Действующие лица:
Наталья Дмитриевна Сверчкова 34 года — мать
Рома Сверчков 17 лет — сын
Аня Сверчкова 18 лет — дочь (глухонемая)
Сергей Андреевич 60 лет — репетитор
Назар 39 лет — бывший Наташи
Василий 57 лет — житель деревни
Сцена 1.
(Квартира Сверчковых. Поздняя ночь. Потушен свет, Рома и Аня спят в своей комнате. В замке проворачивается ключ, входит Наташа. Уставшая, она снимает пальто, под ним вечернее платье, волосы собраны в пучок. Разувшись, она проходит на кухню, предварительно заглянув в комнату детей. Зажигает плиту, чтобы вскипятить чайник. Ставит на стол две чашки.)
Наташа:Тяжелый день сегодня? … Да уж. Завтра придется поработать нам, Полина.
(Наташа распускает волосы. И бросает в одну чашку кубик сахара.)
Наташа:Страшно подумать, что будет.
(Она берет монетку и подбрасывает в воздух. Поймав её, смотрит, что выпало. Тяжело вздыхает.)
Наташа:Да…
(Чайник начинает вскипать, и Наташа идет снимать его с плиты.)
Затемнение.
Сцена 2.
(Утро. Аня заходит в пустую кухню. Видит на столе одну чашку. Поднимает и пьет из неё. Морщится, выплевывает в раковину и выливает содержимое туда. Аня подбирает монетку со стола, рассматривает её и подбрасывает. Но не успевает поймать, и она укатывается. Аня встает на колени и начинает её искать. Входит Рома.)
Рома: А. Ты уже здесь. Мама спит, да?
(Аня продолжает ползать по полу. Рома подходит к холодильнику и достает яйца и пакет с помидорами. Хлопает Аню по спине, она оборачивается, и он отдает ей пакет. Вдвоем они начинают готовить завтрак. Аня моет и режет помидоры, Рома разогревает сковороду и чайник.)
Рома: Если мама не проснется к завтраку, не пойду в школу. Буду рисовать. Тебя.
(Рома повторяет свои слова жестами и указывает в сторону коридора. Приготовив завтрак, они садятся за стол и едят. Рома начинает говорить с Аней.)
Рома:Если бы у меня была машина времени, я бы отправился куда-нибудь в восьмидесятые. Представь, как там было здорово. Не у нас, конечно, а на западе. Неоновые огни, музыка, кожаные жилеты. Девчонки с пышными прическами на роликах, а по телевизору крутят аэробику. Движения, цвета, всё это бы я отразил в своих картинах.
(Рома включает музыку и начинает танцевать, затем он подходит к Ане, поднимает её из-за стола и продолжает танцевать. Аня в недоумении пытается подражать его движениям. Через какое-то время на кухню входит мать.)
Наташа:Рома, я же тебе говорила, не слушай так громко музыку, ну сколько можно?
Рома:Что-то ты рано проснулась. На работу?
Наташа:Нет, сегодня выходной. А ты почему не в школе?
Рома:Опять с тем уродом свидание?
Наташа:Не называй его так. Нет, не с ним.
Рома: А-а-а, значит всё-таки свидание.
Наташа:Это моё дело, не лезь. И не увиливай. Почему ты еще дома?
Рома (передразнивая): Это моё дело. Не хочу!
Наташа:Господи, что за ребенок.
Рома:В жизни есть вещи поважнее, чем школа.
Наташа:Для тебя таких вещей нет.
(Рома отмахивается и садится за стол.)
Наташа:Из школы звонили. Сказали, что ты уже две недели не появляешься, ничего не хочешь сказать?
Рома:Ничего страшного.
Наташа:Оценки твои хуже некуда.
Рома:Никто тебя не просил отправлять меня учится после девятого.
Наташа:Это мы уже решили. Я не буду всю жизнь держать тебя под юбкой.
Рома:Да ты и сейчас не особо пытаешься. Живем на подачки от твоих хахалей.
Наташа (разозлившись): Рома! За языком следи. Я не буду кормить тебя с ложки до самой старости. Или до тебя не доходит?!
Рома:Да ты просто отыгрываешься. В первый раз не получилось сделать полноценного человека, теперь из меня пытаешься сделать двух сразу!
(Наташа резко встает и дает хлесткую пощечину сыну.)
Наташа:Какой же ты урод.
Рома:Она всё равно ничего не услышала… В тебя пошла.
