В государственном управлении много общего с управлением компанией: что-то качественно регулируется, а что-то вообще брошено на самотёк. Идеальных компаний нет, всегда что-то хворает – или продажи, или сервис, или финансовая служба медленно работает. И если в компании такой перекос в наихудшем случае приведет к финансовым потерям, то в государственном устройстве этот сикось-накось может привести к более значимым событиям. Хотя … что для людей потеря, то для государства может оказаться счастьем. Как с частным бизнесом, например: что государству с того, что количество частных предприятий уменьшится на 300 или 500 тысяч? За это ведь никто не ответит. Зато за добавление в количество занятых в МСП самозанятых точно кто-то получит премию, т.к. KPIбудет выполнен. На ВВП и на собираемость налогов в консолидированный бюджет уменьшение количества субъектов малого бизнеса не сильно повлияет. На местные бюджет – может быть, но для компенсации потерь таким бюджетам есть трансферты и, в зависимости от степени лояльности региональных чиновников им или «дадут», или добавят.
И вот сейчас что мы видим? С одной стороны, ужесточение контроля по всем основным направлениям: налоговое, валютное, отмывочное, административное, трудовое, уголовное. С другой – на каждом углу про регуляторную, простите, гильотину, придуманную, по-моему, Дмитрием Медведевым (или озвучена им?) как инвентаризация всех действующих и обязательных для бизнеса требований с целью понять — соответствуют ли они современным реалиям. Но поговорили о ней много, написали кучку законов, плюс «законы-спутники», и занялись снова затягиванием поясов. Там, где есть дырка в законе, её надо быстро устранить, чтобы частный бизнес не мог через нее выводить свои крохи.
Попытки сделать гильотину, сократить аппарат, оптимизировать или оцифровать что-нибудь «полезное» для бизнеса приводит ни к какому результату: ВВП не растет, доля несырьевого участия в ВВП не растет, реальные зарплаты не растут (не путать с данными статистики), выручка бизнеса, скорректированная на реальную инфляцию, тоже не растет.
А нужны ли государству перемены, чтобы вот, по правде, по-настоящему бизнесу жить стало лучше? Или все же цифровизацию навернуть как оберточную бумажку на имеющееся говнецо интереснее, чем менять само устройство?
Сейчас государство оказывает беспрецедентное давление на общество. И, снижая нагрузку в какой-то одной незначительной сфере, усиливается давление в другой. Или сначала создает кучу проблем у бизнес-сообщества в какой-то экономической нише, а потом героически снимает ограничения. Так было с кредитами: сначала закрутить гайки по всем фронтам, сделать так, что бизнес оголодал без кредитов, а потом предложить дополнительное «зонтичное» финансирование в жалкие 600 млрд.руб. к 2024 году. Сначала ввести QR-коды, заставив общепит встать в интересную позу с летними верандами, а потом отпустить. Нагнуть весь бизнес по статье 54.1 НК РФ, а потом, после многочисленных решений просветлённых судей включить реконструкцию. Сначала из экономики выгрести все деньги, а потом предложить 42 инициативы по ее стимулированию, ввалив в это мероприятие триллионы рублей. При этом про платежеспособный спрос никто не говорит. Беспилотная логистика – это точно про спрос? А клиентоцентричность государственных услуг – это тоже точно про спрос? Бесшовные клиентские пути в одном окне экспортёра — это точно про развитие экспорта во в несырьевом сегменте?
К чему это всё ведет? желаемого облегчения у общества не происходит, что вызывает социальную апатию и недоверие, и неверие в возможность позитивных перемен: известную песню В. Цоя уже никто не поёт - некому.
Государство вместо своей основной функции собирать и перераспределять полученные от бизнеса средства, наделяет и бизнес, и граждан избыточными обязанностями. Банки занимаются антиотмывочными функциями, на работодателе – обязанность всех привить, вести кадровый, бухгалтерский, налоговый, архивный, воинский, технический, пожарный и прочие учёты. И государству всё равно что будет с бизнесом, если тот нарушит какое-то из постановлений, законов, указов, наказов, положений и при этом останется без штанов. Бизнесменов много, а государство – оно одно, на всех не хватит.
Некоторые виды бизнеса наделены обязанностями стучать на других бизнесменов, а если не будут стучать, то получат штраф. Благо, что система наказания за отсутствие стукачества пока хорошо поставлена только у Центрального банка. И все эти обязанности бизнес должен выполнять за свой счет. Он субсидий на выполнение функций комплаенс не получает, то есть должен заложить эти издержки в цену своей услуги, товара, работ. Именно поэтому банки задрали до небес свои комиссии. Кто бы мне в 1995 году сказал, что за РКО в банке в 2021 году мы будем платить до 20 тыс. руб. в месяц?!? Максимум, что бизнес может – это все эти расходы на онлайн-кассы, маркировки, прослеживаемость, содержание служб внутреннего и не очень контроля отнести на затраты с целью уменьшения налогооблагаемой базы. Но время предпринимателя никто не оценивает. Какая регуляторная гильотина способна его уменьшить? Напротив, с каждым годом это давление увеличивается, и чиновники считают это в порядке вещей: а что такого? марка 50 копеек стоит. А оборудование? а еще один сотрудник? а ПО?
