Найти тему

Сверчки и Гортензии (пьеса)

Действующие лица:

Наталья Дмитриевна Сверчкова 34 года — мать

Рома Сверчков 17 лет — сын

Аня Сверчкова 18 лет — дочь (глухонемая)

Сергей Андреевич 60 лет — репетитор

Назар 39 лет — бывший Наташи

Василий 57 лет — житель деревни

Сцена 1.

(Квартира Сверчковых. Поздняя ночь. Потушен свет, Рома и Аня спят в своей комнате. В замке проворачивается ключ, входит Наташа. Уставшая, она снимает пальто, под ним вечернее платье, волосы собраны в пучок. Разувшись, она проходит на кухню, предварительно заглянув в комнату детей. Зажигает плиту, чтобы вскипятить чайник. Ставит на стол две чашки.)

Наташа:Тяжелый день сегодня? … Да уж. Завтра придется поработать нам, Полина.

(Наташа распускает волосы. И бросает в одну чашку кубик сахара.)

Наташа:Страшно подумать, что будет.

(Она берет монетку и подбрасывает в воздух. Поймав её, смотрит, что выпало. Тяжело вздыхает.)

Наташа:Да…

(Чайник начинает вскипать, и Наташа идет снимать его с плиты.)

Затемнение.

Сцена 2.

(Утро. Аня заходит в пустую кухню. Видит на столе одну чашку. Поднимает и пьет из неё. Морщится, выплевывает в раковину и выливает содержимое туда. Аня подбирает монетку со стола, рассматривает её и подбрасывает. Но не успевает поймать, и она укатывается. Аня встает на колени и начинает её искать. Входит Рома.)

Рома: А. Ты уже здесь. Мама спит, да?

(Аня продолжает ползать по полу. Рома подходит к холодильнику и достает яйца и пакет с помидорами. Хлопает Аню по спине, она оборачивается, и он отдает ей пакет. Вдвоем они начинают готовить завтрак. Аня моет и режет помидоры, Рома разогревает сковороду и чайник.)

Рома: Если мама не проснется к завтраку, не пойду в школу. Буду рисовать. Тебя.

(Рома повторяет свои слова жестами и указывает в сторону коридора. Приготовив завтрак, они садятся за стол и едят. Рома начинает говорить с Аней.)

Рома:Если бы у меня была машина времени, я бы отправился куда-нибудь в восьмидесятые. Представь, как там было здорово. Не у нас, конечно, а на западе. Неоновые огни, музыка, кожаные жилеты. Девчонки с пышными прическами на роликах, а по телевизору крутят аэробику. Движения, цвета, всё это бы я отразил в своих картинах.

(Рома включает музыку и начинает танцевать, затем он подходит к Ане, поднимает её из-за стола и продолжает танцевать. Аня в недоумении пытается подражать его движениям. Через какое-то время на кухню входит мать.)

Наташа:Рома, я же тебе говорила, не слушай так громко музыку, ну сколько можно?

Рома:Что-то ты рано проснулась. На работу?

Наташа:Нет, сегодня выходной. А ты почему не в школе?

Рома:Опять с тем уродом свидание?

Наташа:Не называй его так. Нет, не с ним.

Рома: А-а-а, значит всё-таки свидание.

Наташа:Это моё дело, не лезь. И не увиливай. Почему ты еще дома?

Рома (передразнивая): Это моё дело. Не хочу!

Наташа:Господи, что за ребенок.

Рома:В жизни есть вещи поважнее, чем школа.

Наташа:Для тебя таких вещей нет.

(Рома отмахивается и садится за стол.)

Наташа:Из школы звонили. Сказали, что ты уже две недели не появляешься, ничего не хочешь сказать?

Рома:Ничего страшного.

Наташа:Оценки твои хуже некуда.

Рома:Никто тебя не просил отправлять меня учится после девятого.

Наташа:Это мы уже решили. Я не буду всю жизнь держать тебя под юбкой.

Рома:Да ты и сейчас не особо пытаешься. Живем на подачки от твоих хахалей.

Наташа (разозлившись): Рома! За языком следи. Я не буду кормить тебя с ложки до самой старости. Или до тебя не доходит?!

Рома:Да ты просто отыгрываешься. В первый раз не получилось сделать полноценного человека, теперь из меня пытаешься сделать двух сразу!

(Наташа резко встает и дает хлесткую пощечину сыну.)

Наташа:Какой же ты урод.

Рома:Она всё равно ничего не услышала… В тебя пошла.