(Рома выходит из кухни, слышно, как хлопает входная дверь. Аня начинает мыть посуду. Наташа садится на стул и начинает плакать. Аня смотрит на плачущую мать.)
Затемнение.
Сцена 3.
(Поздний вечер. В квартире только Аня. В детской комнате горит свет. Аня танцует в тишине, она повторяет то как двигался брат. Звук двери. В квартиру заходит Рома. Он сильно пьян. Он падает, пока разувается. Входит в комнату, хватает кисти с краской и что-то яростно рисует на холсте. Выкрикивая пьяный бред.)
Рома:Вокруг одни слепые! Я покажу, как надо жить. Стану знаменитым. Больше цвета! Всё мусор!
(Аня пытается его успокоить. В какой-то момент Рома падает, опрокидывает холст и краску. Пачкает Аню. Встать он уже не в состоянии, засыпает на полу. Аня поднимает холст и картину. Смотрит на неё и начинает снова танцевать.)
Затемнение.
Сцена 4.
(День. В квартиру входят Наташа и Сергей Андреевич. В комнате сидит Аня и читает книжку. Рома на кухне пьет чай.)
Наташа:Вот проходите. Пальто можете повесить на вешалку.
Сергей:Спасибо, у вас довольно уютно.
Наташа:Ой, перестаньте, мы даже не успели прибраться.
(Рома слышит голоса и выходит в коридор.)
Сергей:Знаете, я когда-то жил в похожей планировке. Мы с женой…
Рома (Перебивая): О, смотрю, не стесняешься уже и домой приводить.
Наташа:А вот и он. Познакомься, это Сергей Андреевич, с сегодняшнего дня он твой репетитор.
Рома:А? Какой репетитор?
Наташа:Сергей Андреевич, можете пройти вон в ту комнату. А ты, Рома, подойди сюда.
Сергей:А могу ли я пройти в ванную? Такая квартира, столько воспоми…
Наташа (Перебивая): Да, конечно, дверь справа.
(Сергей уходит в ванную.)
Рома:Кто это? Зачем мне репетитор?
Наташа:Ты больше можешь не ходить в школу. Но экзамены сдать тебе придется, иначе больше можешь не приходить домой. С этим человеком ты будешь заниматься несколько раз в неделю. Всё остальное время делай, что хочешь. Хоть рисуй, хоть напивайся. Тебе всё понятно?
Рома:А меня спросить об этом ты хотела?
Наташа:Время компромиссов прошло. Теперь либо ты делаешь, как я скажу, либо дверь там. Ты меня вынудил. Я ушла, у меня встреча.
Рома:Понятно.
(Наташа выходит из квартиры. Рома возвращается в комнату. Туда же входит Сергей.)
Сергей:Роман, приветствую. Наталья Дмитриевна мне объяснила ситуацию, я постараюсь, чтобы ты спокойно сдал экзамены. В своё время я учил детей на дому, поэтому….
(Рома собирает вещи в рюкзак.)
Рома (Перебивая): Ох, простите, но всё пошло немного не по плану. Наталья Дмитриевна забыла упомянуть, наверное, что мне не нужен репетитор. Так что можете идти домой.
Сергей:Но мне уже заплатили…
Рома:Как жаль. Что же, можете оставить деньги себе. Ну, или если Вас мучает совесть, можете позаниматься с ней. (Указывает на Аню.)
(Роман одевшись и взяв вещи, уходит из квартиры.)
Сергей:Странные дела творятся. Извини, пожалуйста. Ты можешь позвонить Наталье Дмитриевне, у меня нет мобильного телефона? Не очень лажу с техникой, поэтому не покупаю.
(Аня сидит за столом лицом к окну и не видит, что в комнате кто-то посторонний.)
Сергей:Кхм. Прошу прощения. Я могу от Вас позвонить?
(Сергей дотрагивается до плеча Ани. Она пугается незнакомцу.)
Сергей:Я репетитор Романа. Сергей Андреевич.
(Аня отходит к стене.)
Сергей:Постой, не нужно боятся, я ничего плохого не сделаю. Что же сегодня происходит?
(Аня достает телефон и начинает что-то в него писать. Через какое время раздается звонок. Аня протягивает трубку Сергею.)
Сергей:Алло! Да, здравствуйте Наталья. Видимо ушел. Полчаса? Конечно, могу подождать. Я, знаете, немного удивлен даже, в моё время…Ох.
(Наташа бросила трубку. Он отдает телефон Ане.)
