Объем продаж автобетоносмесителей чутко отражает ситуацию в строительной отрасли, как одной из важнейших составляющих экономики. Помните 2000-е годы, когда российская экономика после финансового коллапса 1998 года пошла "на поправку"? Тогда одной из наиболее динамично развивающихся отраслей стало индустриальное строительство, этот период еще окрестили "строительным бумом".
Рынок строительной техники, включая автобетоносмесители, вплоть до 2007 года, а по некоторым позициям – до 2008-го, рос как на дрожжах. Наращивали объемы производства отечественные компании, не отставали от них и иностранцы, увеличивавшие свою долю на рынке. Докризисный максимум был достигнут в 2007 году, когда в общей сложности было произведено и импортировано более 9500 автобетоносмесителей, из этого числа почти 70-процентная доля рынка принадлежала отечественным производителям. Но мировой финансовый кризис 2008 года аукнулся и в России. Объем рынка автобетоносмесителей в 2009 году по сравнению с 2007-м уменьшился почти в 15 раз. В последующие годы рынок то рос, то падал – в тренде со всей отечественной экономикой, однако к наивысшему показателю 2007 года даже близко не вернулся. За последние 3 года объем российского рынка автобетоносмесителей более чем 10-кратно отставал от докризисного уровня. Что интересно, в этот период доля отечественной техники выросла до 80%.
Нынешний результат в производстве отечественных автобетоносмесителей оказался ошеломляющим – за I полугодие выпущено в 2 раза больше "миксеров", чем за аналогичный период 2020 года, объем производства достиг 809 единиц. Видимо сказался отложенный спрос, ведь сегодня в эксплуатации находится огромное число автобетоносмесителей со сроком эксплуатации 10-15 лет, более того, на дорогах можно встретить даже 25-30-летние машины.
Отечественных игроков на рынке всего два – Туймазинский завод автобетоновозов (дочернее предприятие "КАМАЗ"), выпускающий технику под торговой маркой TZA, и "КОМЗ-Экспорт", техника которого несет марку TIGARBO. В период строительного бума "миксеры" выпускали еще три предприятия – "Бецема", "ПРМЗ" и "Дизель-ТС". Однако их совокупная доля в сегменте отечественных машин составляла порядка 5%. "Бецема" и "ПРМЗ" уже много лет как отошли от бетонотранспортной тематики. "Дизель-ТС" также переориентировался на производство других видов техники, хотя по сей день продолжает единичный выпуск автобетоносмесителей на давальческих шасси.
До начала 2010-х годов "ТЗА" и "КОМЗ-Экспорт" выпускали сопоставимое количество автобетоносмесителей. Так, в 2007 году эти предприятия произвели 3080 и 3000 машин соответственно. Однако в дальнейшем между ними образовался существенный – 2-3-кратный – разрыв в пользу "ТЗА". Паритет не восстановился по сей день.
В I полугодии 2021 года "ТЗА" сумел выпустить 622 "миксера", что в 2,3 раза выше, чем за аналогичный период 2020 года. "КОМЗ-Экспорт" отчитался о производстве 187 "миксеров", улучшив свой прошлогодний результат на 48%. Очевидно, что Туймазинский завод, являясь дочерним предприятием ПАО "КАМАЗ", имеет преимущество с точки зрения товаропроводящей сети, так как реализация готовой продукции на шасси KAMAЗ (а именно модели на данном шасси преобладают в производственной программе "ТЗА") осуществляется через обширную дилерскую сеть "КАМАЗа". У "КОМЗ-Экспорт", использующего различные отечественные и зарубежные шасси, такого преимущества нет.
АНАЛИЗ РЫНКА ИМПОРТНЫХ ЭКСКАВАТОРОВ В I ПОЛУГОДИИ 2021 Г. ЗДЕСЬ
АНАЛИЗ РЫНКА ЭКСКАВАТОРОВ-ПОГРУЗЧИКОВ В I ПОЛУГОДИИ 2021 Г. ЗДЕСЬ
АНАЛИЗ РЫНКА ЭКСКАВАТОРОВ РОССИЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВА В I ПОЛУГОДИИ 2021 Г. ЗДЕСЬ
СТАТИСТИКА ПРОИЗВОДСТВА АВТОКРАНОВ В РОССИИ В I ПОЛУГОДИИ 2021 Г. ЗДЕСЬ
АНАЛИЗ РЫНКА ДОРОЖНЫХ КАТКОВ РОССИЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВА В I ПОЛУГОДИИ 2021 Г. ЗДЕСЬ
СТАТИСТИКА ДИНАМИКИ РЫНКА КИТАЙСКИХ ПОГРУЗЧИКОВ В РОССИИ ЗДЕСЬ
ПРЕДЛАГАЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ПУБЛИКАЦИЮ ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ АВТОБЕТОНОСМЕСИТЕЛЕЙ: Эволюция советских автобетоносмесителей
Канал "Строительная техника и транспорт" выражает признательность за предоставленную статистическую информацию М.В. Струку, генеральному директору ЗАО "Стройдормаш".
Поделитесь своим мнением.
Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, подписывайтесь на мой канал и порекомендуйте его друзьям.