(Рома выходит из кухни, слышно, как хлопает входная дверь. Аня начинает мыть посуду. Наташа садится на стул и начинает плакать. Аня смотрит на плачущую мать.)

Затемнение.

Сцена 3.

(Поздний вечер. В квартире только Аня. В детской комнате горит свет. Аня танцует в тишине, она повторяет то как двигался брат. Звук двери. В квартиру заходит Рома. Он сильно пьян. Он падает, пока разувается. Входит в комнату, хватает кисти с краской и что-то яростно рисует на холсте. Выкрикивая пьяный бред.)

Рома:Вокруг одни слепые! Я покажу, как надо жить. Стану знаменитым. Больше цвета! Всё мусор!

(Аня пытается его успокоить. В какой-то момент Рома падает, опрокидывает холст и краску. Пачкает Аню. Встать он уже не в состоянии, засыпает на полу. Аня поднимает холст и картину. Смотрит на неё и начинает снова танцевать.)

Затемнение.

Сцена 4.

(День. В квартиру входят Наташа и Сергей Андреевич. В комнате сидит Аня и читает книжку. Рома на кухне пьет чай.)

Наташа:Вот проходите. Пальто можете повесить на вешалку.

Сергей:Спасибо, у вас довольно уютно.

Наташа:Ой, перестаньте, мы даже не успели прибраться.

(Рома слышит голоса и выходит в коридор.)

Сергей:Знаете, я когда-то жил в похожей планировке. Мы с женой…

Рома (Перебивая): О, смотрю, не стесняешься уже и домой приводить.

Наташа:А вот и он. Познакомься, это Сергей Андреевич, с сегодняшнего дня он твой репетитор.

Рома:А? Какой репетитор?

Наташа:Сергей Андреевич, можете пройти вон в ту комнату. А ты, Рома, подойди сюда.

Сергей:А могу ли я пройти в ванную? Такая квартира, столько воспоми…

Наташа (Перебивая): Да, конечно, дверь справа.

(Сергей уходит в ванную.)

Рома:Кто это? Зачем мне репетитор?

Наташа:Ты больше можешь не ходить в школу. Но экзамены сдать тебе придется, иначе больше можешь не приходить домой. С этим человеком ты будешь заниматься несколько раз в неделю. Всё остальное время делай, что хочешь. Хоть рисуй, хоть напивайся. Тебе всё понятно?

Рома:А меня спросить об этом ты хотела?

Наташа:Время компромиссов прошло. Теперь либо ты делаешь, как я скажу, либо дверь там. Ты меня вынудил. Я ушла, у меня встреча.

Рома:Понятно.

(Наташа выходит из квартиры. Рома возвращается в комнату. Туда же входит Сергей.)

Сергей:Роман, приветствую. Наталья Дмитриевна мне объяснила ситуацию, я постараюсь, чтобы ты спокойно сдал экзамены. В своё время я учил детей на дому, поэтому….

(Рома собирает вещи в рюкзак.)

Рома (Перебивая): Ох, простите, но всё пошло немного не по плану. Наталья Дмитриевна забыла упомянуть, наверное, что мне не нужен репетитор. Так что можете идти домой.

Сергей:Но мне уже заплатили…

Рома:Как жаль. Что же, можете оставить деньги себе. Ну, или если Вас мучает совесть, можете позаниматься с ней. (Указывает на Аню.)

(Роман одевшись и взяв вещи, уходит из квартиры.)

Сергей:Странные дела творятся. Извини, пожалуйста. Ты можешь позвонить Наталье Дмитриевне, у меня нет мобильного телефона? Не очень лажу с техникой, поэтому не покупаю.

(Аня сидит за столом лицом к окну и не видит, что в комнате кто-то посторонний.)

Сергей:Кхм. Прошу прощения. Я могу от Вас позвонить?

(Сергей дотрагивается до плеча Ани. Она пугается незнакомцу.)

Сергей:Я репетитор Романа. Сергей Андреевич.

(Аня отходит к стене.)

Сергей:Постой, не нужно боятся, я ничего плохого не сделаю. Что же сегодня происходит?

(Аня достает телефон и начинает что-то в него писать. Через какое время раздается звонок. Аня протягивает трубку Сергею.)

Сергей:Алло! Да, здравствуйте Наталья. Видимо ушел. Полчаса? Конечно, могу подождать. Я, знаете, немного удивлен даже, в моё время…Ох.

(Наташа бросила трубку. Он отдает телефон Ане.)

