Вниманию читателей предлагается работа военного историка капитана 2 ранга французского флота Жака Филиппа Монжери (Montgery, Jacgues Philippe Merigon de; 1782?–1839) «Memoire sur la navigation et la guerre sous-marines, par M. Montgery, Capitaine de frigate» (Памятная записка о подводном плавании и подводных войнах капитана 2 ранга г-на Монжери), впервые опубликованная в 1823 году
(«Annales maritimes et coloniales». Т. II. Ч. 2), на которую зачастую ссылаются историки, занимающиеся изучением развития военно-морской техники.
Особенно это относится к тематике подводного плавания. Обыкновенно приводятся описания либо краткие выдержки
«из Монжери». Их спектр широк, что предполагает богатство первоисточника. Однако обращение к Монжери не всегда бывало корректным, нередко сопровождаясь собственными домыслами авторов. Историки же советского времени обычно заимствовали ссылки на его труды у своих дореволюционных предшественников, которые предпочитали пользоваться источником на языке оригинала.
В переводе же на русский язык публиковались лишь некоторые работы Монжери (как, например, «О подводном мореплавании и войне»
в журнале «Славянин».Ч. III. СПб., 1827), что далеко не достаточно
для представления о творчестве крупного морского историка
и для извлечения полезных сведений из его трудов.
Предлагаемый читателям труд Монжери освещает ранние этапы развития подводного плавания и создания подводного морского оружия. В нем содержится немало информации, до настоящего времени
не использовавшейся в отечественной исторической литературе
по данному предмету.
Работа историка ценна еще и тем, что она привлекает обширный спектр источников, в том числе авторов из самых отдаленных времен. Исследования Монжери относятся к первой четверти XIX века.
И естественно, в его описаниях и суждениях встречаются нереальные, порой фантастические оценки и прогнозы: то, что не пошло в дело
и в ходе развития техники отвергалось.
Тем не менее они тоже имеют историческую ценность. Но Монжери отметил и немаловажных новаций, которые со временем закрепились
в практике подводного кораблестроения и создания средств морской войны.
В целом, Монжери показал нам непростые, непрямые, а порой причудливые пути развития военно-морской техники начала XIX века
и нескольких предшествующих столетий.
Перевод «Записки» с французского выполнен М. П. Дубянской, подготовка к публикации, дополнения, комментарии, подборка иллюстраций и ряд технических реконструкций по описаниям автора — к.т.н. И. Р. Рассолом.
В ходе работы над ней материал был несколько отредактирован, преимущественно в части современной морской терминологии
и особенностей физики обсуждаемых явлений. Строй языка оригинала, иногда немного архаичный, по возможности сохранен.
Комментарии автора и его ссылки на источники сокращены,
чтобы не перегружать популярную в целом работу.
Памятная записка о подводном плавании и подводных
войнах капитана 2 ранга г-на Монжери
Глава I
Ныряльщики
С давних времен искусство подводного плавания и погружения составляло особый промысел у греков и римлян. Профессиональные ныряльщики добывали из морских глубин жемчуг, кораллы, губки,
а иногда затонувшие сокровища и предметы. Они также осматривали корабельные якорные канаты, и когда эти снасти грозили порваться
или уже рвались, закрепляли их заново анкерными болтами.
Самый искусный ныряльщик своего времени Скиллис из Скиона воспользовался неистовой бурей, в которую попал флот Ксеркса
у горы Пелион, и вместе с дочерью Кианой перерезал якорные канаты
у нескольких кораблей. Те навалились на прочих и стали причиной общего крушения.
При осаде Сиракуз афинянами их ныряльщики вытащили и перерубили многочисленные сваи, которые жители установили в гавани.
При осаде Тира другие, не менее искусные ныряльщики перерубили канаты кораблей Александра и помешали сооружению гигантского заграждения. С помощью крючьев они вытягивали деревья, служившие опорой для земли или камней, так что все сооружение немедленно обрушивалось.
Военный писатель александрийской школы Филон рекомендует использовать ныряльщиков ночью, не только чтобы резать якорные канаты вражеских кораблей, но и для того, чтобы сверлить их подводную часть буравами. И далее указывает инструменты и необходимые предосторожности для защиты от подобных атак.
И, наконец, при осаде Византия Септимом Севером ныряльщики резали канаты римских галер, предварительно закрепив у руля длинный трос, который осажденные тянули к себе, так что казалось, что галеры оживают и своим ходом покидают императорский флот.
Не перечисляя многочисленные факты подобного характера, можно показать, что древние рассматривали выполнение под водой очень трудных действий как игру. Антоний порой развлекался с Клеопатрой рыбной ловлей и гневался, когда не удавалось ничего поймать.