Сергей:Наталья Дмитриевна сказала, что подойдет через полчаса.
(Аня смотрит на него вопрошающе.)
Сергей:Ты меня понимаешь?
(Аня достает листочек со стола и пишет что-то.)
Сергей:Ты не слышишь! Прости пожалуйста. Теперь понятно, почему я напугал тебя.
(Сергей пытается языком жестов говорить с Аней.)
Сергей:Я Сергей Андреевич. Тебя как зовут?
(Аня машет головой)
Сергей:Ты не знаешь языка? Ох, как же так. Хорошо, я напишу.
(Пишет, отдает Ане, она отвечает.)
Сергей:Анна. Какая ирония. Мою дочь тоже зовут Анна. Мы с женой назвали её в честь матери Богородицы. Интересно, почему ты не знаешь языка жестов? Пока у нас всё равно свободное время, давай я тебя научу?
(Начинает писать и объяснять.)
Сергей:Вот это значит здравствуйте. А вот так, будет твоё имя, Анна. Хотя, сначала стоит освоить алфавит. Так. Подожди.
(Сергей берет портфель и пытается достать оттуда тетрадные листочки. В итоге он роняет портфель и содержимое вываливается на пол.)
Сергей:Ох, извини, что-то я волнуюсь немного. Бывает иногда, что не могу сосредоточиться. Всё из рук валится. Пеленки помню, когда впервые менял, тоже чуть не уронил, хах…
(Сергей поспешно собирается всё обратно. И начинает учить Аню.)
Сергей:Так. Я не очень хорошо рисую, но постараюсь. Вот это рука, если сжать её в кулак, будет буква А. Так, что-то не очень похоже.
(Аня начинает смеяться над рисунками. Сергей тоже посмеивается.)
Сергей:Ну, я же сказал, что у меня не очень получается.
(Аня берет листочек и начинает сама перерисовывать жесты.)
Сергей:О, неплохо, давай тогда я не буду мучать ни себя, ни тебя, буду показывать, а ты срисовывай.
(Сергей встает и осматривает комнату. Аня показывает буквы, Сергей в ответ жесты. Подходит к холсту.)
Сергей (жестами показывая на холст и на Аню): Хм, интересно. Это ты нарисовала?
(Аня качает головой. Пишет на листке — «Рома».)
Сергей:Вот как. Неплохо. Хотя я честно ничего не понимаю... А, да. Рома, кстати, будет вот так. (показывает.)
(Открывается входная дверь. Появляется Наташа. Не разуваясь, быстро забегает в комнату к Ане и Сергею.)
Наташа:Ах, Сергей Андреевич, простите, что так получилось. Я не ожидала, что так произойдет.
Сергей:Ничего страшного, это же дети, со всеми бывает. В таких случаях я…
Наташа (Перебивая): Нет, я просто… Не знаю… Что же это за напасть такая!
(Наташа начинает плакать.)
Сергей:Прошу Вас, успокойтесь. Я не думаю, что стоит плакать из-за того, что ребенок не хочет учиться, всё в порядке. Может стоит…
Наташа (Перебивая): Нет, я… Всё не так. Я… Просто не ожидала, что так всё сложится.
Сергей:Давайте я верну Вам деньги?
Наташа:Да причем тут деньги. Ох, боже мой…
Сергей:Просто не хочу, чтобы возникли недопонимания.
Наташа:Можете оставить всё себе. Спасибо, что подождали, еще раз извините. Боюсь, что я погорячилась, наняв Вас. Мы не нуждаемся в ваших услугах, простите пожалуйста.
Сергей:Всё в порядке. Я же говорю, со всеми бывает. Что же, я тогда, пожалуй, пойду.
Наташа:Да, конечно, сейчас я Вас провожу.
(Сергей забирает свой портфель и выходит из комнаты, у самой двери он разворачивается и обращается к Ане.)
Сергей (с жестами): Ах, да. До свидание Анна.
(Сергей одевается. Наташа провожает его. Затем возвращается в комнату и начинает осматривать вещи и шкаф.)
Наташа:Не может быть. Забрал вещи и ушел.
(Начинает звонить ему на телефон. Ответа нет.)
Наташа:Что же такое-то. Ну-ка, дай телефон.
(Наташа подходит к столу и берет телефон Ани. Результат тот же. Снова берет свой телефон и звонит.)
Наташа:Алло, Назар? Ты на машине? Срочно приезжай. Сейчас здесь, да. Угу, хорошо, буду ждать.