Сергей:Наталья Дмитриевна сказала, что подойдет через полчаса.

(Аня смотрит на него вопрошающе.)

Сергей:Ты меня понимаешь?

(Аня достает листочек со стола и пишет что-то.)

Сергей:Ты не слышишь! Прости пожалуйста. Теперь понятно, почему я напугал тебя.

(Сергей пытается языком жестов говорить с Аней.)

Сергей:Я Сергей Андреевич. Тебя как зовут?

(Аня машет головой)

Сергей:Ты не знаешь языка? Ох, как же так. Хорошо, я напишу.

(Пишет, отдает Ане, она отвечает.)

Сергей:Анна. Какая ирония. Мою дочь тоже зовут Анна. Мы с женой назвали её в честь матери Богородицы. Интересно, почему ты не знаешь языка жестов? Пока у нас всё равно свободное время, давай я тебя научу?

(Начинает писать и объяснять.)

Сергей:Вот это значит здравствуйте. А вот так, будет твоё имя, Анна. Хотя, сначала стоит освоить алфавит. Так. Подожди.

(Сергей берет портфель и пытается достать оттуда тетрадные листочки. В итоге он роняет портфель и содержимое вываливается на пол.)

Сергей:Ох, извини, что-то я волнуюсь немного. Бывает иногда, что не могу сосредоточиться. Всё из рук валится. Пеленки помню, когда впервые менял, тоже чуть не уронил, хах…

(Сергей поспешно собирается всё обратно. И начинает учить Аню.)

Сергей:Так. Я не очень хорошо рисую, но постараюсь. Вот это рука, если сжать её в кулак, будет буква А. Так, что-то не очень похоже.

(Аня начинает смеяться над рисунками. Сергей тоже посмеивается.)

Сергей:Ну, я же сказал, что у меня не очень получается.

(Аня берет листочек и начинает сама перерисовывать жесты.)

Сергей:О, неплохо, давай тогда я не буду мучать ни себя, ни тебя, буду показывать, а ты срисовывай.

(Сергей встает и осматривает комнату. Аня показывает буквы, Сергей в ответ жесты. Подходит к холсту.)

Сергей (жестами показывая на холст и на Аню): Хм, интересно. Это ты нарисовала?

(Аня качает головой. Пишет на листке — «Рома».)

Сергей:Вот как. Неплохо. Хотя я честно ничего не понимаю... А, да. Рома, кстати, будет вот так. (показывает.)

(Открывается входная дверь. Появляется Наташа. Не разуваясь, быстро забегает в комнату к Ане и Сергею.)

Наташа:Ах, Сергей Андреевич, простите, что так получилось. Я не ожидала, что так произойдет.

Сергей:Ничего страшного, это же дети, со всеми бывает. В таких случаях я…

Наташа (Перебивая): Нет, я просто… Не знаю… Что же это за напасть такая!

(Наташа начинает плакать.)

Сергей:Прошу Вас, успокойтесь. Я не думаю, что стоит плакать из-за того, что ребенок не хочет учиться, всё в порядке. Может стоит…

Наташа (Перебивая): Нет, я… Всё не так. Я… Просто не ожидала, что так всё сложится.

Сергей:Давайте я верну Вам деньги?

Наташа:Да причем тут деньги. Ох, боже мой…

Сергей:Просто не хочу, чтобы возникли недопонимания.

Наташа:Можете оставить всё себе. Спасибо, что подождали, еще раз извините. Боюсь, что я погорячилась, наняв Вас. Мы не нуждаемся в ваших услугах, простите пожалуйста.

Сергей:Всё в порядке. Я же говорю, со всеми бывает. Что же, я тогда, пожалуй, пойду.

Наташа:Да, конечно, сейчас я Вас провожу.

(Сергей забирает свой портфель и выходит из комнаты, у самой двери он разворачивается и обращается к Ане.)

Сергей (с жестами): Ах, да. До свидание Анна.

(Сергей одевается. Наташа провожает его. Затем возвращается в комнату и начинает осматривать вещи и шкаф.)

Наташа:Не может быть. Забрал вещи и ушел.

(Начинает звонить ему на телефон. Ответа нет.)

Наташа:Что же такое-то. Ну-ка, дай телефон.

(Наташа подходит к столу и берет телефон Ани. Результат тот же. Снова берет свой телефон и звонит.)

Наташа:Алло, Назар? Ты на машине? Срочно приезжай. Сейчас здесь, да. Угу, хорошо, буду ждать.

