В России пророк Божий Илия - один из самых почитаемых святых Ветхого Завета. Храмы в честь этого святого (который жил аж за 9 веков до Рождества Христова) начинают освящаться на Руси уже в 9 веке (при князе Игоре и княгине Ольге). Примерно в это же время складывается традиция особого почитания памяти пророка Илии. В "Ильин день" (2 августа) строго-настрого запрещается любая полевая работа (как оскорбляющая память святого и могущая привести к гибели урожая). Вместо нее предписывается обязательное посещение храма и участие в праздничном богослужении, посвященном "огненному" пророку.
Чтобы праздник состоялся, настоятели храмов до сих пор совершают память Илии по чину полиелейной или даже бденной службы (хотя в Типиконе этот святой имеет низкий статус "шестеричного" святого).
Чем же так привлек к себе наших предков древний израильский пророк? Что такого он сделал, что его надо бояться? Давайте разбираться...
Пророк Илия родился в городе Фисвы, в стране Галаадской (она находится за Иорданом, на границе с Аравией); на территории колена Неффалимова. В 3 и 4 книгах Царств пророка часто именуют по месту его рождения - Илией Фесвитянином (3Цар.17:1;18:29; 4Цар.1:3;1:8 и др.).
Рождение пророка сопровождалось чудесным "огненным" знамением. Свт. Епифаний Кипрский говорит, что отец пророка, Совах (по другой версии - Савах), видел в видении, как Ангелы Божии приветствовали Илию, «пеленали огнем и питали пламенем огненным».
По логике данного при рождении младенца знамения (или по формуле - "как вы яхту назовете, так она и поплывет") сложилась и жизнь святого. Илия стал усердным, ревностным, пламенным служителем единого Бога.
Служение Илии проходило в основном в пределах Израильского или северного царства (по смерти царя Соломона единое царство Еврейское разделилось на два: Иудейское (южное) и Израильское (северное)). Пророк вел аскетический образ жизни, ходил путями Израиля "весь в волосах", подпоясанный по чреслам своим "кожаным поясом" (4Цар.1:8) и всеми силами хотел восстановить почитание «Бога в Израиле» (4Цар.1:6).
В то время именно идолопоклонство было самой страшной язвой Северного царства. Если цари Иудеи (потомки Давида) в основном хранили благочестие, то цари Израиля (происходившие из надсмотрщиков, простецов и полководцев) явно служили чужим богам.
Начало этому положил Иеровоам (первый царь Израильский). Он не желал, чтобы его подданные паломничали в Иерусалим для поклонения единому Богу и учредил альтернативный культ поклонения двум золотым тельцам, которые будто бы вывели избранный народ из Египта.
При Ахаве, царе из династии Омри, в Израиле распространился культ финикийского бога Ваала (солнца) и Астарты (луны). Этот культ привезла в Израиль дочь Сидонского царя Иезавель, когда вышла замуж за царя Ахава. Иезавель хотела сделать культ Ваала и Астарты национальной религией Израиля. Она подчинила себе слабохарактерного мужа и повелела истребить всех пророков единого Бога, обличавших нечестие.
Вот тут и воспламенел духом (Рим.12:11) пророк Илия. Он не стал прятаться в пещерах, как это делали другие пророки (3Цар.18:4). Илия пришел во дворец Ахава, и предсказал наступление засухи, которая означала наказание Божие всему Израиля за идолопоклонство. После чего пребывал сначала у потока Хораф; а потом в Сарепте Сидонской.
Засуха произошла, но нечестивого царя, к сожалению, не вразумила (хотя бедные люди пострадали от нее очень сильно). Тогда Бог вернул Илию в Израиль, наделив его удивительным даром - низводить с неба огонь.
У Исайи есть удивительное пророчество, в котором Свет Израиля превращается в «огонь», а святой его становится «пламенем», которое сжигает и пожирает «терны его и волчцы его в один день» (Ис.10:17).
Это пророчество на Илии исполняется буквально. Он не образно, но по факту становится тем пламенем, которое сожигает нечестие в Израиле.
Наиболее показательно здесь знаменитое религиозное состязание (духовный армрестлинг) с пророками и жрецами Ваала на горе Кармил в 3 Книге Царств. Идея принадлежала пророку. Илия хотел показать не только царю Ахаву, но и всему Израилю, какой Бог: Яхве или Ваал - является истинным. Согласно условиям состязания, имя подлинного Бога присуждалось тому Богу, который принимал в жертву тельца и отвечал посредством огня» (3Цар.18:24), сходящего с неба на жертвенник.
Пророки Ваала и дубравные жрецы (450 человек) молились первыми. Они призывали Ваала, громко кричали, скакали у жертвенника, кололи себя ножами, но финикийский бог, согласно предложенной пророком шутке, то ли «задремал», то ли «задумался», то ли уснул (3Цар.18:27).