(Она садится на кровать и снова начинает плакать. Говорит с всхлипываниями.)
Наташа:Что же я за мать такая. Полина бы что-нибудь придумала… Что же мне делать? Полин… Я не понимаю. Я не знаю.
(Аня смотрит на мать изучающим взглядом. Раздается звонок в дверь. Наташа бежит к двери. Входит Назар. Аня выглядывает из двери, посмотреть, куда убежала мать.)
Назар:Ну. Что у тебя случилось?
Наташа:Рома сбежал. Я сказала ему, что-либо он учится с репетитором, либо пусть уходит из дома. (навзрыд) Я сама его выгнала!
Назар:Всего-то? Перестань. Рано или поздно все дети сбегают, вернется к ночи.
Наташа:Нет, не вернется, его надо искать сейчас.
Назар:Да, брось, он только этого и ждет. Идти на поводу у мальчишки. Будь умнее.
Наташа:Он точно не вернется. Я знаю.
Назар:Так. Ну, скажи мне причину, почему ты так уверена, и я поеду его искать прямо сейчас. А то мне тоже не хочется попусту тратить свой выходной.
Наташа:Я сама так сделала…
Назар:Как это понимать?
Наташа (Тараторя): Я сама сбежала из дома. Я не хочу, чтобы он прожил такую же жизнь. Жить непонятно где, слоняться по улицам, когда нет денег даже на хлеб. Поэтому прошу тебя.
Назар:Воу! Я даже и не знал.
Наташа:Пожалуйста, помоги найти Рому. Хочешь, я заплачу.
(Достает кошелёк и пытается достать деньги.)
Назар:Ой, только не надо этого всего…
Наташа:Сколько тебе нужно? На бензин вот…
Назар:Нисколько.
Наташа:Мне больше некого попросить.
Назар:Ладно, поехали.
(Назар и Наташа уходят из дома. Аня возвращается в комнату и видит, что на полу лежит ручка. Она долго любуется ею и затем прячет. После подходит к холсту, берет стоящие рядом краски и кисти и начинает рисовать, пританцовывая.)
Затемнение.
Сцена 5.
(Ночь. Квартира. Назар и Наташа сидят на кухне в тишине. Аня в белой ночной рубашке пытается уснуть в комнате, но не может, поэтому периодически вертится и переваливается с одного бока на другой. Назар заваривает чай.)
Назар:Наташ, ложись спать. Завтра сходишь к его друзьям, наверняка он там.
Наташа:Будто ты всё знаешь.
Назар:Ну, если бы я был на его месте, так бы и сделал.
Наташа:Ха, будь ТЫ на его месте. Не пытайся сравнивать его с собой. Иногда люди могут совершать такие поступки, на которые у тебя никогда не хватит смелости.
Назар:Это камень в мой огород?
Наташа:Нет. Просто… Просто я знаю, что может произойти, потому что…
Назар:Потому что ты сама так сделала, я знаю.
Наташа:Видимо так.
Назар:Странно, что ты мне раньше об этом не рассказывала. Даже, когда мы, ну… понимаешь.
Наташа:Не самая приятная часть жизни.
Назар:Понятно, что у тебя была интересная жизнь. Двое детей... Но может приоткроешь завесу? Или я, как обычно, «не смогу понять»?
Наташа:Я забеременела в 17.
Назар:Как же ты так умудрилась?
Наташа:Влюбилась, и как-то само собой получилось. Он, узнав о беременности сбежал, а я осталась одна, как обычно в общем.
Назар:А родители?
Наташа:Они бы не поняли меня. Да и стыдно было. Ведь с самого начала они были против моих отношений.
Назар (улыбнувшись): А теперь и ты не понимаешь.
Наташа:Проклятье какое-то или болезнь. Подцепила, дура, в молодости. Так и умру. Может Рома правильно сделал, что ушел. Зачем ему такая семья. Такая я.
Назар:Давай без мистики. Ты слишком сгущаешь краски.
Наташа:Это ты наоборот слишком расслаблен, будто ничего не произошло.
Назар:Я просто не паникую. И тебе не советую. От этого морщины появляются.
Наташа:То, как я выгляжу — последнее, что меня волнует.
Назар:В любом случае, успокойся. Расскажи мне, лучше, как ты жила раньше?
Наташа:Ты хочешь, чтобы я сидела и вспоминала чушь всякую?