Что такое отношения государства и общества? Общество платит налоги и взносы, а государство, перераспределяя их, строит дороги и больницы, выплачивает пенсии, платит учителям и врачам…
С меня – налоги: в полном объеме и в установленные сроки.
С вас – управление деньгами и такое, чтобы машина не как по полосе препятствий по ТТК ехала, а как по зеркалу. Чтобы в поликлинику по настоящей, а не фиктивной электронной записи, чтобы в Москве средняя зарплата 100 тысяч, и в Томске тоже 100.
Где в Конституции про прослеживаемость и онлайн-кассы? Про маркировку и СОУТ? Про обязательный аудит и ЕГАИС? Нет там такого. Если там такого нет, то почему за наш счет?
Если этого нет, то почему эти издержки в полном объеме не уменьшают сумму налога, подлежащего в бюджет?
Маркировку ввели для того, чтобы можно было убедиться в том, что рубашка сшита легально. А мне это зачем? Это надо вам? Ок, платите.
Прослеживаемость нужна для того, чтобы убрать серый импорт. Ок, а я тут причем? Таможенная служба для чего?
Вы хотите знать, за сколько денег приобрел машину Вася Пупкин? А причем здесь предприниматель, которого вы обязываете покупать онлайн-кассу для того, чтобы продать стоящее на балансе авто? Придумали онлайн-кассы, идея неплохая: все данные о покупках не через квартал, а сразу. Ок. Но зачем доводить до абсурда?
Вы же просто приближенных кормите на этом: на производстве онлайн-касс, на обслуживании фискальных данных, на марках и оборудовании для их штамповки, на Платоне и всём остальном.
В июле утвердили целое Положение о национальной системе прослеживаемости товаров. Не просто прослеживаемость, а национальная. Очевидно, что эта обязанность участвовать в процессе прослеживаемости никак не связана с обязанностью уплачивать законно установленные налоги и сборы, а лишь облегчает налоговым органам их жизнь. А не слишком сладко, а? Вам мало ЕГАИС? Данные ведь будут туда попадать не из воздуха, а опять за счёт налогоплательщиков. Так можно дойти до того, что любое действие бизнеса заставят документировать и представлять отчёты государственным органам.
И ведь здесь тоже не обошлось без абсурда: покупка офисного монитора или холодильника обернется для предприятия серьезными проблемами, связанными с необходимостью подключиться к системе электронного документооборота (ЭДО) и принять документы у поставщика этих товаров в электронном виде. Шутка? Нет. Закон вступил в силу 1 июля, но к тому времени М.Мишустин не успел подписать соответствующее постановление. Целое письмо ФНС по этому поводу родила. Но все -таки с 8 июля начала работать эта хрень. Пока она касается только товаров импортного производства. И маркировать партии не надо. Надо только сообщить в ИФНС о том, что к тебе пришли товары, подлежащие прослеживаемости, и инспекция присвоит ей номер. Если вы, предприниматели, полагаете, что система прослеживаемости распространяется только на продавцов, то ошибаетесь: обязанность вносить данные в систему есть и у покупателей товаров в любом их статусе: ИП, ООО, АНО, АО... Весь документооборот в системе происходит исключительно в электронном виде, а продавец и покупатель должны быть подключены к ЭДО и иметь электронные подписи. Если покупатель не является плательщиком НДС, то для такого случая нужно сдать отчет об операциях с этими товарами. Для остальных отчет по этим операциям будет встроен в декларацию по НДС. Не знали об этом? Для вас новость: до 1 июля следующего года вас штрафовать за незнание не будут.
Перекладывание своих обязанностей на бизнес и общество в целом – половина проблемы, которую представляет собой современное государственное управление. Подмена понятий и попытка любой ценой получить больше денег в бюджет страны – вот еще одна головная боль для общества. Наша священная дойная корова – налог на добавленную стоимость, который Минфин и подчиненная ему ФНС охраняют как свою собственность. А тем временем бизнес занимается авансированием бюджета, а не уплатой налога на добавленную стоимость. Есть оборудование. Стоит дорого, в евро, ибо иностранное. Аналогов в РФ нет. Цикл производства - 9 месяцев, то есть 3 квартала. Производитель говорит: давай аванс 50%. Просто так отправить аванс нельзя, к нему полагается еще НДС 20% на таможню. Но налог к зачету можно принять только тогда, когда ты получишь ГТД и не днем раньше. Налог заплатил, оборудование ввез, передал дальше заказчику, а потом еще камеральная проверка, плюс еще 3 месяца. То есть из оборота на ровном месте на год выводятся деньги. Они приносят доход бюджету, но не бизнесу. Тогда это точно про бизнес? Что можно с этим сделать? Правильно: разрешить принимать к зачету платежи, отправленные на таможню в том квартале, в котором они были сделаны. Как обычный аванс. Тогда мы уходим от заморозки денег, тогда нет камеральной проверки, не надо брать кредит, о ужас, на оплату налогов.
