О районах, расположенных за пределами туристического центра, редко пишут в путеводителях. Казалось бы, что в них интересного, кроме типовой застройки? На самом деле, в каждом из таких районов есть что посмотреть — надо только знать, где искать. Поэтому мы запускаем серию гидов, посвященных таким вот «нетуристическим» районам Петербурга. Сегодня приглашаем вас прогуляться по окрестностям станции метро «Приморская».
Музей Петербургского метрополитена
Ул. Одоевского, 29
Прямо рядом с метро «Приморская» работает Музей Петербургского метрополитена – отличный интерактивный музей для тех, кто интересуется историей и устройством подземки. Здесь есть, например, действующий макет, где поезда метро движутся по тоннелям, въезжают на станции и уходят в депо; крупномасштабные модели составов разных лет; интерактивная строительная клетка, с помощью которой можно почувствовать себя метростроителем; видеопанели, демонстрирующие принципы работы оборудования. А еще — униформа разных лет, коллекция жетонов и ретроавтоматы по их продаже, турникет 1950-х годов, первоначальные проекты станций, образцы пород камня, которые использовали при облицовке станций. Наконец, здесь можно увидеть, как работает центр управления системами жизнеобеспечения метро или даже посидеть в кабине машиниста: в отдельном зале есть фрагмент головного вагона.
Индивидуальных посетителей в музей пускают по будням в 16:00 и 18:00 и по выходным в 10:00, 14:00 и 18:00. Предварительно нужно записаться по телефонам +7 (812) 301-98-33 или +7 (921) 794-16-26.
Дома «на ножках»
Новосмоленская наб., 2, 4, 6, 8
На Новосмоленской набережной стоят самые, пожалуй, знаменитые дома на «Приморской», известные в народе как «дома на ножках». Каждое из четырех 22-этажных зданий возвышается над землей на 16 хрупких, как кажется, ножках. Про эти дома (а также другие образцы советского модернизма в Петербурге) мы недавно подробно рассказывали в нашем гиде по совмоду. Поэтому не будем повторяться, полюбуемся и двинемся дальше.
Гаванский рабочий городок
Малый пр. В.О., 69-71, ул. Гаванская, 47
Гаванский рабочий городок — один из первых образцов «социального жилья» в дореволюционном Петербурге. Инициатор строительства, юрист и общественный деятель Дмитрий Дриль, вознамерился построить комфортное и недорогое жилье для рабочих (которого в городе тогда катастрофически не хватало). Для реализации этой цели он основал Товарищества устройства и улучшения жилищ для трудящегося нуждающегося населения.
На собранные деньги Общество в 1904-1908 гг. построило комплекс из пяти корпусов, которые могли вместить более 1000 жильцов. В трех корпусах находились 1-, 2- и 3-комнатные квартиры с отдельными кухнями для семейных рабочих, еще в двух —отдельные комнаты гостиничного типа с общими кухнями и санузлами для одиноких. Квартиры и комнаты были небольшими, но светлыми, с хорошей вентиляцией и водяным отоплением. Жильцы все-таки платили арендную плату, но она была максимально доступной: от 3,5 руб. в месяц за комнату и от 8,5 руб. — за квартиру. Позаботились и об инфраструктуре: в городке работали ясли и школа, медпункт, столовая, прачечная, магазины, библиотека, зал для лекций, концертов и кинопоказов. Корпуса разделялись уютными зелеными дворами с игровыми площадками — огромная роскошь для тогдашнего Петербурга, где все еще практиковалась сплошная застройка по периметру.
Брандмауэр одного из домов (Малый пр., 69) украшает красивый 15-метровый мурал с изображением Матери-земли (хотя обычно его принимают за Будду). Граффити нарисовали в 1990 году в рамках американо-советского проекта «Все за одну Землю» — над ним вместе трудились ленинградские и американские художники.
Кроншпицы Галерной гавани
Шкиперский проток, 14
Это, наверное, самая малоизвестная работа Доменико Трезини в Петербурге: до этих мест редко добираются не то что туристы, но и сами василеостровцы. История Галерной гавани начинается еще в 1721 году, когда на западной оконечности Васильевского острова по приказу Петра I вырыли прямоугольный бассейн, соединенный с заливом узким каналом. На входе в гавань по обе стороны канала по проекту Трезини построили кроншпицы: небольшие караульные павильоны со световыми фонарями и шпилями, игравшими роль сигнальных флагштоков. Помимо прочего, кроншпицы предупреждали город о грядущем наводнении: в случае опасности на них поднимали флаг, который был виден из разных частей города.
