Китайские инженеры начали постройку автономного исследовательского судна I-ship. Оно станет базой для координации порядка 50 робототехнических комплексов. Похожая концепция-прототип в части принципиальных технических решений была разработана и предложена в РФ ещё в 2018 году применительно к роботизированной подводной сейсморазведке. О проблеме внедрения новых разработок "Технологии машиностроения" рассказали в АО "НПП ПТ "Океанос".
Контракт с компанией China Ship Design & Research Center и верфью Huangpu Wenchong на постройку и проектирование автономного исследовательского судна Южная морская научно-техническая лаборатория провинции Гуандун заключила в декабре 2020 года.
Плавучая исследовательская база получила название I-ship. Длина базы — 88,5 м, ширина — 6, 1, водоизмещение — 2 тыс. т, скорость — 18 узлов. Управление базой осуществляется дистанционно. Плавучая база будет координировать беспилотные летательные аппараты, надводные и подводные необитаемые аппараты.
Отечественную "Концепцию роботизированной подводной сейсморазведки в подлёдных акваториях" представили на международном конкурсе проектов по освоению Арктики и континентального шельфа, проводимого под эгидой Минэнерго России в 2018 году. Тогда авторы исследования (АО "НПП ПТ "Океанос", ФГБОУ ВО СПб ГМТУ, НОЦ "Нефтегазовый центр МГУ" и ООО "СПЛИТ") получили первую премию. Однако проект в России пока так и не реализовали.
Концепция демонстрировала реальность создания тяжёлого гибридно-подводно-надводного робота–сейсмоисточника–носителя группы автономных необитаемых подводных аппаратов — сейсмоприёмников.
В рамках исследования учёные разработали оптимальную геометрию надводно-подводного аппарата с изменяемой геометрией "Тень-2", приближенные методы расчёта основных параметров энергоустановки для натурного аппарата "Тень", определили автономность и дальность хода надводно-подводного аппарата "Тень" при его движении в подводном, надводном "малозаметном" и "тримаранном" режимах.
Тем временем китайское судно I-ship сдадут в эксплуатацию в 2022 году.