В последний месяц весны начинается навигация по Севморпути. В это время большая часть мест на туристических судах, ходящих в арктические порты, уже выкуплена, в том числе и люксовые билеты на суда, проходящие эту трассу с запада на восток и обратно, а также шотландские рейсы на Шпицберген.
Это волнующее и престижное мероприятие, даром что всё, что вы увидите – небо и воду в различных агрегатных состояниях, в основном в жидкой и твёрдой форме (лёд).
С 2016, когда этим маршрутом прошёл первый пассажирский ледокол, и вплоть до 2020 число пассажирских билетов из года в год росло, а расписание, формируемое на сезон вперёд, было забито полностью. Неудивительно: по словам туристических операторов, билеты исчезают в день старта продаж, не позднее.
Ледокол начинает плавание
Среднестатистический тур по арктическим местам рассчитан на 100-150 человек – такое число позволяет оперативно и весьма часто производить высадки на берег. Проводятся круизы летом, ведь суда ледового класса, способные преодолеть льды Арктики зимой, ценятся на вес золота. Поэтому – добро пожаловать на борт с мая по начало августа. Правда, с начала апреля и до середины октября возможны краткие путешествия на Новую Землю или Шпицберген. К слову – июньский лёд весьма прочен, что даёт шансы наблюдать каноничных мишек на льду, а сентябрь славится северными сияниями: магнитная активность в верхних слоях атмосферы накладывается на конвекционный обмен между тёплыми воздушными потоками и холодными, что выливается в феерическое зрелище.
Туристические операторы продают несколько вариантов, хотя назвать их типичными язык не повернётся, о подлинной массовости тут речи нет. Торговля турами идёт по всему свету, причём парадоксально: Арктика российская, а групп из нашей страны меньше всего. Абсолютный рекорд по посещаемости ставят французы и американцы, чуть меньше тут датчан и финнов с немцами.
Суда отплывают еженедельно, причём маршруты разные:
- Можно сплавать к Груманту – так в древности назывался принадлежащий Норвегии архипелаг Шпицберген – или к Земле Франца-Йосифа. По факту это краткосрочные экскурсионные программы.
- Есть вариант более серьёзный: ледоколом вокруг одного из вышеупомянутых географических объектов либо Исландии, Гренландии или Ян-Майена с финальным Северным полюсом.
- Существует также уникальная проходка к самой северной точке земного шара на борту атомохода из ледокольного флота России под названием «Пятьдесят лет Победы». Такое путешествие займёт уже неделю, в год делается 5-6 рейсов.
Наиболее популярные российские маршруты
Наивысшей точкой в деле арктических круизов следует признать переходы от Мурманска до Анадырского порта – такое плавание занимает до месяца, кроме того, навигация очень нерегулярная. Возможны высадки на берег – при условии, что он не занят моржами или медведями.
На судне гостей развлекают по вечерам, а днём читают научпоп-лекции – ведь на борту научного судна всегда найдётся с десяток специалистов в гидрометеорологии, биологии, геологических таинствах, путешествуют историки и рядовые путешественники со стажем. Разве не интересно из первых уст узнать о местных растениях, видах фауны, особенностях устройства морского дна и других захватывающих тайнах?
В случае, если по курсу возникает что-то интересное, пассажиров по громкоговорителю вызывают на шлюпочную палубу – взглянуть лично. Многие хотят побывать на Шпицбергене, чтобы осмотреть скалистые горы с гнёздами чаек, соседствующие с многолетними льдами и стадами мирно пасущихся оленей.
Другие островки Северного ледовитого привлекают ихтиологов и любителей птиц, фанатов коротких альпинистских вылазок.
В гренландских, исландских и норвежских фьордах, если повезёт, можно заметить медвежью семью и крупнейшие в этом полушарии айсберги, не говоря уже о красочных завесах северных сияний.
Вопрос на миллион
Арктические моря не рады начинающим туристам – лишь изощрённым, опытным. И богатым.
Цена вопроса в разгар осени начинается от трёх с лишним тысяч баксов – за эту сумму можно предпринять парусную прогулку на Шпицберген на яхте сроком до 8 дней. А в летний сезон такое же путешествие обойдётся уже в десятку, притом – евро. Люксовые туры протяжённостью в полторы-две недели обойдутся уже в 30-50 тысяч евро.
Помимо цены, важное значение играет невысокая степень информированности об этих маршрутах. Даже если человек может позволить себе подобную вылазку, он обычно не в курсе о наличии возможности посетить северные воды в составе круизной туристической группы.
Возможно, для повышения рентабельности и популярности следовало бы разрешить пассажирам на таких лайнерах пребывание без визы на срок до десяти или пятнадцати дней вместо трёх – и сделать более простой и доступной процедуру посещения.