(Она садится на кровать и снова начинает плакать. Говорит с всхлипываниями.)

Наташа:Что же я за мать такая. Полина бы что-нибудь придумала… Что же мне делать? Полин… Я не понимаю. Я не знаю.

(Аня смотрит на мать изучающим взглядом. Раздается звонок в дверь. Наташа бежит к двери. Входит Назар. Аня выглядывает из двери, посмотреть, куда убежала мать.)

Назар:Ну. Что у тебя случилось?

Наташа:Рома сбежал. Я сказала ему, что-либо он учится с репетитором, либо пусть уходит из дома. (навзрыд) Я сама его выгнала!

Назар:Всего-то? Перестань. Рано или поздно все дети сбегают, вернется к ночи.

Наташа:Нет, не вернется, его надо искать сейчас.

Назар:Да, брось, он только этого и ждет. Идти на поводу у мальчишки. Будь умнее.

Наташа:Он точно не вернется. Я знаю.

Назар:Так. Ну, скажи мне причину, почему ты так уверена, и я поеду его искать прямо сейчас. А то мне тоже не хочется попусту тратить свой выходной.

Наташа:Я сама так сделала…

Назар:Как это понимать?

Наташа (Тараторя): Я сама сбежала из дома. Я не хочу, чтобы он прожил такую же жизнь. Жить непонятно где, слоняться по улицам, когда нет денег даже на хлеб. Поэтому прошу тебя.

Назар:Воу! Я даже и не знал.

Наташа:Пожалуйста, помоги найти Рому. Хочешь, я заплачу.

(Достает кошелёк и пытается достать деньги.)

Назар:Ой, только не надо этого всего…

Наташа:Сколько тебе нужно? На бензин вот…

Назар:Нисколько.

Наташа:Мне больше некого попросить.

Назар:Ладно, поехали.

(Назар и Наташа уходят из дома. Аня возвращается в комнату и видит, что на полу лежит ручка. Она долго любуется ею и затем прячет. После подходит к холсту, берет стоящие рядом краски и кисти и начинает рисовать, пританцовывая.)

Затемнение.

Сцена 5.

(Ночь. Квартира. Назар и Наташа сидят на кухне в тишине. Аня в белой ночной рубашке пытается уснуть в комнате, но не может, поэтому периодически вертится и переваливается с одного бока на другой. Назар заваривает чай.)

Назар:Наташ, ложись спать. Завтра сходишь к его друзьям, наверняка он там.

Наташа:Будто ты всё знаешь.

Назар:Ну, если бы я был на его месте, так бы и сделал.

Наташа:Ха, будь ТЫ на его месте. Не пытайся сравнивать его с собой. Иногда люди могут совершать такие поступки, на которые у тебя никогда не хватит смелости.

Назар:Это камень в мой огород?

Наташа:Нет. Просто… Просто я знаю, что может произойти, потому что…

Назар:Потому что ты сама так сделала, я знаю.

Наташа:Видимо так.

Назар:Странно, что ты мне раньше об этом не рассказывала. Даже, когда мы, ну… понимаешь.

Наташа:Не самая приятная часть жизни.

Назар:Понятно, что у тебя была интересная жизнь. Двое детей... Но может приоткроешь завесу? Или я, как обычно, «не смогу понять»?

Наташа:Я забеременела в 17.

Назар:Как же ты так умудрилась?

Наташа:Влюбилась, и как-то само собой получилось. Он, узнав о беременности сбежал, а я осталась одна, как обычно в общем.

Назар:А родители?

Наташа:Они бы не поняли меня. Да и стыдно было. Ведь с самого начала они были против моих отношений.

Назар (улыбнувшись): А теперь и ты не понимаешь.

Наташа:Проклятье какое-то или болезнь. Подцепила, дура, в молодости. Так и умру. Может Рома правильно сделал, что ушел. Зачем ему такая семья. Такая я.

Назар:Давай без мистики. Ты слишком сгущаешь краски.

Наташа:Это ты наоборот слишком расслаблен, будто ничего не произошло.

Назар:Я просто не паникую. И тебе не советую. От этого морщины появляются.

Наташа:То, как я выгляжу — последнее, что меня волнует.

Назар:В любом случае, успокойся. Расскажи мне, лучше, как ты жила раньше?

Наташа:Ты хочешь, чтобы я сидела и вспоминала чушь всякую?