Желая спасти свою честь, которую считал запятнанной в глазах принцессы, он назначил рыбную ловлю на определенный день; ныряльщики получили секретное распоряжение подплывать под водой
и прицеплять к рыболовному крючку на его леске пойманную заранее камбалу.
Стратегия удалась или казалась удачной: Антоний многократно вытягивал леску с камбалой. Клеопатра разгадала уловку, но скрыла свою догадку
и даже похвалила Антония за сноровку в рыбной ловле, про себя задумав проучить его за лукавство. Она назначила на следующий день новую рыбалку, в которой должен участвовать весь двор. Клеопатра велела найти ныряльщика, еще более искусного и проворного, чем у победителя, и приказала ему надеть на леску Антония соленую камбалу.
Антоний почувствовал, как натянулась леска, и тотчас поспешил вытянуть ее. Можно представить его замешательство при виде добычи и взрывы хохота всех свидетелей этого приключения.
Хроники народов северной и западной Европы также содержат примеры искусной деятельности человека под водой. Эрик Мудроречивый, командующий шведскими кораблями, а затем король этой страны, велел ныряльщикам буравить и топить корабли знаменитого датского пирата
по имени Оддо.
В начале XIV века при блокаде города Бонифачо флотом короля Арагона Альфонсо одному ныряльщику удалось перерезать тросы нескольких кораблей и вызвать страшную сумятицу и многочисленные повреждения, чем воспользовалась генуэзская эскадра, пришедшая на помощь городу.
В 1372 году флот французских и испанских кораблей использовал маленькие лодки с горючими материалами, чтобы вызвать пожар
с помощью ныряльщиков под самым крупным кораблем английской эскадры под командованием молодого графа Пемброка.
Изобретение подобного характера уже использовалось в других обстоятельствах: искусный инженер и ныряльщик Гобер доставил
под водой запалы, спрятанные в горшках, которыми поджег палисады, ограждающие вход на один из островов Анделиз, осажденный в 1203 г. армией Филиппа Августа.
И, наконец, Роберт Вальтурио в сочинении, опубликованном в 1472 году, рекомендует использовать ныряльщиков — по примеру древних —
для сверления подводной части неприятельских кораблей, а более близкий к современности автор добавляет к этому идею применения греческого огня. Также приводят в пример ныряльщиков XVII века, достаточно искусных для исполнения подобный действий.
В настоящее время совершенно напрасно пренебрегают использованием ныряльщиков на морской службе. В мирное время они необходимы
для осмотра подводной части и якорных канатов, для заделывания течи, крепления троса на якоре; во время войны они до сих пор могли, наряду
с другими видами атаки, перерезать якорные канаты вражеских кораблей и даже захватывать врасплох и пленять их команду. Наши последние войны изобилуют подобными примерами, несмотря на отсутствие должного внимания к подготовке пловцов и ныряльщиков.
Тросы из железа (применение которых стало теперь повсеместным) невозможно перерезать, но есть способы их разорвать.
К тому же тренированные ныряльщики всегда находят возможности, чтобы подвести петарду к подводной части корабля.
Тем не менее следует заниматься реализацией действительно грозных подводных атак с помощью машин и кораблей; есть бесчисленное множество обстоятельств, в которых ныряльщики не могут действовать.
Глава II
Погружающиеся устройства и другие механизмы, подготовившие изобретение подводных судов
«Александр Великий, по рассказу Морального Астронома, пользовался машинами, при помощи которых можно ходить под водой (по дну. — Ред.) без физической опасности, и этот государь радовался, наблюдая тайны морей».
Мы не смогли выяснить, кого именно скрывал Роджер Бэкон под именем Моральный Астроном. Однако погружающиеся машины, безусловно, были известны во времена Александра. Аристотель говорит об аппарате, напоминающем хобот слона, с помощью которого некие ныряльщики получали воздух во время пребывания под водой.
По-видимому, это прибор, который сейчас называют корнемуза (волынка) или водолазный колпак. Последнее описывается уже не столь смутно
в сочинениях того же автора.
«Ныряльщикам дают возможность дышать, — говорит он, — опуская котел или бак, который не наполняется водой и сохраняет воздух, если погружать его вертикально; но при наклоне в него поступает вода».
В сущности, так как передвигаться горизонтально под водой очень трудно, машины, с помощью которых Александр предположительно ходил
в морских глубинах, вероятно, были чем-то вроде корнемузы.
На эту тему Роджер Бэкон добавляет: «Мы можем изготавливать такие же устройства, как в былые времена, и в наши дни».
Приблизительно два столетия спустя, то есть в 1472 году, Теодор Газа перевел на латынь книгу «Problèmes», в которой добавил несколько характеристик описания подводного колокола, чтобы показать,
что эта машина ему отнюдь не незнакома.
В латинском издании Вегеция, опубликованном в 1535 году, и в его французском переводе, выпущенном год спустя тем же издателем, имеется несколько рисунков погружающихся устройств.
