Новый проект Ильи Куликова посвящён поискам сверхъестественного, но в нём есть и неожиданный политический аспект. «Я люблю кино» расскажет, стоит ли смотреть этот свежий российский образчик мистического жанра.
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Я люблю кино» в Яндекс Дзене, чтобы не пропускать наши новые публикации.
Сериал «Документалист. Охотник за призраками» рассказывает о том, как признанный режиссёр Евгений Морозов (Аристарх Венес), получивший престижную профессиональную награду, попадает в серьёзное ДТП, после чего задумывается о загадке жизни и смерти и понимает, что о ней-то и надо делать следующий проект. Заручившись поддержкой сценаристки/экс-любовницы (Маргарита Аброськина) и друга-оператора (Михаил Филиппов), творец начинает исследовать мир паранормального в попытке выяснить, есть ли там что-то настоящее.
Если вам покажется, что вы видели нечто подобное ещё в допотопной «Ведьме из Блэр», не торопитесь с выводами: в отличие от большинства подобных проектов, в которых существование чего-то мистического подразумевается изначально, «Документалист» интересен именно позицией исследователя-скептика, решившего «проверить всё на себе». Похожий сюжет можно было видеть в ужастике «Одержимость Майкла Кинга» (The Possession of Michael King) 2014 года, и тогда получилось убедительно и страшно, причём во многом благодаря концепту.
Сериал Куликова начинается довольно безыскусно: сцена аварии, побудившая героя искать паранормальное, сделана дёшево и топорно, а сам персонаж Венеса не демонстрирует никакого внутреннего содержания. И всё же с первыми попытками заглянуть «на ту сторону» напряжение растёт, и зрителю становится интересно: в первую очередь потому, что многим хотелось бы поучаствовать в таком эксперименте самостоятельно (но страшновато, да и «глупости это всё»).
Троица героев пробует разные подходы к предмету своего исследования: от гипноза и похода на кладбище до ритуалов вуду и призывания Дьявола. Своей высшей точки сериал достигает в третьем эпизоде, когда герой Филиппова, в 2011 году воевавший в Чечне, вспоминает страшную историю того периода (а параллельно с этим бокор — то есть жрец вуду — из общежития РУДН проводит обряд воскрешения из мёртвых).
«Чеченская» история в принципе стоит в сериале особняком. Она начинается с того, что отряд солдат, состоящий как из чеченцев, так и из русских, играет в футбол и жарит шашлыки, а один из них произносит на камеру: «Чтоб так всегда было, брат! Аллах Акбар!». В этот момент так и хочется представить на месте героев Путина и Кадырова — тогда момент единения смотрелся бы ещё более трогательно. Однако вскоре идиллию обрывает командир с заданием: надо идти по следу боевиков в глухой лесной район.
В результате отряд натыкается на живущих в дебрях первобытных людоедов, напоминающих троглодитов из «Костяного томагавка» (Bone Tomahawk), и происходит кровавое столкновение. Смотреть за ним жутко увлекательно: эта небольшая сюжетная линия явно тянет на самостоятельный фильм, а то и сериал. А вот сама идея о русских и чеченцах, спиной к спине противостоящих прячущимся в горах монстрам, настолько хорошо ложится в текущую политическую повестку, что трудно поверить, будто это придумалось само собой, а не за отдельное щедрое вознаграждение.
К сожалению, дальнейшая сюжетная линия «Документалиста» уже не так интересна, но всё равно создателей хочется похвалить за оригинальность. Так, в восьмой серии они показывают нам собственную документалку, повторяющую поиски героев фильма, только в реальной жизни. Если хотите узнать, получилось ли у них доказать существование сверхъестественного, можно посмотреть и её. А вот если со свободным временем у вас напряжёнка, рекомендуем ограничиться третьим эпизодом — много не потеряете.