Назар:Ну, это всяко лучше, чем безрезультатно бродить ночью по городу, или в тишине сидеть. Давай так, если Рома не объявится до утра, то позвоним в полицию. Тебя устраивает?
Наташа:Нет.
Назар:Ладно.
(Сидят в тишине. Аня просыпается и идет на кухню. Пьет воду, её будто не замечают. Она возвращается в комнату и снова ложится. Наташа начинает говорить.)
Наташа: Мы жили в деревне.
Назар:А?
Наташа:Не очень богато, как и все. Разве что гортензии были.
Назар:А что с гортензиями?
Наташа:Помню, вокруг дома росли голубые гортензии. В детстве я постоянно смотрела на них из окна. Они напоминали мне небо.
Назар:У меня только полынь во дворе росла.
Наташа:Отец за ними ухаживал каждый день, и никогда не хотел их продавать. Говорил, что они словно дети, нельзя разделять их друг от друга. Так странно, ничего уже не помню, ни дом, ни улицу, а эти гортензии как-то врезались в память.
Назар (смотря в телефон): Написано, что гортензии означают холод и бессердечие.
Наташа:Да? А мне так не кажется. Есть в них что-то светлое. Даже какая-то надежда.
Назар:И. Ты сбежала из дома. Куда же ты направилась?
Наташа:Я села на утренний автобус и уехала в город. Без денег и вещей. О чем я только думала? Слонялась по городу, пыталась найти работу.
Назар:Кто же возьмет несовершеннолетнюю к себе, к тому же беременную?
Наташа:Приходилось ночевать на вокзалах или в метро. Воровала еду из магазина.
Назар:Бродяжничала, одним словом.
Наташа:Через месяц мне удалось найти работу и жильё. Шить одежду вместе с нелегальными иммигрантами.
Назар:Ох, они же совсем в ужасных условиях живут.
Наташа:Да, в подвале многоэтажки. Парни отдельно, девушки отдельно. Места свои занавешивали тряпками. Там же тоже, знаешь, своя жизнь.
Назар:Полная антисанитария. А ты с ребенком.
Наташа:Меня спасли. Вернее, спасла. Одна девушка. Единственная, кто понимал моё положение. У неё был младенец. Она помогла мне обустроится. И когда мне было плохо, тоже помогала. Отдала свои вещи и учила как нужно жить с животом, что делать, если сильно тошнит и кружится голова.
Назар:А кто она? Откуда?
Наташа:Я так и не узнала. Полина. Вот и всё.
Назар:Почему так?
Наташа:Не принято было. Да и знаешь, легче. Чужое горе порой тяжелее своего.
Назар:Повезло, что ты не одна была. Иначе, черт знает…
Наташа:Да. Мы знали друг друга недолго, но думаю, что можно назвать её лучшей подругой.
Назар:Ты не пыталась её найти? Узнать, где она, чем занимается?
Наташа:Пыталась. Но увы, она пропала. Испарилась.
Назар: И ничего? Ни весточки, ни подарка?
Наташа:Вот подарок как раз был… На седьмом месяце она разбудила меня среди ночи. Она была чем-то напугана.
Назар:Может быть полицией? Таких людей часто ловят.
Наташа:Я не знаю. Она разбудила и сказала, что мне сейчас же нужно уйти. Уехать в другой конец города. Я не понимала, что происходит, но она так слёзно просила, говорила, что я всё пойму, что это вопрос жизни и смерти. Я не смогла отказаться. Одела меня в зеленое старое платье в горошек. Дала большую сумку и бумажку с адресом, сказала, чтобы ехала туда. Затем крепко меня обняла и заплакала. Попрощавшись, я села на ночной автобус и поехала.
Назар:Кино какое-то. И что потом?
Наташа:На месте оказалось старое пустое здание. Я зашла в него, и там…
(Раздался звонок в дверь и громкий стук.)
Наташа:Господи! Рома вернулся!
(Она побежала открывать дверь, и в квартиру зашел Сергей.)
Наташа:Сергей Андреевич! Что вы здесь делаете в такой час?
Сергей:Я… Знаете и правда что-то не подумал о времени.
Наташа:Что-то случилось?
Сергей:Тут такое дело… Я потерял свою ручку… А она для меня очень важна, мне её…
Наташа (Перебив, разозлившись): Ручку! В двенадцать ночи! Вы совсем больной!
Сергей:Я… Просто она очень дорога мне, вот и… Думаю, что лучше завтра зайду…
Наташа:Больше не смейте приходить сюда!