Назар:Ну, это всяко лучше, чем безрезультатно бродить ночью по городу, или в тишине сидеть. Давай так, если Рома не объявится до утра, то позвоним в полицию. Тебя устраивает?

Наташа:Нет.

Назар:Ладно.

(Сидят в тишине. Аня просыпается и идет на кухню. Пьет воду, её будто не замечают. Она возвращается в комнату и снова ложится. Наташа начинает говорить.)

Наташа: Мы жили в деревне.

Назар:А?

Наташа:Не очень богато, как и все. Разве что гортензии были.

Назар:А что с гортензиями?

Наташа:Помню, вокруг дома росли голубые гортензии. В детстве я постоянно смотрела на них из окна. Они напоминали мне небо.

Назар:У меня только полынь во дворе росла.

Наташа:Отец за ними ухаживал каждый день, и никогда не хотел их продавать. Говорил, что они словно дети, нельзя разделять их друг от друга. Так странно, ничего уже не помню, ни дом, ни улицу, а эти гортензии как-то врезались в память.

Назар (смотря в телефон): Написано, что гортензии означают холод и бессердечие.

Наташа:Да? А мне так не кажется. Есть в них что-то светлое. Даже какая-то надежда.

Назар:И. Ты сбежала из дома. Куда же ты направилась?

Наташа:Я села на утренний автобус и уехала в город. Без денег и вещей. О чем я только думала? Слонялась по городу, пыталась найти работу.

Назар:Кто же возьмет несовершеннолетнюю к себе, к тому же беременную?

Наташа:Приходилось ночевать на вокзалах или в метро. Воровала еду из магазина.

Назар:Бродяжничала, одним словом.

Наташа:Через месяц мне удалось найти работу и жильё. Шить одежду вместе с нелегальными иммигрантами.

Назар:Ох, они же совсем в ужасных условиях живут.

Наташа:Да, в подвале многоэтажки. Парни отдельно, девушки отдельно. Места свои занавешивали тряпками. Там же тоже, знаешь, своя жизнь.

Назар:Полная антисанитария. А ты с ребенком.

Наташа:Меня спасли. Вернее, спасла. Одна девушка. Единственная, кто понимал моё положение. У неё был младенец. Она помогла мне обустроится. И когда мне было плохо, тоже помогала. Отдала свои вещи и учила как нужно жить с животом, что делать, если сильно тошнит и кружится голова.

Назар:А кто она? Откуда?

Наташа:Я так и не узнала. Полина. Вот и всё.

Назар:Почему так?

Наташа:Не принято было. Да и знаешь, легче. Чужое горе порой тяжелее своего.

Назар:Повезло, что ты не одна была. Иначе, черт знает…

Наташа:Да. Мы знали друг друга недолго, но думаю, что можно назвать её лучшей подругой.

Назар:Ты не пыталась её найти? Узнать, где она, чем занимается?

Наташа:Пыталась. Но увы, она пропала. Испарилась.

Назар: И ничего? Ни весточки, ни подарка?

Наташа:Вот подарок как раз был… На седьмом месяце она разбудила меня среди ночи. Она была чем-то напугана.

Назар:Может быть полицией? Таких людей часто ловят.

Наташа:Я не знаю. Она разбудила и сказала, что мне сейчас же нужно уйти. Уехать в другой конец города. Я не понимала, что происходит, но она так слёзно просила, говорила, что я всё пойму, что это вопрос жизни и смерти. Я не смогла отказаться. Одела меня в зеленое старое платье в горошек. Дала большую сумку и бумажку с адресом, сказала, чтобы ехала туда. Затем крепко меня обняла и заплакала. Попрощавшись, я села на ночной автобус и поехала.

Назар:Кино какое-то. И что потом?

Наташа:На месте оказалось старое пустое здание. Я зашла в него, и там…

(Раздался звонок в дверь и громкий стук.)

Наташа:Господи! Рома вернулся!

(Она побежала открывать дверь, и в квартиру зашел Сергей.)

Наташа:Сергей Андреевич! Что вы здесь делаете в такой час?

Сергей:Я… Знаете и правда что-то не подумал о времени.

Наташа:Что-то случилось?

Сергей:Тут такое дело… Я потерял свою ручку… А она для меня очень важна, мне её…

Наташа (Перебив, разозлившись): Ручку! В двенадцать ночи! Вы совсем больной!

Сергей:Я… Просто она очень дорога мне, вот и… Думаю, что лучше завтра зайду…

Наташа:Больше не смейте приходить сюда!

