторожно.
Буквально недавно оркам расширили модельный ряд, переиздали некоторые миниатюры и выдали новый кодекс. До этого орки прочно стояли на своем месте хорошо сбалансированных и сильных армий, то сейчас, при общем просмотре перелопаченного кодекса, некоторых отчетных игр по новым правилам среди профигроков, закрадывается подозрение, что это сейчас как минимум одна из лучших, если не лучшая армия своего уровня. Как максимум - орки метят в отдельную номинацию имбовых армий, против которых у некоторых армий из аутсайда вообще нет шансов.
Им очень здорово накинули стрельбы, хотя она осталась по прежнему "куда глаза глядят" (и это при том, что некоторые кланы, например, Фрибутаз теперь разгоняют умение стрелять ВСЕЙ армии при убийстве отряда противника), добавили выносливости и силы, немного отбалансировали по очкам (пехота чуток подорожала, техника подешевела) и добавили новые юниты, например наездников на сквигозаврах и еще один вид пехоты - снага бойзов, которые при своих правилах выглядят минимум внушительно. С другой стороны - хуже точно не будет, а орки и были отличной армией и хорошо играли практически против кого угодно. Поэтому если вы решили сейчас собирать орков - то точно не ошибетесь в выборе.
Итак, второй уровень эффективности армий в вархаммере описан. осталась только одна категория, некоторые представители которой уже прекрасно описываются словами в клубах или среди знакомых - блжд, да не буду я с тобой играть!
Продолжение следует....
Благодарю за внимание, надеюсь, вам понравилось. Пишите комментарии, предлагайте интересные моменты из вселенной вархаммер 40к на обсуждение.