Назар:Наташа, не кричи, первый час. Сергей, правильно же? Послушайте, вы действительно крайне не вовремя пришли. У нас здесь проблема серьезнее вашей ручки. Ребенок пропал всё-таки.
Сергей:Извините, вы говорите ребенок? Не Роман ли случайно?
Назар:Да, он. Сбежал и не верну…
Наташа (Перебивая): Вы его видели?!
Сергей:Не знаю, обрадую я вас или нет, но я встретил его на автовокзале. Я живу неподалёку и вот встретились. Он извинился передо мной, сказал, что вы уже помирились и не стоит беспокоиться. И что ненадолго уедет из города.
Наташа:Боже мой! Он не сказал, куда собирается поехать?
Сергей:Сказал, но…
Наташа:Куда!?
Сергей:Я не думаю, что это вам особо поможет. Он сказал, что поедет в туда, где у Вас не хватит смелости. Дети порой такие дети. Моя дочь вот…
Наташа (упав на колени): Не может быть…
Назар:Да уж. Действительно странно.
Наташа:Я знаю куда он поехал.
Назар:Правда?
Наташа:Собирайся, мы едем.
(Наташа и Назар начали одеваться.)
Наташа:Спасибо Вам, Сергей Андреевич. И извините, что накричала. Вы можете остаться сейчас, поискать ручку или что вы там потеряли, мы поехали.
(Наташа и Назар вышли из квартиры. Сергей остался стоять в коридоре.)
Сергей:Что же тут происходит? Странная семейка. И ключей не оставили. Как же мне теперь уйти?
(Сергей, снимает пальто и шляпу, проходит на кухню и садится за стол.)
Сцена 6.
(Сергей сидит на кухне. Ему неловко находится одному в чужой квартире, и он встает и начинает ходить по кухне. Смотрит на чашки, из окна. Вдруг он замечает на полу монетку, подбирает её и разглядывает.)
Сергей:Ого, одинаковая с двух сторон.
(Кладет её на стол. Аня встает с кровати и включает свет. Ей не спится. Она начинает ходить по комнате, затем ложится на пол. Руками и ногами делает вид, что плывёт. Задевает мольберт, он падает на неё. На шум подходит Сергей. Осторожно открывает дверь.)
Сергей:Извините, здесь кто-то есть?
(Аня, отодвигает мольберт, видит, что показался Сергей и пугается. Сергей тоже немного пугается и закрывает дверь.)
Сергей:Ой, да, прости меня, что-то я не поду… Ах, точно, ты же не слышишь.
(Сергей стоит в коридоре, Аня берет со стола листочек и ручку, приоткрывает немного дверь, резко бросает их Сергею, и закрывает дверь.)
Сергей (смеется): Ну, хотя бы милицию не вызывает.
(Сергей пишет что-то на листочке и просовывает его под дверь. Аня читает, обдумывает и решает открыть дверь.)
Сергей:Извини. (Жестами). Так получилось. Послушай, ручку я здесь не терял? (показывает руками). Ручку, такая позолоченная.
(Аня вспоминает, затем достает ручку оттуда, где её спрятала. Отдает её.)
Сергей:Ох, спасибо. Если бы ты знала, как она мне дорога… О, точно!
(Сергей бежит ко входу и достает из своего портфеля книгу. Возвращается и отдает её Ане.)
Сергей:Я тут, дома нашел, решил почитать, вспомнить. Это учебник по языку жестов. Он довольно старый, но для начала пойдет. Можешь взять.
(Аня берет учебник и садится его читать. Затем достает тетрадь и начинает переписывать. Сергей с жестами ей говорит.)
Сергей:Нет-нет. Не обязательно сейчас. Я его тебе дарю.
(Аня продолжает писать.)
Сергей:Видимо, тебе совсем скучно.
(Сергей поднимает мольберт, ставит его к стене. И начинает медленно и размеренно говорить.)
Сергей:У меня дочь. Анна. Такая маленькая была, совсем. В две ладошки умещалась… В школу банты ей красивые купили. Голубей в парке кормили. Она тогда бегала за ними, все коленки отшибла. На скрипке играть? В школу музыкальную записали. А как играла, как играла! На концерты в школу ходили, наряжались. А как же! Анечка играет, золотце. Ручки потеют, мы ей платочек передадим, вытрет. Ручку мне эту на день рождения подарила. (рассматривая её). Не пишет правда уже. Да и выцвела. Сколько лет прошло...
(Смотрит на Аню.)
