Найти тему

Кир Булычёв: не только детские книги

Кир Булычёв (Игорь Можейко) и Алиса Селезнёва (Наташа Гусева)
Кир Булычёв (Игорь Можейко) и Алиса Селезнёва (Наташа Гусева)

Этот эпизод знают все...

Вообще, как и любой любитель фантастики, что родился в СССР, я, конечно же, читал произведения Кира Булычёва. И, честно говоря, даже самые детские из них, про второклассницу Алису Селезнёву, выглядели довольно привлекательно. Вот, например, несмотря на то, что Алиса – ученица всего лишь второго класса, и соответственно, то же «Путешествие Алисы» написано для примерно той же аудитории, оно написан довольно грамотно именно с точки зрения фантастики. То есть, в космосе – вакуум, для таких случаев существуют скафандры, которые, как правило, герметичны. На Луне – одна шестая от земной гравитации, и всё такое. То есть, именно с точки зрения фантастики – всё очень хорошо. Понятно, что это не настоящая научная фантастика – но вполне себе читаемые произведения. А уж, как «Путешествие Алисы» и снятый по мотивам «Тайна третьей планеты» разошлись на цитаты… Как мне кажется, если это не является показателем народной любви и признания, то я не знаю, что является…

Понятно, что не одной лишь Алисой Селезнёвой знаменит Кир Булычёв. Например, есть у него очень даже серьёзный «Гуслярский цикл». Много я про него не могу рассказывать, так как понравились мне из него только отдельные рассказы. Ну, просто от человека, который очень хорошо писал про приключения в космосе, я не ожидал сюжета, который будет разворачиваться просто в одном отдельно взятом городке Великий Гусляр. Потому и не особо понравилось… Было несколько романов, например, про Кору Орват из «ИнтерГПола» – весьма своеобразную… даму. Нет, романы были неплохими, но с творчеством того Кира Булычёва они соотносились… ну так себе. Понятно, что эти произведения писались уже в другое время, и новым читателям нужна была не Алиса, добрая, чистая и невинная, а вот такое вот дело. При этом, всё же, автор искренне старается не опускаться до откровенной пошлости. Старается, но порой… Впрочем, не будем о плохом… Из той же опера и роман «Любимец». Да, его ругали. Да, он сильно вторичен, но… для начала, «Любимец» очень даже неплохо отражал тогдашнюю реальность – когда без «спонсоров» вообще ничего нельзя было сделать, ну и то, что мы, жители России, на самом деле, стали «домашними любимцами» для разного рода… «спонсоров», только из других стран…

Такая книга у меня стоит на полке. Почти весь "Доктор Павлыш"...
Такая книга у меня стоит на полке. Почти весь "Доктор Павлыш"...

Но, если говорить о хорошем, то, можно вспомнить, например, цикл произведения «Доктор Павлыш». Несколько повестей и романов просто великолепно показывают мир будущего, с точки зрения автора. Мир, в котором нет больше войн, мир, в котором Земля – полноправный член галактического сообщества, мир, в котором люди исследуют космос и вообще, всё очень хорошо. Собственно, на мой неискушённый взгляд, именно «Доктор Павлыш» – самые серьёзные и взрослые книги Кира Булычёва. Можно вспомнить, например, роман «Тринадцать лет пути», в котором мы и знакомимся со Славой Павлышем. Он – вовсе не суперменистый человек. Космический врач, хороший человек, хочет жить и жить хорошо. Собственно, там все в романе – молодые специалисты, которые хотят жить, работать, делать своё дело и всё такое. И, когда случается то, что случается, читать про их реакцию очень даже интересно. Да, это люди, которые совершенно точно знали, на что шли, они понимали, что в космосе может произойти разное, и опасности – в порядке вещей. Но никто даже и представить себе не мог, что может произойти такое – хотя определённая теория и была. И то, как поступят люди – это очень и очень интересно.

Серьёзная книга, на самом деле...
Серьёзная книга, на самом деле...

Можно вспомнить и следующее произведение под названием «Последняя война», которое я считаю самым, наверное, взрослым и суровым в творчестве. Планета, жители которой уничтожили друг друга в жестокой и страшной войне. Уровень радиации такой, что не всякий скафандр защитит (хотя под конец герои всё же пошли на определённый риск, сбегая от военных). Выживших в такой войне, понятное дело, не было. Ну, почти не было, так как горстка военных, что развязали эту войну, успели укрыться в бункерах. И вместо того, чтобы обрадоваться тому, что на планету прибыл корабль из Галактического Центра (земное судно «Сегежа»), решили захватить его… И даже то, что короны могли возвращать убитых к жизни, не сделало роман менее суровым и серьёзным. Да, они смогли оживить капитана Загребина после того, как Ранмакан застрелил его из бластера, они оживили немало жителей планеты, но вот механика Ивана Антипина они не смогли бы оживить при всём желании, так как от него просто ничего не осталось. Иван Антипин пожертвовал собой, спасая всех землян от спятившего генерала, который хотел запустить по «Сегеже» атомную ракету…

Кстати говоря, что касается «Сегежи» и её экипажа… Так уж получилось, что «в роли судна «Сегежа» было выписано реальное судно «Сегежа» и его экипаж». Кир Булычёв ходил на этом судне и решил вот так это дело увековечить. На мой взгляд получилось очень даже хорошо.

Кстати, есть у Кира Булычёва ещё один рассказ. Постоянно забываю название – то ли «Ваня + Даша», то ли как-то так. Увы, не получается запомнить, хотя память хорошая. Я его в начале двухтысячных прочитал в одном журнале. Дети. Вместе растут, вместе живут, вместе учатся. Верят в то, что они спасают жизни великих и нужных людей. А потом выясняется, что спасают они тех, кто банально больше денег заплатит. И решают сбежать. Им потом помогает один из сотрудников клиники – увы, читал очень давно, всего не помню. Вот ничего рассказ не напоминает? Могу даже подсказать. Есть некое место, в котором живут люди. Живут, что-то делают. Верят в лотерею, победителя которой отправят на мифический Остров, на котором всё очень хорошо. И вот, лотереи проходят, кого-то туда отправляют, все счастливы и искренне завидуют победителю… Да, я про фильм, в котором сыграли Оби-Ван Кеноби (Юэн Макгрегор) и Наташа Романова (Скарлетт Йоханссон). Понятно, что в фильм добавили «экшона», стрельбы, погонь и прочего – но вот завязка сюжета – один-в-один из рассказа Булычёва…