Цифровизация образования идёт полным ходом уже в течение нескольких лет. Как отмечают эксперты, полная цифровизация должна произойти к 2024 – 2025 году. Особо радикальные сторонники цифровой реальности в образовании говорят о том, что учителей должен заменить искусственный интеллект.
Кстати говоря, некоторые связывают со стремлением цифровизировать образование ускоренными темпами и принудительную вакцинацию учителей, и анонсируемую вакцинацию детей. Предполагается, что не желающие вакцинироваться учителя уйдут или на пенсию или в репетиторы, а подростков родители заберут на семейное обучение.
Попробуем разобраться в том, что происходит на сегодняшний момент и во что хотят превратить наше образование. Рассмотрим мнение сторонников и противников цифровизации и попробуем сверить со своими впечатлениями от происходящего.
Что говорят сторонники цифровизации образования?
Итак, сторонники цифровизации в качестве главного аргумента высказывают мысль, что такая форма делает образование равно доступным для всех, а это очень актуально для маленьких городов, сёл, где давно существует нехватка учителей.
Кроме того, цифровизация обеспечивает персонализированное обучение, возможность подобрать индивидуальную стратегию развития для каждого ребёнка, не только для одарённых детей, но и для детей с особенностями развития.
Также высказывается мысль, что в современном быстро меняющемся мире нужно постоянно обновлять образовательный контент, а это проще и быстрее сделать в цифровом пространстве. Ведь бумажные учебники проходят долгую процедуру экспертизы, лицензирования, публикации, закупок, доставки в школы.
Ещё один аргумент сторонников цифровизации: современные дети много времени проводят в виртуальной среде, она им доступна, поэтому новые знания им интереснее получать через такие привычные для них формы. Поэтому часть новых знаний они будут приобретать в игровой форме, для чего активно продвигается геймификация образования.
Помимо этого, цифровое пространство имеет широкие визуальные и интерактивные возможности для тренировки умения применять знания на практике.
Одновременно с этим ребёнок не просто получает новые знания, но и навыки работы в цифровом пространстве и навыки цифровой безопасности, что особенно важно в современной реальности.
А ещё и учителя, благодаря новым технологиям, избавятся от лишней рутинной работы. Например, часть заданий, выполненных учениками, будет проверяться автоматически.
А уж если учителя заменит искусственный интеллект – так вообще будет обеспечена абсолютная объективность проверки и никаких проблем, неточностей, ошибок, которые может допустить любой живой человек.
Один из самых ярых сторонников цифровизации образования – Герман Греф, председатель правления Сбербанка РФ. Очевидно, что для внедрения своих идей у него есть все рычаги. Стоит понимать, что для него все связанные с этим проекты не просто форма зарабатывания денег. Хотя разнообразные Сберклассы, Сберкампусы и т.д., безусловно, прибыль приносят немалу.
Для Грефа и ему подобных – это продуманная стратегия власти. Наверняка многие видели его выступление на Петербургском экономическом форуме, где ещё в 2012 году им были озвучены ключевые идеи собственной деятельности: «Уважаемые господа, вы говорите страшные вещи… От того что вы говорите, мне становится страшно. Почему? Вы предлагаете передать власть фактически в руки населения…. как только все люди поймут основу своего я и самоидентифицируются, управлять, то есть манипулировать ими, будет чрезвычайно тяжело. Люди не хотят быть манипулируемы, когда они имеют знания… Любое массовое управление подразумевает элемент манипуляции. Как жить, как управлять таким обществом, где все имеют равный доступ к информации, все имеют возможность судить напрямую, получать не препарированную информацию через обученных правительствами аналитиков, политологов и огромные машины, которые спущены на головы - средства массовой информации - которые как бы независимы, а на самом деле мы понимаем, что все средства массой информации всё равно заняты построением, сохранением страт. Так как таком числе жить? И мне от ваших рассуждений становится страшновато, честно говоря».
С момента этого выступления прошло много лет, цифровизация только набирает обороты.
В 2021 году на Гайдаровском форуме Греф выступил на панельной дискуссию об образовании, где заявил, что сейчас образованием довольны только 15 % родителей. Если кратко, то он сделал вывод, что фундаментальных наук слишком много в школе, многие знания, полученные в школе, современным детям не нужны, а то, что понадобится в жизни, в школе не изучается. Плюс у детей есть проблемы с выбором профессионального развития. Решить все эти проблемы может, по мнению Грефа, цифровизация с её инновациями, идущими в ногу прогрессом.
В мае 2021 года на расширенном заседании Государственной Думы прошло очередное обсуждение вопроса о внедрении цифровых технологий в образование. К счастью, заседание не превратилось в заслушивание успехов в этой сфере и всеобщих аплодисментов, а стало площадкой, где развернулась очень жаркая дискуссия. Настолько жаркая, что видео этого заседания удалили с официального канала Госдумы. У цифровизации не просто нашлись противники, но они смогли выразить свой протест.
Что говорят противники цифровизации образования?
Прежде всего стоит отметить, что в период пандемии все убедились в «прелестях» цифрового образования. Это не просто падение уровня знаний, когда старательные отличники освоили программу на тройку, а все остальные превратились в двоечников (реально, но формально, конечно, двойки ставить было запрещено, а тройки нежелательно).