Строго говоря, нынешние кроншпицы — не совсем работа Трезини, в 1754 году архитектор М. Башмаков перестроил их в камне. Но он постарался максимально сохранить первоначальное архитектурное решение в духе петровского барокко. Даже с учетом перестройки кроншпицы — самые старые здания в окрестностях Галерной гавани.
Первый «небоскреб» Ленинграда
Ул. Наличная, 30
Сейчас этот дом ничем не обращает на себя внимание, а вот в 1969 году, когда его только построили, взглянуть на него приезжали изо всех концов города. Дело в том, что это — первая ленинградская высотка. До этого самым высоким домом в Ленинграде был 12-этажный дом на Кузнецовской улице. А тут головокружительные 16 этажей!
«Небоскреб» спроектировала 12-я мастерская «Ленпроект». Чтобы испытать конструкцию, сначала построили двухэтажный фрагмент (его руины до сих пор можно увидеть рядом с 16-этажкой). Помимо этажности, в высотке было еще одно новшество — общие балконы, с которых в те времена, когда окрестности еще не были застроены, открывался головокружительный вид на остров, центр и залив. Они стали местом паломничества: люди специально приезжали сюда, чтобы подняться на балконы верхних этажей и полюбоваться закатом.
Памятник Бродскому
Наб. Смоленки напротив Одоевского, 28
Еще одна достопримечательность, о которой не знают даже многие местные жители, хотя находится она в пяти минутах ходьбы от метро. История появления на этом месте памятника Бродскому довольно загадочна: в 2016 году здесь без всяких официальных мероприятий, анонсов и едва ли не под покровом ночи установили 7-тонную гранитную скульптуру высотой в 3,5 метра. При этом никаких опознавательных знаков на постаменте не было: то, что это Бродский, можно было узнать лишь по отдаленному сходству.
Позже оказалось, что автор скульптуры — член Союза художников скульптор Евгений Ротанов. Памятник был создан в рамках конкурса городской скульптуры «Балтийский образ» и, кстати, вошел в шестерку победителей. Но установить его разрешили только инкогнито — с условием, что на нем не будет именной таблички и вообще никаких упоминаний Бродского («легализация» памятника потребовала бы множества согласований). Так что этот пока единственный памятник поэту в Петербурге так и остается «непризнанным». Есть в этом какая-то горькая ирония — особенно если вспомнить, как в Ленинграде при жизни не признавали самого поэта.
Обелиск казненным декабристам
Сад Декабристов
В сквере на пересечении улиц Наличной и Уральской стоит обелиск казненным декабристам, возведенный предположительно на месте их захоронения. Впрочем, не все так просто.
Пятеро участников декабристского восстания были казнены в Петропавловской крепости, а вот о месте их захоронения долгое время ничего не было известно. Историки считают, что тайну приказал хранить сам Николай I, опасаясь паломничества родственников и сочувствующих.
По этому поводу ходило несколько гипотез. Одни считали, что казненных похоронили на Петровском острове, на нынешней территории судостроительной компании «Алмаз». Вторая версия гласила, что тела декабристов просто завернули в мешки и сбросили с корабля в Финский залив. Но большинство все же считало, что захоронение произошло на острове Голодай (нынешнем острове Декабристов). Об этом говорили и оставшиеся в живых декабристы, и другие их современники.
Сохранилось и свидетельство анонимного помощника квартального надзирателя, который сам участвовал в похоронах: по его словам, тела казненных ночью вывезли с конвоем к взморью за Смоленским кладбищем и похоронили в общей могиле.
В июне 1917 года показалось, что точное место казни наконец найдено: во время рытья траншеи на острове Голодай солдаты нашли чей-то гроб, а на следующий день — еще четыре. Но вскоре возникли сомнения: найденные гробы были слишком роскошны, а находившиеся в них скелеты были похоронены в парадных мундирах. Декабристов же казнили в саванах смертников, и вряд ли после смерти их переодели в парадную одежду и положили в дорогие гробы.
Позже эти сомнения подтвердила специально созданная комиссия: она пришла к выводу, что найденные останки не могли принадлежать казненным декабристам. Но так как большинство свидетельств было все-таки за то, что декабристы похоронены на острове Голодай (пусть и не известно точно где), памятный обелиск было решено установить именно здесь.
Читайте гид по жилым домам эпохи конструктивизма и о домах, иронично именуемых капромом.
Материал на нашем сайте: Декабристы, Бродский, совмод и музей метро: гид по окрестностям «Приморской»
Автор: Светлана Ворошилова
Городской блог о Петербурге и петербуржцах Скамейка