Сергей:Ты всё пишешь… Тяжело, наверное, когда поговорить не с кем… Поздно уже. Я, пожалуй, пойду.
(Сергей начинает отходить, всё еще не сводя взгляда с ручки. Затем резко останавливается и, не смотря на Аню, говорит.)
Сергей:Аня! Ты прости меня, за то, что я такой дурак. За то, что не могу прийти к Вам с мамой. Сил не хватает. Столько лет уже прошло, а я старый дурак, всё боюсь. Всё держусь за это место… Одному уйти страшно. И с собой никто не берет. Тридцать лет вы меня ждете. Анечка, маленькая моя, прости. Ради бога, прости. Неприкаянным живу.
(Сергей плачет. Разворачивается к Ане. И кладет ручку на стол)
Сергей:Забери меня.
(Аня оборачивается. Сергей выходит из комнаты. Игнорируя пальто, шляпу и портфель, он уходит из квартиры.)
Затемнение.
Сцена 7.
(Аня лежит на полу и рассматривает ручку, вертит ею, подбрасывает. Затем встает и выходит в коридор. Видит вещи Сергея. Берет их, и несет в комнату. Надевает их на мольберт. И начинает с ним танцевать. Но уже не так, как Рома. А что-то своё, похожее на вальс. После танца, Аня поднимает ручку Сергея и с силой втыкает её в холст. Оставив ручку торчать, она надевает вещи Сергея и выходит из квартиры.)
Затемнение.
Сцена 8.
(Деревня. Вечер. Рома подходит к дому, где растут желтые розы. Рядом в земле работает мужчина.)
Рома:Извините, прошу прощения. Вы не подскажите, где живут Сверчковы?
Мужчина:А ты чей будешь?
Рома:Я? В смысле чей? Я Рома.
Мужчина:Я много Романов за жизнь повидал, лучше скажи чей ты?
Рома:Что значит чей?
Мужчина:Вот идиот. Сразу видно, что городской. Отец кто?
Рома:Нет его.
Мужчина:Ей, богу, доведешь. Ну, мать кто?!
Рома:Наташа… Наталья Сверчкова.
Мужчина:Господи. Быть не может. Так ты внук дядьки Димы!
Рома:Вы знаете, где его дом?
Мужчина:Так это он и есть.
Рома:А можете его позвать?
Мужчина:А ты не знаешь? Помер он. Уже три года как.
Рома:Как же так?
Мужчина:Горячая забрала. Одной зимой вышел в метель и умёрз. Прости господи. Ты на могилу сходи, помяни. Да в церкви за упокой поставь.
Рома:А бабушка?
Мужчина:Жена его? Она и того раньше отошла. Как дочь уехала, так и пяти лет не прожила. Всё рыдала. Искала-искала, но так и не нашла. Где ж Вас носило?
Рома:Я… Да я даже и не знал.
Мужчина:За домом пришел? За землей?
Рома:Нет, конечно, нет. Я даже не думал. Просто хотел увидеть их.
Мужчина:Поздновато ты. А что мать?
Рома:Да, она даже не знает, что я приехал сюда.
Мужчина:И ты, что ли сбежал?
Рома:Сбежал.
Мужчина:Тьфу ты. Ну и дурная кровь. Что же вас так рвёт от дома родного? Что девка, забрюхатела, убежала, что ты. Э-э-х. Всё цветы эти. Я же ему говорил.
Рома:Какие цветы?
Мужчина:Да, дед твой. Выращивал здесь. Гортензии. А они цветы плохие, порчу несут да несчастья. Вот я их и вырвал. Пусть лучше розы. Их хоть продать можно. Да и глаз радуют.
(Рома молча смотрит на цветы и на дом. Мужчина снова принимается за работу.)
Рома:А кладбище где?
Мужчина:В том конце, за мостом. А ты чего, сейчас собрался?
Рома:Да, посмотрю и поеду обратно.
Мужчина:Куда ж ты поедешь? Автобус не придет сегодня уже. Да и поздно на кладбище идти. Лучше утром, да и помянуть взять надобно. Ты давай заходи в дом. Переночуешь. Он же всё-таки твой.
Рома:Да, ладно, я как-нибудь сам.
Мужчина:Заходи-заходи. Ты же не соврал, что Сверчковых будешь?
Рома:Не соврал.
Мужчина:Ну, вот. Дядька Дима хороший мужик был, вся деревня знала. Другом был ему. Вот за домом управу и взял, а то жаль, что стоит. В моём пускай сын с семьёй живет.
