В 1972-м году группа Grand Funk Railroad испытывала трудные времена, другие группы при таком стечении несчастливых обстоятельств не стали бы ничего записывать. Но «Гранд Фанки» рискнули и записали «Phoenix» - самый неоднозначный и самый проникновенный по сути альбом. Просто на убойную музыку у них тогда не было уже сил.
Альбом группы Grand Funk Railroad «Phoenix», вышедший в 1972-м году, можно считать переломным. Он не похож ни на одно из предыдущих произведений группы, а также ни на одно из будущих. Эта пластинка была вообще первая, которую я у «Гранд Фанков» вообще услышал, и таким образом мне повезло – при дальнейшем ознакомлении с творчеством GFR я имел возможность как бы идти от худшего к лучшему, и не разочаровываться в их музыке.
Нет, я не хочу сказать, что «Феникс» - плохой альбом. По крайней мере, когда я в 1980-м посетил в Индии магазин бэушных пластинок, я первым делом отыскал в коробке именно этот альбом, и схватил его, прежде чем начал искать другие пластинки группы. Сегодня у меня в коллекции есть новенький американский диск, и хотя не первопресс, но одно из последующих изданий того же, 1972 года. И я горжусь этой пластинкой по праву, хотя надо признать, что большинство альбомов группы все же сильнее.
Итак, альбом GFR «Phoenix» записывался в сложные для группы времена, и это отразилось на музыке. Во-первых, музыканты лишились своего хоть и гениального, но слишком жадного продюсера Терри Найта, который занимался саундом и по большей части – аранжировками. Марк Фарнер был хорошим композитором, но вот продюсером он был никудышным. Такими же не спецами в продюсировании были и его коллеги. Поэтому изначально прекрасный альбом вышел каким-то вялым, и даже самые убойные композиции (например, «открывашка» и «закрывашка») чего-то не добирали.
К слову, разницу можно почувствовать, сравнив студийные и концертные исполнения этих хитов – небо и земля!
Во-вторых, при записи альбома «грандфанковцы» судились с Терри Найтом вовсю, и он в итоге отсудил у них несколько миллионов долларов. Можно представить, какое настроение царило в группе, которая буквально не вылезала с судебных заседаний. Где уж тут о творчестве заботиться?
В-третьих, музыканты GFR пригласили для записи нового альбома органиста Крэйга Фроста, который на тот момент кроме как на «ионике», больше ни на чем не умел играть. Это потом его уже поднатаскали спецы, благодаря которым он прекрасно освоил самый широкий спектр клавишных. Но на «Фениксе» палитра его была очень бедной, хотя, в принципе, сыграл он вполне профессионально. Однако Марк Фарнер и Ко надеялись на большее, они думали, что четвертый инструмент заменит хорошего продюсера и «уплотнит» музыку, скрыв не совсем активную игру обоих гитар, чего не произошло. Диск получился сырой, не громкий, не убойный, хотя и очень проникновенный.
Это сразу же заметили поклонники группы, и «Phoenix» стал первой пластинкой группы (помимо дебютника), который так и не получил «платиновый» статус, хотя был близок к нему. Не дотянул до заветного «лимона» каких-то 100 тысяч проданных копий…
Но не будем о плохом, а будем о хорошем.
Сторона 1:
1). Flight of the Phoenix (3:38). Несмотря на «эстрадный» звук барабанов на старте, композиция к середине начинает набирать обороты, и в итоге превращается в убойный хит, особенно когда появляется соло Фарнера. Скрипка, которую пригласили вместе со скрипачом, добавляет дополнительного драйва этому номеру. Советую послушать концертный вариант этой композиции – несмотря на отсутствие скрипки, она «вживую» слушается гораздо зачётней, хотя, впрочем, и на диске неплоха, особенно на полной громкости.
2). Trying to Get Away (4:11). Весьма многозначительная и довольно архаичная по конструкции песня, сама по себе она хороша, но больше походит на сольное творчество Фарнера, а не на «самую громкую в мире группу» «Grand Funk Railroad».
3). Someone (4:04). Тут Фарнер решил сделать красивую балладу, но и на этот раз получилась какая-то архаика, и ее не спасает даже чуть ли не металлический и донельзя эмоциональный взрыв в середине композиции. В принципе, песня хороша, но очень старомодна.
4). She Got to Move Me (4:48). Еще одна архаичная песня. По ней сразу видно, какой сумбур был в голове у Марка Фарнера, когда он сочинял ее. Впрочем, если ее переиграть заново в другие времена, сгладить некоторые досадные чисто прог-роковые углы и усилить впечатляющее, хоть и короткое, соло Фроста на органе, то песня могла бы стать шедевром.
5). Rain Keeps Fallin' (3:25). А вот это уже самый настоящий шедевр – без всяких яких. Это чистейший Grand Funk Railroad, в своем самом первозданном виде. Да и записана композиция прекраснейшим образом, и особенно можно офанареть, слушая ее в наушниках. 10 баллов по 5-балльной системе!
Сторона 2:
6). I Just Gotta Know (3:52). Очень хороший боевик, но его надо было записывать не в этой студии и не с этим продюсером, жаль, что «Гранд Фанки» никогда не записывали концертные варианты этой песни (если, конечно, они играли ее «вживую»).
7). So You Won't Have to Die (3:21). Это еще один шедевр. Я эту песню просто обожаю, она – самое настоящее украшение альбома, тут и комментировать нечего.
8). Freedom Is for Children (6:06). Эта песня хороша, но неудачна. Прекрасная мелодия, проникновенное пение, но аранжировка сделана как бы на авось, торчит очень много ненужных углов.
9). Gotta Find Me a Better Day (4:07). Флегматичный ритм-энд-блюз, впрочем, таких песен у GFR довольно много. Сделана на вполне приличном уровне, у меня к ней никаких претензий нет – чистый «Гранд Фанк», хотя и не шедевр.
10). Rock 'N Roll Soul (3:40). Наконец-то добрались до сияющего бриллианта не только альбома, но и всего творчества группы. Правда, в концертном исполнении этот номер звучит гораздо мощнее, но там нет тех фишек, которые присутствуют на студийном варианте. Что комментировать? Разницу между студийным и концертным вариантами? Не буду. На альбоме и этот вариант звучит прекрасно. 100 баллов по 5-балльной шкале.
В заключение хочу сказать – альбом «Phoenix» очень проникновенный, кое-где и гениальный. И если учитывать, в какое плохое время он был записан, то следует отнестись к «Фениксу» с полным пониманием. Без него дискография Grand Funk Railroad была бы совсем неполной!
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О GRAND FUNK RAILROAD НА МОЁМ КАНАЛЕ:
«Красный Альбом» от Grand Funk Railroad уже в 1969-м году начал приносить группе миллионы
Grand Funk Railroad «Live: The 1971 Tour». На виниле этот альбом появился только 43 года спустя
Grand Funk «We're an American Band» 1973 г. ~ лучший альбом лучшей американской рок-группы
Как «Grand Funk Railroad» стали с нуля миллионерами за два года, и почему они с треском провалились?