Все знают и любят игры по клеточкам "Крестики-нолики" и "Морской бой". Даже наши ученики, любители компьютерных игр, с удовольствием в них "режутся". А ведь эти игры можно с успехом адаптировать для уроков.
"Крестики-нолики"
Правила игры
Как и для обычной игры, расчерчивается поле 3 на 3 клетки. Играет пара: один ставит в клетки крестики, другой - нолики. В итоге нужно зачеркнуть ряд из трёх крестиков или ноликов по вертикали, горизонтали или диагонали.
Дидактическое дополнение к игре
Учитель раздаёт карточки, на которых написаны три ряда слов по три слова в каждом ряду так, чтобы каждой клетке на поле соответствовало определённое слово. Это могут быть слова, например, с пропущенными буквами.
Игроки делают ходы по очереди: первый игрок среди данных слов находит те, в которых должна писаться А, второй - с буквой О. В соответствующих словам клетках игроки ставят крестики и нолики.
Составляя карточки, учитель должен расположить слова так, чтобы в результате обязательно получилось два зачёркнутых ряда (один с крестиками, другой с ноликами). По окончании ученики сверяются с образцом, который также заранее выдаёт учитель, и проверяют правильность выполнения задания.
Суть игры отличается от обычных "Крестиков-ноликов". Главное не кто быстрее зачеркнёт ряд, а кто вставит все буквы правильно.
Варианты слов (для учителей-словесников): Н и НН в разных частях речи, слитное и раздельное написание НЕ со словами, слитное и дефисное написание слов и др.
Не обязательно давать слова с пропусками букв. Можно использовать эту игру для проверки умения различать понятия. Например, глаголы 1 и 2 спряжения, действительные и страдательные причастия и т.д.
Учитель любого другого школьного предмета может переложить эту игру по-своему, наполнив её другим предметным содержанием.
Таких карточек можно сделать много, чтобы ученики во время урока могли обмениваться ими друг с другом и выполнить максимум заданий.
"Морской бой"
Правила игры
Играют двое. У каждого по два игровых поля размером 10 на 10 клеток. Сбоку указываются координаты клеток: по вертикали они обозначаются буквами, по горизонтали - цифрами. На одном поле игрок располагает свои корабли, на втором отмечает собственные выстрелы в чужие объекты. На поле можно поставить несколько кораблей:
- 4 однопалубных (1 клетка)
- 3 двухпалубных (две клетки)
- 2 трёхпалубных (3 клетки)
- 1 четырёхпалубный (4 клетки).
Объекты нельзя ставить вплотную друг к другу, между ними должны быть промежутки.
Игроки по очереди "стреляют" в корабли противника, называя координаты (букву и цифру).
Цель игры: уничтожить все вражеские корабли.
Дидактическое дополнение к игре
В отличие от обычного "Морского боя", в этой игре есть дополнительные материалы, которые учитель готовит заранее. Каждому игроку выдаётся лист со списком слов (или другим содержанием, например, датами или названиями химических элементов). Списки у игроков не должны быть одинаковыми. Также игрокам необходимо иметь дополнительное общее поле (лист бумаги), на котором в ходе игры они будут писать слова из списка.
Итак, ироки по очереди "стреляют". Если выстрел попал в цель, то владелец подстреленного корабля говорит "У цели" и задаёт стрелявшему слово из списка. Тот должен написать его на общем поле. Если правописание верное, то владелец подбитого корабля говорит "Убил" или "Ранил" в звисимости от количества палуб корабля. Если корабль убит, то стрелявший называет новые координаты; если корабль ранен, то игрок получает второе слово из списка. Если же первое слово было написано неверно, то владелец корабля говорит "Мимо", и ход переходит к нему.
Списки слов составляются в зависимости от изучаемой темы. Для учителей-словесников: суффиксы существиельных -чик-/-щик; суффиксы причастий; буквы о, е, ё после шипящих и др.
Эту игру также каждый преподаватель может адаптировать для своего предмета.
Нескучных вам уроков!
Другие идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская".