Найти тему

Что же всё-таки должно искусство: обслуживать? Служить? Или требовать, чтобы ему служили?

Есть, конечно, и такая точка зрения, что искусство вообще никому ничего не должно, и что оно вообще неподсудно. Что развивается искусство по совершенно особым законам и любые попытки вмешательства здесь противопоказаны.

Увы, но именно такой подход "невмешательства" порождает, в конечном счёте, такое "искусство", которое чем дальше, тем больше начинает человека оскотинивать, втаптывать его в грязь. Разного рода "инсталляции", "перформансы", спектакли разного рода Богомоловых (в насмешку, что ли, у этого "режиссёра" такая фамилия?).

Миф о "непосудности" искусства - опасный миф. Опасный тем, что искусство в таком случае совершенно теряет границы, ориентиры, теряет всякую нравственную основу и уже начинает требовать поклонения себе, начинает считать себя чуть ли не единственным и верным. Т.н. "свободное искусство" крайне агрессивно и нетерпимо в силу как раз-таки своей полной распущенности. "Зарвавшийся киноактёр" - так написал когда-то Михаил Матусовский об американском президенте Рональде Рейгане. А у нас сейчас чуть ли не каждый второй актёр - зарвавшийся. Я двумя руками за то, чтобы у актёра была гражданская позиция, чтобы он не был равнодушным, меркантильным, бесхребетным, ожиревшим. Но вот где кончается гражданская позиция и начинается самопиар? Какая может быть у актёра гражданская позиция, если он, например, на сцене или в фильме матерится, как сапожник? Если позволяет себе какие-то пьяные выходки? Если он от этого никак не отмежевался, не раскаялся, - и при этом делает какие-то политические заявления; какова цена его слов?

У К. С. Станиславского одна из его книг о театре называлась "Моё гражданское служение России". Сравнение театра с храмом мне представляется спорным в том плане, что здесь есть опасность для актёров и режиссёров как раз-таки чуть-чуть да превознестись над другими людьми. Но это сравнение было бы полезным, если бы понималось именно как требование работников театра к себе - тянуться к духовным высотам и тянуть за собой зрителя. Именно - это очень важно! - служить не искусству, а служить через искусство. Служить Высшему, служить Родине, служить людям, а иначе зачем вообще жить? Богомолов и ему подобные, в конце концов, сами себя загонят в ловушку, потому что тот непотребный и инфернальный мир, который они создают вокруг себя; мир, в который они пытаются затащить других людей - он неминуемо будет поглощать прежде всего их самих.

Но это нисколько не значит, что на всё это нужно спокойно смотреть - мол, пусть их перебесятся. Нет, подобное издевательство над искусством и над людьми не должно сходить с рук никому. Почему и важно каждому снова спросить с себя: а каково моё отношение ко всему тому, что происходит вокруг меня? Смотрю ли я на жизнь взглядом Человека и Гражданина - или я уже уставший, сдавшийся, сдувшийся, состарившийся, равнодушный? А почему? Кто меня таким сделал? Путин? Соседи? Интернет? Алкоголь? Тот же Богомолов сотоварищи? Или я сам расслабился и поплыл по течению? И что мне мешает развернуться и поплыть в нужную, в достойную сторону?

Что мне мешает работать над тем, чтобы повышать свой культурный уровень, развивать свой вкус читателя, слушателя, зрителя; бороться за себя не как за потребителя, а как за сотворца высокого искусства, такого искусства, которое достойно дышать полной грудью на нашей великой почве? Почему я ставлю крест и на искусстве и на себе, имею я на это право?

Настоящее искусство - боевое, что не раз было доказано нашей историей, когда искусство становилось одновременно и шедевром, и оружием в борьбе за лучшее будущее. И сейчас наступает это время, очень чувствуется его запрос: создавать светлое, сильное, мощное, поднимающее искусство. Чтобы оно поднимало человека во весь его рост - чтобы в панике разбегалась вся нечисть, пирующая ныне под святой вывеской "российского искусства"...

______________________________

Автор - Тимофей Михайлов (г. Самара): писатель, поэт, композитор, сценарист.

Подписки на канал, лайки, репосты и адекватные комментарии решительно одобряются!