Найти в Дзене
Черно-белый лебедь

"Шелкопряд" - шедевр или проблемы с фантазией?

"Шелкопряд" Р. Гэлбрейта (The Silkworm, Robert Galbtraith) - произведение широко разрекламированное. Но, помимо того, что она написано Дж. Роулинг, есть ли в нем что-то, ради чего его стоит читать?

Помимо противоречивого детектива Страйка, в нем присутствует хорошо (надо полагать) знакомый Роулинг издательско-писательский мир, с его большими деньгами, славой, своими победителями и неудачниками. Собственно, все действие книги происходит в этом мирке.

фото автора
фото автора

Но вот проблема: как вытянуть из этого довольно ограниченного социального пространства, населенного скучными людьми, по-настоящему захватывающий сюжет? Писатели - не авантюристы, не гангстеры и не талантливые мошенники: это люди, которые сидят и пишут, сидят и пишут, сидят и пишут... За что тут зацепиться? Только две проблемы смотрятся логично в этом мирке - зависть и кража интеллектуальной собственности. И если посмотреть на "писательские детективы", то обе эти темы в них всегда и обыгрываются. Моцарт и Сальери - вечный сюжет творческого мира.

фото автора
фото автора

Эти две темы - скелет, который можно покрывать плотью других событий и мотивов, но все равно автор остается в интеллигентско-занудном писательском мирке, и нужно придумать, как добавить в него остроты. Диккер в "Правде о деле Гарри Квеберта" решает проблему через введение параллельных сюжетных линий, которые в какой-то момент утрачивают параллельность и пересекаются с главной. Роулинг идет другим путем, изобретая кошмарный способ убийства, описанный в неопубликованном романе жертвы.

фото автора
фото автора

Но каким бы отвратительным ни было убийство, в этой части современных детективов всегда присутствует жесткая конкуренция с другими детективами. И Роулинг делает еще один ход, довольно оригинальный. В книге появляется еще одна книга, написанная заумно, претенциозно и противно - и она становится источником подозрений, взаимных претензий, мрачных прогнозов и, собственно, убийства.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Сам по себе ход интересный, но натужная истероидность романа, вокруг которого закручивается сюжет, сильно вредит натурализму. Как и в с личностью Страйка (читателю предлагается поверить на слово, что к нему тянет красавиц), в случае с романом предлагается поверить, что у такой чуши могут быть читатели-поклонники в большом мире, за пределами редакторско-писательско-агентской банки с пауками.

"Шелкопряд", при всей своей растиражированности, не производит впечатление ни особо увлекательного, ни оригинального, ни трехмерного. А вот искусственность в нем ощущается. Не шедевр.