На первом изображен человек в оболочке, довольно плотно облегающей его тело и конечности; эта оболочка составляет лишь основу для передней части, которая аккуратно пришита или пристегнута; большой сосуд в виде флорентийской вазы накладывается на рот, чтобы дышать под водой.
На других рисунках представлены вооруженные солдаты, один из которых ловит рыбу, а другой побеждает чудовище в морской бездне; голова
и грудь у них защищены пелериной с капюшоном с гибким шлангом, верхний конец которого удерживается на плаву бурдюком, надутым воздухом. Но в тексте Вегеция и в приведенном выше переводе нет упоминания об этих двух устройствах, и рисунки явно не относятся
к таким старинным рукописям, потому что на них изображено огнестрельное оружие.
Но, возможно, знания о погружающихся устройствах все же не были утрачены полностью; достаточно было сочинений Аристотеля, чтобы сохранить их в среде ученых и механиков. Арабский автор XII века Багадин показал нам, как ныряльщики его народа доставляли письма
и большие суммы золота в город Птолемеев, осажденный крестоносцами, с помощью машин, которые он называет мехами (гармошками).
Но в Европу применение погружающихся устройств снова пришло только в начале XVI века. Доказано, что итальянцы использовали тогда батисферу. Затем в Толедо в 1538 году провели эксперимент
с погружающимся колоколом. Тенье, который в нем участвовал, сообщил нам подробности. Два грека в присутствии Карла V Габсбурга и почти десяти тысяч зрителей опустились на дно Тахо в большом перевернутом котле, и при этом они не промокли, а фонарь, который они взяли с собой, не погас, что вызвало всеобщее изумление.
Когда именно в новое время впервые стали использовать корнемузу, совершенно неизвестно. В наши дни это устройство воспроизводится
с некоторыми усовершенствованиями, как совершенно новое изобретение, но мы не станем углубляться в эту тему. Погружающиеся машины предназначаются исключительно для извлечения затонувших объектов и устройства гидравлических сооружений; нам достаточно отметить первые статьи в этом роде, потому что они по необходимости касаются того, что человек должен сделать прежде, чем сооружать суда, пригодные для плавания и войны под водой. Та же причина обязывает
нас привести ряд последующих изобретений кораблей, которые могут
в любое время погружаться и выходить на поверхность, но не имеют приспособлений для передвижения под водой.
Венецианцы построили галеон невероятных размеров, который затонул
в 1559 году на рейде Маламокко. Один инженер собрался его поднять
с помощью другого корабля, длиной в пятьдесят локтей, высотой
в тридцать и шириной в пятнадцать. Этот корабль погрузили и открыли доступ воды в него, а потом поднимали, удаляя эту воду многочисленными насосами.
Вильям Бурн, который считал погружающуюся корнемузу одним из своих изобретений, указывает следующие средства для пребывания под водой. Заложив нужный балласт на малом корабле, в отсеке оборудовали:
1) горизонтальное перекрытие;
2) две продольные переборки на определенном расстоянии от бортов, заканчивающиеся на поперечных переборках;
3) две подвижные боковые поверхности («поршни». — Ред.), уплотненные на переборках непроницаемыми ремнями и управляемые крепким винтом;
4) отверстия для впуска воды в корабль, когда боковые поверхности («поршни») притягивают к переборкам;
5) полую мачту для обновления воздуха. Понятно, что после погружения корабля для всплытия достаточно вернуть боковые поверхности
в первоначальное положение.
Автор никогда не предполагал, что он может передвигаться, и не придавал ему иных способностей, кроме возможности погружения нескольких человек под воду и сохранения у них способности дышать.
А вот изобретение, которое при всей топорности, по крайней мере, приносило хоть какую-то реальную пользу, и удивительное для тех полудиких людей, которые его придумали:
«Казаки, подданные короля Польши, — говорит П. Фурнье, — занимаются каперством на лодках, именуемых чайками, верхняя часть которых полностью покрыта кожей. Такой своего рода помост имеет сорок отверстий по числу гребцов; эти отверстия обшиты эластичной кожей, которой опоясывается каждый человек, и волны проходят поверх лодки, не потопляя ее.
Когда казаки замечают турецкие галеры, они отходят в самые заболоченные места приазовской низменности, открывают люк
в днище своей чайки, устраивают течь, полностью погружаясь
под воду, и с помощью тростника, один конец которого держат во рту, а другой выступает над водой, сохраняют способность дышать.
В таком положении они ждут, когда наступит ночь или враг удалится, чтобы поднять лодку на воду. Флот Великого паши не смог истребить этих пиратов».
Продолжение следует ...
© Ж. Ф. де Монжери
Перед Вами фрагмент сборника "Гангут" №117/2020
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut
Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий. Наш канал - молодой, нам очень важно ваше мнение и поддержка!