Найти тему

Как научить ребенка называть эмоции

Ребенок, испытывающий тяжелые эмоции, часто не знает, что именно с ним происходит. Следовательно, ему сложно справиться с данной ситуацией. Если взрослый называет его состояние тем словом, что он переживает, ребенок может хотя бы частично восстановить контроль над ситуацией (он уже будет знать, что он чувствует, например, гнев), и это уменьшит его дискомфорт и тревогу.

Когда вы видите, что ваш ребенок злится, радуется, расстраивается или испытывает другие эмоции, попробуйте назвать их. Вы можете сказать своему сыну, который нервничает перед экзаменом: «Я вижу, ты беспокоишься о завтрашнем тесте по математике, не так ли?» Своей дочери, которой грустно из-за того, что она поспорила со своей подругой: «Мне так жаль, что ты расстроена, потому что Катя всю поездку разговаривала с Юлькой, а не с тобой!» .

Поскольку каждый воспринимает данную ситуацию по-разному, мы никогда не можем быть уверены в том, что чувствует ребенок. Самое большее, что мы можем - догадываться. 

Вот почему стоит дать понять ребенку, что мы не знаем на 100%, что он чувствует, но нам любопытно и мы пытаемся их понять. Что, если эмоция, которую испытывает ребенок, не названа должным образом? В такой ситуации ребенок чаще всего выводит нас из заблуждения. Дочь может ответить: «Я вовсе не расстроена! Я просто злюсь на нее! »

Говоря с детьми об эмоциях, речь идет вовсе не о безупречности, а о том, чтобы искренне показать ребенку желание понять, через что он или она проходит. Иногда вы можете хорошо прочитать эмоции вашего ребенка, а иногда вы ошибаетесь, и это нормально, если вы можете признать свою неправоту и услышать реальную реакцию ребенка.

Для ребенка будет полезно, когда родитель, с одной стороны, называет данную эмоцию, а с другой стороны, связывает ее с событием, вызвавшим ее. Например, он скажет: «Ты разочарован тем, что друг не подарил тебе конфету?» или «Я думаю, ты можешь скучать по своему отцу, потому что он в командировке уже две недели». Благодаря этому ребенок узнает, что у эмоций есть источник, они не возникают «из ниоткуда». Они также смогут узнать свою реакцию на различные ситуации, что улучшит их знания о себе.

Поддержите ребенка в переживании эмоций

Когда ребенок испытывает различные эмоции, рядом с ним должен быть думающий взрослый, который «контролирует ситуацию» в том смысле, что он не берет на себя эмоции ребенка и они не мешают его поведению. 

Представим, что шестилетний Стас сильно расстроился, когда мама не разрешила ему посмотреть очередную сказку. Мальчик бегает по комнате, плачет, кричит и топает ногами. В такой ситуации важно, чтобы рядом был родитель, который не поглощен этими эмоциями.

Можно представить себе такое разделение функций: ребенок испытывает ярость и горе, а родитель рядом с ним не «заводится» (он не заражается этой яростью или не боится сильных чувств сына). Он позволяет ребенку рассердиться и терпеливо объясняет, почему этой сказки сегодня здесь не будет. Ребенок, наблюдая за родителем, который не «разваливается» под влиянием гнева ребенка, не паникует и не реагирует агрессивно - он получает сообщение о том, что то, что он чувствует, можно пережить, и что ему или родителю не причиняется никакого вреда. В будущем такой ребенок не будет бояться собственного гнева и со временем научится выражать его более конструктивно.