Это предложение, наряду с инициативой отменить уплату НДС с авансов и авансовых ежемесячных платежей по налогу на прибыль при выручке больше 15 млн. руб. в среднем за каждый квартал из 4 предыдущих, прозвучало в своде предложений по антикризисной поддержке, которые наша экспертная группа сформировала в марте 2020 года для А. Белоусова. Реализацию нашли только предложения по уменьшению размера страховых взносов, и то с нюансами, которые ставят крест на реальности этой «беспрецедентной» меры поддержки бизнеса.
И вот снова получается, что поддержка вроде как есть, меры стимулирования озвучены и им дана качественная характеристика – «беспрецедентные меры», однако это только для телевизора. В реальной жизни либо это отодвигается в сторону, либо поверх этих инициатив создается бутылочное горлышко, о котором умалчивают. Общество думает, что бизнес поддерживают, а предприниматели в недоумении что это было. Зато KPI выполнены.
Что получается в итоге? Государство как каток расчищает поляну от недобросовестных налогоплательщиков, включив на всю мощь репрессивную машину, очищает мозг от любых мыслей предпринимателя уйти от обязанности платить налоги. При этом самого же предпринимателя и общество в целом заставляет работать на свои задачи и выполнять его же KPI для того, чтобы больше 2 миллионов чиновников, обслуживающих интересы этого государства, получали очень большую зарплату, не принося обществу активного вклада в ВВП.
Стимулируя нахождение бизнеса и граждан в условиях все бОльшей неопределенности, нам уже становится всё равно сколько платить налогов: будет ли сохранена льгота для МСП по ставке страховых взносов, будет ли поднята ставка НДС – это уже не важно. На первое место стает один вопрос: будет ли кому все эти налоги платить при таком неуравновешенном отношении между бизнесом (читай – обществом) и государством?
За период с лета 2020 года по июль 2021 года у Правительства было несколько попыток написать разные стратегии, планы, паспорта, нацпроекты, оно переписывало три раза стратегию восстановления и развития экономики в постковидные ближайшие три года, переписало несколько раз нацпроекты, нарисовало несколько десятков инициатив социально-экономического развития, но нигде в этих килограммах бумаги ни слова не сказано про повышение покупательской способности населения. Все эти инициативы забудутся как только будут освоены миллиарды и триллионы рублей, которые будут потрачены на попытку их реализовать. Среди бесчисленных мер по стимулированию и росту проскакивают частенько мысли о популяризации предпринимательской деятельности. Сначала сравняли с землей это слово, сравнив этих людей с жуликами, потом притянули 17 тыс. руб. к среднему классу, затем поглумились идеей грантов бизнесу на сумму половина федерального МРОТ на каждого сотрудника (идея принадлежит М.Решетникову).
Но кто идет в бизнес? Отчаянные, авантюристы, прошедшие курсы Бизнес-Молодости или Аяза с Синергей, но их всех объединяет почти полное отсутствие понимания во что они ввязываются. Вина ли их в этом? Надо ли им всем сначала прочитать двухтомник Налогового кодекса и главу 4 Гражданского кодекса для того, чтобы начать бизнес? Нужно ли предпринимателю знать административный кодекс? Незнание не освобождает… Ну, да, конечно. Когда государство сверху, а не рядом, то не освобождает, конечно. Ибо оно собирает в свою казну за счет налогов и штрафов. И держит тем самым всех в тонусе, чтобы не расходились по углам и не собирались кучками там, где не удобно.
Можно ли жить в мире, где событийный поток развивается с очень большой скоростью, но при этом государство не штампует пачками законодательные и нормативные акты? Наверное, нет. Могут ли сосуществовать в мире общество и государство, обслуживающее это общество и оберегающее его, общества, конституционные права и обязанности? Где та золотая середина, когда уплата налогов и выполнение справедливо установленных обязанностей неизбежна, но при этом граждане чувствуют и безопасность, и свободу одновременно ну или хотя бы этот баланс близок к той самой золотой середине?
При включении карательной машины за уклонение от выполнения законом установленных обязанностей предприятие может лишиться не только части сэкономленных денег, но и в процессе судебного разбирательства, длящегося годами, по сути не может осуществлять свои обычные финансово-хозяйственные операции, а в случае победы в суде издержки , понесенные за время простоя, ему либо не компенсируются, либо возвращаются за счет средств государственного бюджета, а не денег того инспектора, который ошибся, не туда нажал. Государство всячески себя защищает и в этом процессе забывает о том, что существует за счет налогов своих же граждан.
Где-то в глубине души мы понимаем, что наши отношения работают в связке: сильное государство – слабое общество, сильное общество – слабое государство. Поэтому вполне естественным выглядит сейчас отсутствие ярких звезд на общественном небосклоне. Для того, чтобы на небе загорелась звезда, нужно чтобы потемнело на небе. Видимо, наше небо еще не так темно и есть куда еще темнеть. И пока идет этот процесс, мы будем жить в условиях перемен, в результате которых будут расти доходы бюджета и пустеть кошельки граждан.
#горячаяпишет
#мспживи