Ещё раньше медики били тревогу и говорили о негативном влиянии на здоровье ребёнка постоянной активности в гаджетах. Это и эндокринные заболевания, связанные с недостаточной физической активностью, и сердечно-сосудистые заболевания (любой классный руководитель знает, как резко увеличилось число детей, имеющих проблемы с давлением, например). Это и различные нервные заболевания, конечно, это различные офтальмологические нарушения.
Кроме того, психологи отмечают увеличение различных когнитивных расстройств у детей в последнее десятилетие. Очень часто у подростков возникают проблемы с памятью, вниманием. Всем известно о так называемом клиповом мышлении, которое тоже формируется под влиянием гаджетов и выражается в неспособности выстраивать логические связи, видеть причинно-следственные связи, анализировать большой объём информации.
Вот об этом речь зашла на заседании Государственной Думы. Член экспертно-консультативного совета по вопросам семейного права Совета Федерации Анна Швабауэр попыталась от имени родительской общественности донести мысль о недопустимости цифровизации: «Наши дети имеют право на живое образование. Даже в глубинке. На это должна быть направлена политика и понимание того, что электронное обучение – это не обучение. Это нарушение конституционного права на образование». На это министр цифрового развития ответил, что у государства нет денег, чтобы обеспечить учителями школы в отдалённых районах, сёлах.
Одно из самых интересных выступлений было у Игоря Ашманова, предпринимателя в сфере информационных технологий. Он обратился в начале к животрепещущему вопросу безопасности школьников, на котором часто спекулируют сторонники цифровизации, и отметил, что цифровизация несёт дополнительные риски для детей: «Приведу самый простой пример. Кто-то в министерстве просвещения говорит: «А давайте мы будем выкладывать образовательный контент в TikTok – это же модно». К сожалению, треш-стримы, всякая расчленёнка, кровь и кишки в TikTok находятся на расстоянии одного клика от скучного образовательного контента».
Далее он отметил, что такая важная проблема решается почему-то без привлечения медиков и без анализа результатов серьёзных медицинских исследований о влиянии на детей информационных технологий. «А у нас есть программа, я так понимаю, Министерства просвещения, по использованию смартфонов в образовании. Смартфоны не предназначены для того, чтобы долго сидеть за экранами – они портят зрение, позвонки портят», - привёл он весьма очевидный пример: «…по-моему, сейчас нарушены все СанПины, которые только возможно. Никто этим не занимается».
Кроме того, Игорь Ашманов подчеркнул, что к решению этого важного вопроса нужно привлечь представителей родительской общественности. В целом, решать такие вопросы следует через рефрендум: «Вообще, это настолько серьёзное дело, что нам бы хотелось, условно говоря, референдум, или хотя бы всенародное голосование, или хотя бы опросы ВЦИОМ». И далее он рассказал о результатах одного из таких опросов: граждане высказались против цифровизации, «ВЦИОМ прислал этот рейтинг нам за день до круглого стола в СПЧ, а потом оттуда позвонили и сказали: публиковать нельзя».
На заседании Игорь Ашманов был, по сути, не услышан, его обвинили в самопиаре. Однако журналисты взяли у него интервью, где он более подробно изложил опасности происходящего сейчас в образовании.
Игорь Ашманов об опасностях цифровизации образования.
Во-первых, ИгорьАшманов высказался резко против выстраивания так называемой персональной траектории развития для каждого ребёнка с помощью искусственного интеллекта, попыток искусственно определить склонность к гуманитарной, технической и т.д. сфере деятельности. Основной риск здесь – манипуляции, когда чиновники смогут сказать ребёнку: ты не гуманитарий, а ты не технарь, ты должен делать то и то: «Это не траектория, это попытка управлять судьбой, попытка взять на себя роль Бога».
Во-вторых, он отметил, что искусственный интеллект не сможет выполнять роль учителя, но «в попытке это сделать наши цифровизаторы могут развалить существующую, работающую систему образования, в этом опасность на самом деле».
В-третьих, цель цифровизации образования – создать удобные механизмы управления: «…немножко элиты, которая с помощью технологий управляет огромной массой быдла. Быдло получает цифровые суррогаты общения, образования, всего остального. Чем больше ты сидишь с экраном, тем больше ты быдло. А элита рекрутирует себе программистов, гениев и так далее и очень небольшими силами всем этим и управляет. Вот это то, к чему идёт западный мир. И нам туда не надо. А многим чиновникам всё это очень нравится. Почему? Потому что думать не надо. Большинство программ, которые у нас написаны, получены гугл-переводчиком, с методичек Всемирного банка и так далее… Новую цифровую конституцию нам пишут в точности по западным лекалам… Более того, в некоторых разговорах можно слышать (в Госдуме или в Совете Федерации): нам нужно создать программу, чтобы она была одобрена Всемирным банком. Там совершенно открыто об этом говорят».
Итак, во что хотят превратить наше образование? Ответ очевиден. Тем более что в настоящее время на цифровизацию образования выделено уже 125 миллиардов рублей. Конечно, на зарплату учителям (см. статью «Повысят ли зарплаты учителей с сентября 2021 года?»), обеспечение всех школ учебниками, ремонт аварийных зданий, спортивных стадионов – денег нет. Пока власть опирается на бизнес, призывы родителей, учителей оградить наших детей от повальной цифровизации никто не услышит.