Назар:Наташа, не кричи, первый час. Сергей, правильно же? Послушайте, вы действительно крайне не вовремя пришли. У нас здесь проблема серьезнее вашей ручки. Ребенок пропал всё-таки.

Сергей:Извините, вы говорите ребенок? Не Роман ли случайно?

Назар:Да, он. Сбежал и не верну…

Наташа (Перебивая): Вы его видели?!

Сергей:Не знаю, обрадую я вас или нет, но я встретил его на автовокзале. Я живу неподалёку и вот встретились. Он извинился передо мной, сказал, что вы уже помирились и не стоит беспокоиться. И что ненадолго уедет из города.

Наташа:Боже мой! Он не сказал, куда собирается поехать?

Сергей:Сказал, но…

Наташа:Куда!?

Сергей:Я не думаю, что это вам особо поможет. Он сказал, что поедет в туда, где у Вас не хватит смелости. Дети порой такие дети. Моя дочь вот…

Наташа (упав на колени): Не может быть…

Назар:Да уж. Действительно странно.

Наташа:Я знаю куда он поехал.

Назар:Правда?

Наташа:Собирайся, мы едем.

(Наташа и Назар начали одеваться.)

Наташа:Спасибо Вам, Сергей Андреевич. И извините, что накричала. Вы можете остаться сейчас, поискать ручку или что вы там потеряли, мы поехали.

(Наташа и Назар вышли из квартиры. Сергей остался стоять в коридоре.)

Сергей:Что же тут происходит? Странная семейка. И ключей не оставили. Как же мне теперь уйти?

(Сергей, снимает пальто и шляпу, проходит на кухню и садится за стол.)

Сцена 6.

(Сергей сидит на кухне. Ему неловко находится одному в чужой квартире, и он встает и начинает ходить по кухне. Смотрит на чашки, из окна. Вдруг он замечает на полу монетку, подбирает её и разглядывает.)

Сергей:Ого, одинаковая с двух сторон.

(Кладет её на стол. Аня встает с кровати и включает свет. Ей не спится. Она начинает ходить по комнате, затем ложится на пол. Руками и ногами делает вид, что плывёт. Задевает мольберт, он падает на неё. На шум подходит Сергей. Осторожно открывает дверь.)

Сергей:Извините, здесь кто-то есть?

(Аня, отодвигает мольберт, видит, что показался Сергей и пугается. Сергей тоже немного пугается и закрывает дверь.)

Сергей:Ой, да, прости меня, что-то я не поду… Ах, точно, ты же не слышишь.

(Сергей стоит в коридоре, Аня берет со стола листочек и ручку, приоткрывает немного дверь, резко бросает их Сергею, и закрывает дверь.)

Сергей (смеется): Ну, хотя бы милицию не вызывает.

(Сергей пишет что-то на листочке и просовывает его под дверь. Аня читает, обдумывает и решает открыть дверь.)

Сергей:Извини. (Жестами). Так получилось. Послушай, ручку я здесь не терял? (показывает руками). Ручку, такая позолоченная.

(Аня вспоминает, затем достает ручку оттуда, где её спрятала. Отдает её.)

Сергей:Ох, спасибо. Если бы ты знала, как она мне дорога… О, точно!

(Сергей бежит ко входу и достает из своего портфеля книгу. Возвращается и отдает её Ане.)

Сергей:Я тут, дома нашел, решил почитать, вспомнить. Это учебник по языку жестов. Он довольно старый, но для начала пойдет. Можешь взять.

(Аня берет учебник и садится его читать. Затем достает тетрадь и начинает переписывать. Сергей с жестами ей говорит.)

Сергей:Нет-нет. Не обязательно сейчас. Я его тебе дарю.

(Аня продолжает писать.)

Сергей:Видимо, тебе совсем скучно.

(Сергей поднимает мольберт, ставит его к стене. И начинает медленно и размеренно говорить.)

Сергей:У меня дочь. Анна. Такая маленькая была, совсем. В две ладошки умещалась… В школу банты ей красивые купили. Голубей в парке кормили. Она тогда бегала за ними, все коленки отшибла. На скрипке играть? В школу музыкальную записали. А как играла, как играла! На концерты в школу ходили, наряжались. А как же! Анечка играет, золотце. Ручки потеют, мы ей платочек передадим, вытрет. Ручку мне эту на день рождения подарила. (рассматривая её). Не пишет правда уже. Да и выцвела. Сколько лет прошло...

(Смотрит на Аню.)