Рома:Правда? Спасибо, э-э-э, Как Вас?
Мужчина:Василий я.
Рома:А отчество?
Василий:Да брось, и Василий сойдет. Пошли в дом, блудный внук.
(Василий и Рома заходят в дом.)
Затемнение.
Сцена 9.
(Тот же дом. Ночь. Горит небольшой свет, освещающий передний двор с розами. К дому подходят Наташа и Назар.)
Назар:Точно этот?
Наташа:Должен быть.
Назар:Смотри, но тут розы. Вроде даже желтые.
Наташа:Нет. Это он. Я уверена.
Назар:Ну, давай постучим.
Наташа:Калитка закрыта.
Назар:Ну, ты. Деревенская же. Смотри как надо.
(Назар подходит к калитке, начинает в неё стучать и кричать.)
Назар:Хозяева! Эй!
(Выходит Василий.)
Василий:Кого там среди ночи носит?
Назар (спрашивая Наташу): Это твой отец?
Наташа:Нет, не он.
Назар:Эй, мужик. Нам нужен мальчик!
Василий (смеясь): Ну, так это не ко мне, это у бога вопрошайте, кого вам даст, или ко врачу.
Назар: В этот дом не приходил парень сегодня, Роман зовут?
Василий:А вы кто ему будете?
Наташа:Я Наташа Сверчкова. Здесь живут мои родители!
Василий:А вот и ты явилась. Поздновато. Не осталось в доме больше Сверчков.
(Выходит Рома.)
Василий:Ан нет. Один остался.
Наташа:Рома!
(Рома молча смотрит на мать.)
Наташа (плачет): Рома, прости пожалуйста, Рома не уходи. Вернись, я дура была. Ради бога прошу.
Назар:Рома, хватит дурака валять! Выходи уже!
(Василий выходит к Назару и Наташе, берет Назара за руку и отводит. Наташа бежит к Роме.)
Василий:Ты не лезь пока, дело кровное, сами разберутся. Авось что, и я помогу.
Наташа (обнимая): Рома!
Рома:Никого не осталось… Ты и я.
Наташа:Сыночек, прости маму.
Рома:А я ведь так хотел извиниться. Это же я виноват.
Наташа:О чем ты говоришь?
Рома:Не было бы меня, не пришлось бы тебе убегать.
Наташа:Да, ты моё солнце, то, что я натворила уроком будет. Главное, что ты цел.
Рома:Какая же всё это дурацкая шутка… А никого больше нет.
Наташа:Поехали домой?
Рома:Нельзя. Нужно помянуть. Утром пойдем на кладбище…
Наташа:Хорошо. Пойдем. А хочешь, здесь поживем немножко? Сколько всего нарисовать можно, природа, красота, пейзаж…
Рома:Мам. Прости.
Наташа:И ты прости.
Рома:Пойдем в дом? Здесь есть твои вещи и даже фотографии.
(Они заходят в дом.)
Василий:Ну, вроде хорошо. А ты чего, пойдешь?
Назар:Нет, я в машине лучше.
Василий:Ну, оно правильно. Я сам не пойду. Пускай, побудут вдвоём. Оно лечит.
Назар:Кто оно?
Василий:Кто знает? Места родные, кровь, дом. Знаешь, родительский дом не продается. А родная душа не предается.
(Василий уходит.)
Назар: Жене что ли позвонить?
(Назар уходит.)
Затемнение.
Сцена 10.
(Квартира Сверчковых. День. Пустая квартира. Открывается дверь, в квартиру входит Василий. Он начинает ходить по комнатам, будто что-то ищет. В конце концов заходит в комнату к Ане и подходит к мольберту. Достает из него ручку. И бросает на пол. Затем поднимает холст и поворачивает его в зал. На холсте нарисованы голубые гортензии. В дверь начинают настойчиво стучать. Долго и упорно. Василий стоит и не шевелится.)
Занавес опускается.
Затемнение.
Сцена 11.
(Сцена с занавесом. На сцене стоит стол, в нём ящик в ящике ребенок в пеленках.)
(Выходит беременная Аня в зеленом старом платье в горошек и большой сумкой. Подходит к ящику достаёт оттуда что-то обернутое в ткань. Она приоткрывает ткань и прижимает её к груди.)
Аня:Малышка! Бедная! Я тебя никогда не брошу! Я буду оберегать тебя больше своей жизни! Я назову тебя Анечка!
Затемнение. Конец.