Недавно вышедшая заметка о Федоре Федоровиче Томасе и комментарий к ней
подтолкнули к развитию этой темы - представители чернокожей расы в истории Российской Империи. Томас Федор Федорович (Фредерик Томас) - пример успешного бизнесмена: приехал, создал и заработал. Но история России очень богата на яркие личности, которые совершали подвиги, не измеряемые в денежном эквиваленте, но о которых знают единицы, потому что личностями они были не публичными, как все тот же Фредерик Томас, который связал свое дело с сферой досуга и развлечений. Ниже история о таком человеке. Некоторые факты и эпизоды его службы трудно представить в реальности, но тем не менее, они были и наличие двух Георгиевских крестов тому подтверждение.
Знакомьтесь! Фельдфебель императорского военно-воздушного флота России, кавалер Георгиевских крестов III и IV степени Марсель Плиа (Марсель Франсуа Гийом Плиа - в некоторых источниках Плия)
В начале XX века еще мальчиком прибыл в Россию вместе с матерью выписанной в качестве няньки в богатую московскую семью. В дальнейшем проживал в Риге, Петрограде. В России и начал трудовую деятельность, обучился водительскому мастерству, работал на Русско-Балтийском Вагонном Заводе в сборочном цехе.
Начинается Первая Мировая Война и Марсель добровольцем (или как тогда говорили "охотником") записывается в 1-ю запасную автомобильную роту.
В 1915 году в Пскове попадает мотористом (и по совместительству стрелком-пулеметчиком) в экипаж "Ильи Муромца" (капитан Констенчик, борт №10) и в следующем году убывает на фронт в составе экипажа. Удивительно, но экипаж и самолет успели совершить в короткий промежуток времени только 3 боевых вылета, в которых Марсель Плиа сумел заслужить два Георгиевских креста!
А теперь, внимание - за какие заслуги награды!
Первый Геогриевский крест VI степени Марсель Плиа получил за то, что во время авианалета на хорошо защищенную станцию Даудзевас (нынешняя Латвия) самолет получил значительные повреждения и Марсель Плиа был вынужден вылезти на плоскость (крыло) и осуществлять ремонт во время полета! Пулей была повреждена система охлаждения, из которой начала вытекать охлаждающая жидкость - зажав рукой пробоину в трубке, герой смог предотвратить вытекание и перегрев двигателя! Предусмотрительный француз, перед тем как вылезти, обмотался веревкой и когда самолет начал пикировать, Марсель пикировал с ним параллельно в свободном полете!
История следующего "Георгия" не менее захватывающая!
Снова боевой вылет, прошло две недели от предыдущего "приключения", снова станция Даудзевас, снова плотный зенитный огонь. "Илья Муромец" получает повреждения не совместимые с жизнью - вышли из строя три двигателя. И снова смелый француз вынужден вылезать на крыло и осуществлять ремонт на лету. Самолет и экипаж удалось спасти.
По результатам эксплуатации самолета Марсель вносил свои предложения по его усовершенствованию непосредственно конструктору - Игорю Сикорскому.
После революции, в 1918 году Марсель вернулся во Францию, где еще успел послужить во французской армии.
Умер Марсель Плиа во Франции на окраине Парижа в 1951 году.
Во время написания статьи поймал себя на мысли, что реальные подвиги и события, которые имели место в жизни, зачастую могли бы быть прекрасным сценарием для остросюжетного фильма, с той лишь, существенной, разницей, что все трюки в жизни выполняет сам герой, а не его дублер и рискует он своей жизнью, а не жизнью каскадера.
Информация для справки: российский Императорский военно-воздушный флот в период Первой Мировой войны располагал самым большим парком в мире - 263 аэроплана!