Сергей:Ты всё пишешь… Тяжело, наверное, когда поговорить не с кем… Поздно уже. Я, пожалуй, пойду.

(Сергей начинает отходить, всё еще не сводя взгляда с ручки. Затем резко останавливается и, не смотря на Аню, говорит.)

Сергей:Аня! Ты прости меня, за то, что я такой дурак. За то, что не могу прийти к Вам с мамой. Сил не хватает. Столько лет уже прошло, а я старый дурак, всё боюсь. Всё держусь за это место… Одному уйти страшно. И с собой никто не берет. Тридцать лет вы меня ждете. Анечка, маленькая моя, прости. Ради бога, прости. Неприкаянным живу.

(Сергей плачет. Разворачивается к Ане. И кладет ручку на стол)

Сергей:Забери меня.

(Аня оборачивается. Сергей выходит из комнаты. Игнорируя пальто, шляпу и портфель, он уходит из квартиры.)

Затемнение.

Сцена 7.

(Аня лежит на полу и рассматривает ручку, вертит ею, подбрасывает. Затем встает и выходит в коридор. Видит вещи Сергея. Берет их, и несет в комнату. Надевает их на мольберт. И начинает с ним танцевать. Но уже не так, как Рома. А что-то своё, похожее на вальс. После танца, Аня поднимает ручку Сергея и с силой втыкает её в холст. Оставив ручку торчать, она надевает вещи Сергея и выходит из квартиры.)

Затемнение.

Сцена 8.

(Деревня. Вечер. Рома подходит к дому, где растут желтые розы. Рядом в земле работает мужчина.)

Рома:Извините, прошу прощения. Вы не подскажите, где живут Сверчковы?

Мужчина:А ты чей будешь?

Рома:Я? В смысле чей? Я Рома.

Мужчина:Я много Романов за жизнь повидал, лучше скажи чей ты?

Рома:Что значит чей?

Мужчина:Вот идиот. Сразу видно, что городской. Отец кто?

Рома:Нет его.

Мужчина:Ей, богу, доведешь. Ну, мать кто?!

Рома:Наташа… Наталья Сверчкова.

Мужчина:Господи. Быть не может. Так ты внук дядьки Димы!

Рома:Вы знаете, где его дом?

Мужчина:Так это он и есть.

Рома:А можете его позвать?

Мужчина:А ты не знаешь? Помер он. Уже три года как.

Рома:Как же так?

Мужчина:Горячая забрала. Одной зимой вышел в метель и умёрз. Прости господи. Ты на могилу сходи, помяни. Да в церкви за упокой поставь.

Рома:А бабушка?

Мужчина:Жена его? Она и того раньше отошла. Как дочь уехала, так и пяти лет не прожила. Всё рыдала. Искала-искала, но так и не нашла. Где ж Вас носило?

Рома:Я… Да я даже и не знал.

Мужчина:За домом пришел? За землей?

Рома:Нет, конечно, нет. Я даже не думал. Просто хотел увидеть их.

Мужчина:Поздновато ты. А что мать?

Рома:Да, она даже не знает, что я приехал сюда.

Мужчина:И ты, что ли сбежал?

Рома:Сбежал.

Мужчина:Тьфу ты. Ну и дурная кровь. Что же вас так рвёт от дома родного? Что девка, забрюхатела, убежала, что ты. Э-э-х. Всё цветы эти. Я же ему говорил.

Рома:Какие цветы?

Мужчина:Да, дед твой. Выращивал здесь. Гортензии. А они цветы плохие, порчу несут да несчастья. Вот я их и вырвал. Пусть лучше розы. Их хоть продать можно. Да и глаз радуют.

(Рома молча смотрит на цветы и на дом. Мужчина снова принимается за работу.)

Рома:А кладбище где?

Мужчина:В том конце, за мостом. А ты чего, сейчас собрался?

Рома:Да, посмотрю и поеду обратно.

Мужчина:Куда ж ты поедешь? Автобус не придет сегодня уже. Да и поздно на кладбище идти. Лучше утром, да и помянуть взять надобно. Ты давай заходи в дом. Переночуешь. Он же всё-таки твой.

Рома:Да, ладно, я как-нибудь сам.

Мужчина:Заходи-заходи. Ты же не соврал, что Сверчковых будешь?

Рома:Не соврал.

Мужчина:Ну, вот. Дядька Дима хороший мужик был, вся деревня знала. Другом был ему. Вот за домом управу и взял, а то жаль, что стоит. В моём пускай сын с семьёй живет.