Пророк Илия молился вторым. Перед молитвой он велел облить тельца, дрова и камни жертвенника водой, чтобы никто не усомнился в силе Бога Израилева. И вот, по молитве пророка произошло великое чудо:
«Ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве. Увидев это, весь народ пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог!» (3Цар.18:38-39).
Чудо с огнем способствовало народному исповеданию Иеговы истинным Богом Израиля, а также укрепило авторитет пророка, который стал «орудием величайшего чуда» (Виссариона (Нечаев), епископ).
Этот же огонь гнева Божия не позволил Илии пощадить пророков и жрецов Ваала. Как идолослужители и развратители они, согласно Закону Моисееву (Втор.13:9-10), были заколоты им у потока Киссон (3Цар.18:40).
Не менее показательно «огненное» пророчество Исайи исполняется в 4 Книге Царств. Действие происходит при новом царе Израиля, Охозии (сыне злочестивого Ахава), который мало чем отличается от папаши.
Охозия послал на гору Кармил (где скрывался Илия) два отряда воинов, чтобы арестовать пророка. Воины разговаривали с Илией грубо, непочтительно. Страха Божия в душе не имели. За что и поплатились. Илия вызвал огонь с неба, который спалил всех нечестивцев (4Цар.10-12).
Через некоторое время после победы в состязании пророк получает своё "говорящее"имя (или прозвище). Не "Илия", нет. Имя "Илия" возникает в Синодальном переводе Библии в результате неточного перевода с еврейского языка на русский (а также из-за несходства этих языков).
Подлинное имя пророка - "Элийяху" или «Элийягу» (אֵלִיָּהוּ). Именно так Илия именуется в еврейской Библии. И значение имени "Элийяху" не такое, как у имени "Илия". Илия означает "Боже мой". А "Элийяху" - «Мой Бог - Господь». Или - «Мой Бог - Яхве» (Яхве - «Господь» по-еврейски).
С местоимением «мой» в расшифровке имени «Элийягу» все понятно. Местоимение указывает на принадлежность Бога (Яхве) пророку и употребляется в значении «свойственный», «характерный» для Илии.
Зато со словом «Яхве» все гораздо сложнее. У иудеев «Яхве» обозначало не простое, но собственное, непроизносимое имя Бога. На письме это священное имя изображалось в виде тетраграмматона или слова из 4 букв (יהו). Оно читалось как «Яхве» («Иегова»); а в языке представляло собой 3 лицо единственного числа глагола «быть», «существовать» (היה).
В буквальном переводе «Яхве» означает «Я есмь Тот, Кто Я есмь» (Иларион (Алфеев), митрополит). В литературном переводе этому имени соответствует то имя, которое поведал Моисею Бог из среды горящего тернового куста на горе Хорив. А именно: «Сущий» (Исх.3:14).
То есть Бог пророка Илии - это Тот, Кто есть; Сущий. Или же Сущий, являющийся в языках пламени (ибо Моисею Бог явился в огне).
Итак, в Ветхом Завете Илия становится пламенным воплощением Гласа Господня на земле (Пс. 28:7). Люди нечестивые и грешные могут быть попалены через "огненного" пророка пламенем Божественного гнева.
В России Илия почитается пламенное служение единому Богу. Илия - символ истинной веры и одновременно - бич Божий. За нечестие пророк может «затворить небо» и сделать так, чтобы была засуха (Откр.11:6). За грубое обращение - низвести огонь с неба и спалить грешника. Поэтому, согласно древнерусской традиции, пророка Илию боятся и уважают.
О вознесении Илии на огненной колеснице можно прочитать здесь: Куда вознесся Илия? На небеса, на небо или... Остался на земле
А что думаете о деяниях Илии в Ветхом Завете вы, дорогие читатели? Как оцениваете расправу Илии со жрецами Ваала у потока Киссон? Оставляйте комментарии, не забывайте про лайки (если, конечно, статья вам понравилась) и подписывайтесь на канал «Христофор+».
Читайте также другие статьи:
Семь тайн, возвещенных в Библии, архангелом Гавриилом
Семейные тайны апостола Петра: как апостол уживался с женой и тещей и были ли у него дети
Семейные секреты апостола Павла: кем были родственники апостола и кто из них помогал ему
Футбол - это игра, введенная диаволом? Разбираем изречение старца Варсонофия (Плиханкова)
Как диавол из чистого херувима стал нечистым духом с хвостом и почему: читаем Писание
Отец Федор Конюхов - художник? Рассматриваем картины мастера
Царь Николай II: святой или нет? История одного обращения