Найти тему
Институт воспитания

Эти дорогостоящие ломкие штучки: учимся правильно выбирать игрушки для ребенка

Оглавление

В современных магазинах разнообразных товаров для детей может быть так много, что у любого взрослого просто разбегаются глаза. Но игрушки – не пустяки. Это не просто дорогостоящие ломкие «штучки». Поэтому не стоит покупать первые попавшиеся игрушки, ведь они – орудие развития вашего ребенка. Чтобы игрушки приносили только пользу, необходимо научиться их правильно выбирать. Как это сделать – расскажем в нашей статье.

Интерес вместо пресыщения

Решите, есть ли необходимость в нескольких десятках однообразных зверушек. Мягкие игрушки и куклы – это, конечно, приятные впечатления, они хороши и для создания домашнего кукольного театра. С помощью первых ярких и звучащих игрушек ребенка можно не только успокоить, развеселить, но и повысить его активность. Однако избыточное количество игрушек приводит к рассеиванию внимания детей! Можно завалить ими ребенка, но ему будет полезнее, если дать ему немного игрушек, а заметив потерю интереса к ним, предложить другие. Не забывайте: ребенку нужно время, чтобы «осмыслить» игрушку. Постарайтесь, чтобы у него были такие игрушки, которые сочетают в себе познавательность с удовольствием и весельем. Без этого развитие ребенка будет неполным.

Понятно, что для разного возраста познавательными будут различные игрушки. Но в любом случае, для того чтобы игрушка дала ребенку интеллектуальный толчок, она должна быть развивающей, т. е. ее функциональные особенности должны совсем немного опережать его развитие: ровно настолько, чтобы ребенок не потерял к ней интерес из-за избыточной сложности освоения.

Ребенок в возрасте от 1 года до 2 лет:

строит простые фигуры из блоков;
играет с мячом, песком, водой, формочками для воды и песка, кубиками, делает «куличики»;
собирает закручивающиеся игрушки.
Ребенок в возрасте 2–3 лет:

соотносит одинаковые картинки (например, в картинно-предметном лото);
собирает крупный конструктор типа «Лего»;
собирает крупные пазлы из 2–4 частей;
собирает кольца пирамидки по порядку.
Ребенок в возрасте 3–5 лет:

охотно играет в настольные игры.
Для раннего возраста полезны: пирамидки – разнообразные по цвету, форме и материалу; матрешки и «матрешкоподобные» вкладыши разной формы и размера; игровые пособия для вкладывания в ячейки геометрических форм и предметных изображений (так называемые доски Сегена); кубики – крупные и яркие; народные игрушки с подвижными частями.
Действуя с такими игрушками, малыш учится соотносить отдельные их детали по форме, величине, положению в пространстве. Таким образом формируется его восприятие и складываются представления о свойствах предметов.

Доброта и радость вместо злости и безразличия

Игрушки должны по возможности вызывать добрые, гуманные чувства. Недопустимо, если они стимулируют асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессивность, безразличное отношение к живому.

Для того чтобы организовать игры с развивающими игрушками, взрослые должны в какой-то степени экспериментировать. На первых порах взрослый определяет, что ребенку интересно, а что пока нет. Каждая игра требует соотнесения игрового задания с реальными возможностями ребенка, сочетания занимательности, эмоциональной и игровой привлекательности занятия – с его развивающим эффектом. Игры с водой, песком, мыльными пузырями не только знакомят с природой вещей, но и улучшают настроение, уменьшают нервное напряжение.

Умственное развитие и удовольствие

Настольные игры развивают зрительное, слуховое, тактильное восприятие, улучшают внимание, память, мышление, речь. Если игра составлена по мотивам сказки или литературного произведения, ребенка надо сначала познакомить с текстом или напомнить ему уже известный сюжет.

Какие настольные игры приобрести?

Парные картинки. Игра направлена на формирование умения подбирать одинаковые предметные картинки, подготавливает ребенка к узнаванию и запоминанию букв.

Домино, игры с передвижением фишек по полю. Направлены на формирование представления детей о количестве.

Кубики с картинками, конструкторы, головоломки, паззлы. Направлены на формирование умения собирать целостную картинку из отдельных ее фрагментов, развитие пространственного воображения, умений сопоставлять цвета и формы, выделять части и целое. Эти игры развивают творческие и умственные способности.

Приобщение к конструктивной деятельности начинайте с ознакомления детей с материалом. Пусть они сначала свободно манипулируют деталями конструкторов, затем, отталкиваясь от возможностей ребенка и его интересов, предлагайте темы для построек и сооружений. Начните сооружать что-нибудь сами и различными способами привлекайте к этой деятельности детей.

В процессе конструирования ребенок легко усваивает многие знания, умения и навыки: получает представление о форме и размере предметов, их физических свойствах, узнает цвета и др. При этом совершенствуется мелкая и крупная моторика. Следует позаботиться, чтобы в свободном доступе у ребенка всегда был в достаточном количестве материал для конструирования: крупный (для построек на полу) и настольный (для возведения более мелких построек), деревянный, металлический и пластмассовый. Однако, если готового строительного материала нет или его недостаточно, позволяйте детям использовать для построек все, что они сочтут необходимым: предметы мебели (столы, стулья), ткани, предметы обихода, подручные средства.

Как предлагает детский поэт Роман Сеф:

Вагоны – это стулья,
А паровоз – кровать.
А если ты не веришь,
То можешь
Не играть.

Участие взрослого необходимо

Нет ничего плохого, если ребенок поиграет в игру, которая ему доступна и приятна, но для развития нужны игры, которые требуют умственного и волевого усилия, дарят радость открытия и преодоления. Если новая игра не требует помощи или обучения взрослого, значит, возможности ребенка значительно шире того занятия, которое вы ему предлагаете. Обучающие игрушки следует менять, как только ребенок утрачивает к ним интерес.

Помните, недостаточно наблюдать за игрой ребенка и хвалить его. Будьте активным участником игры.

Автор статьи: Антипова Жанна Владимировна,
доцент, кандидат педагогических наук,
ведущий научный сотрудник
Института воспитания РАО


Институт воспитания РАО:
Официальная страница в ВКонтакте
Официальная страница в
Instagram
Официальная страница в
Facebook
Сайт:
институтвоспитания.рф