Рома:Правда? Спасибо, э-э-э, Как Вас?

Мужчина:Василий я.

Рома:А отчество?

Василий:Да брось, и Василий сойдет. Пошли в дом, блудный внук.

(Василий и Рома заходят в дом.)

Затемнение.

Сцена 9.

(Тот же дом. Ночь. Горит небольшой свет, освещающий передний двор с розами. К дому подходят Наташа и Назар.)

Назар:Точно этот?

Наташа:Должен быть.

Назар:Смотри, но тут розы. Вроде даже желтые.

Наташа:Нет. Это он. Я уверена.

Назар:Ну, давай постучим.

Наташа:Калитка закрыта.

Назар:Ну, ты. Деревенская же. Смотри как надо.

(Назар подходит к калитке, начинает в неё стучать и кричать.)

Назар:Хозяева! Эй!

(Выходит Василий.)

Василий:Кого там среди ночи носит?

Назар (спрашивая Наташу): Это твой отец?

Наташа:Нет, не он.

Назар:Эй, мужик. Нам нужен мальчик!

Василий (смеясь): Ну, так это не ко мне, это у бога вопрошайте, кого вам даст, или ко врачу.

Назар: В этот дом не приходил парень сегодня, Роман зовут?

Василий:А вы кто ему будете?

Наташа:Я Наташа Сверчкова. Здесь живут мои родители!

Василий:А вот и ты явилась. Поздновато. Не осталось в доме больше Сверчков.

(Выходит Рома.)

Василий:Ан нет. Один остался.

Наташа:Рома!

(Рома молча смотрит на мать.)

Наташа (плачет): Рома, прости пожалуйста, Рома не уходи. Вернись, я дура была. Ради бога прошу.

Назар:Рома, хватит дурака валять! Выходи уже!

(Василий выходит к Назару и Наташе, берет Назара за руку и отводит. Наташа бежит к Роме.)

Василий:Ты не лезь пока, дело кровное, сами разберутся. Авось что, и я помогу.

Наташа (обнимая): Рома!

Рома:Никого не осталось… Ты и я.

Наташа:Сыночек, прости маму.

Рома:А я ведь так хотел извиниться. Это же я виноват.

Наташа:О чем ты говоришь?

Рома:Не было бы меня, не пришлось бы тебе убегать.

Наташа:Да, ты моё солнце, то, что я натворила уроком будет. Главное, что ты цел.

Рома:Какая же всё это дурацкая шутка… А никого больше нет.

Наташа:Поехали домой?

Рома:Нельзя. Нужно помянуть. Утром пойдем на кладбище…

Наташа:Хорошо. Пойдем. А хочешь, здесь поживем немножко? Сколько всего нарисовать можно, природа, красота, пейзаж…

Рома:Мам. Прости.

Наташа:И ты прости.

Рома:Пойдем в дом? Здесь есть твои вещи и даже фотографии.

(Они заходят в дом.)

Василий:Ну, вроде хорошо. А ты чего, пойдешь?

Назар:Нет, я в машине лучше.

Василий:Ну, оно правильно. Я сам не пойду. Пускай, побудут вдвоём. Оно лечит.

Назар:Кто оно?

Василий:Кто знает? Места родные, кровь, дом. Знаешь, родительский дом не продается. А родная душа не предается.

(Василий уходит.)

Назар: Жене что ли позвонить?

(Назар уходит.)

Затемнение.

Сцена 10.

(Квартира Сверчковых. День. Пустая квартира. Открывается дверь, в квартиру входит Василий. Он начинает ходить по комнатам, будто что-то ищет. В конце концов заходит в комнату к Ане и подходит к мольберту. Достает из него ручку. И бросает на пол. Затем поднимает холст и поворачивает его в зал. На холсте нарисованы голубые гортензии. В дверь начинают настойчиво стучать. Долго и упорно. Василий стоит и не шевелится.)

Занавес опускается.

Затемнение.

Сцена 11.

(Сцена с занавесом. На сцене стоит стол, в нём ящик в ящике ребенок в пеленках.)

(Выходит беременная Аня в зеленом старом платье в горошек и большой сумкой. Подходит к ящику достаёт оттуда что-то обернутое в ткань. Она приоткрывает ткань и прижимает её к груди.)

Аня:Малышка! Бедная! Я тебя никогда не брошу! Я буду оберегать тебя больше своей жизни! Я назову тебя Анечка!

Затемнение. Конец.