История третья.
В первой части было рассказано о Максиме, которые проезжая на своей машине возле церкви, где общались Галина и Вадим, перекрестился, поблагодарив Бога и поехал дальше.
Самое время теперь познакомиться с ним.
Максим максимален и, при этом, в нем есть очень сильное ядро: он телик. Теликами в научной психологии называют людей, которые ориентированы на цель, результат, достижение. В отличие от парателиков, ориентированных на процесс.
Так вот, Максим, это максимальное напряжение, чтобы достичь цель. Цели Максима высоки, благородны, и не утопичны.
Зачем Бог Максиму? Зачем Христос? Ведь Христос пришел призвать не праведных, а грешников на покаяние. Максим, как следует из краткого описания его, успешен. А раз в земном все хорошо, к чему смотреть на Небо?
У Максима есть "чувство присутствия Бога" в жизни, некая интуиция Высшего, Запредельного. В нем неслабы совесть и самосознание, чувство этичности к людям, и милосердия к тем, кому плохо. Это не значит, что он побежит спасать мир или проявлять себя как мать Тереза. Максим реалистичен и не фанат. Но он поможет там, где сможет.
Максим знает, что мир сложен. И сам он не прост. Но он не воспевает сложность.
Напротив. Там где сложно, для Максима повод понять, что лишнее, и упроститься.
Когда Максима просят представить стратегию на работе, знают, что Максим в трех предложениях покажет суть, главное. Максима - это главный принцип, которым человек реально руководствуется в жизни. Максим всю жизнь учится быть кратким.
Почему Максим в Православии, в христианстве? В детстве крестили, его не спросили. Он тогда еще не говорил. Во взрослой жизни он задумался: что дает ему христианство. Церковь он считал полезным домом утешения для одиноких и несчастных людей, не спешил в нее наведываться.
Можно ведь не ходить в Храм и просто числится христианином. Много людей, по факту, так и поступают. Своих позывов у него не было, а к призывам других он относился всегда настороженно.
Однако, Максиму жизнь дала возможность познакомиться ближе с церковью и определить свои личные отношения с ней.
Нарушил он Божье и страшно нарушил. Смертельно нарушил.
Пошли у него дела хорошо, успех в ноздри ударил, голову вскружило. Со всем этим и напасть пришла неприметно, к которой он был не готов, так как многого не понимал в духовной жизни.
Завел Максим интрижку на работе с Вероникой. Потом это стоило ему многих неприятностей. Ибо Вероника не проста была. Духовная сестра Моники Левински.
У Максима, после случившегося, сработало самосознание. Он понял, что не просто поимел большую житейскую неприятность, а крупнее - нарушил Божье, духовное.
Максим интуитивно направился в храм, надеясь, что там он восстановит отношение с Богом. Но отношения ухудшались. Максим, ведь как хотел: зайду в Храм, постою, Бог и простит. Но от стояния ничего не менялось.
Тогда он стал изучать христианскую литературу святую. Про духовную жизнь, страсти, добродетели, покаяние, и ему пришла догадка. Церковь, твердо понял Максим – это "лечебница страстей". Туда не постоять приходят, а как в больницу, выздороветь.
Не хотел Максим в нее попадать так, не думал. Но кто думает, что попадет в больницу, что умрет? И кто хочет этого? Но попадают и умирают. Такова жизнь. Но Максим не фаталист. Если попал раз и это плохая ситуация, очень плохая – надо вылечится и жить по-другому. Чтобы не попадать.
Когда Максим понял это, то поставил цель (телики не думают много, они ставят цель и начинают действовать) – выздороветь духовно, повзрослеть духовно, нормализоваться духовно. Учитывать законы духовной жизни в реальности своей жизни. Все это работает реально. Он понял на своем опыте.
Максим понял, что Церковь Христова – это больница, которая его вылечит не только от совершенного греха, но и поможет "не болеть" грехами. Потом он понял другой важный нюанс.
Максим, осознав предназначение церкви, изучил все досконально, по максимуму, как делать так, чтобы Храм стал целебницей. Он не просто читал святые книги, а читал их целенаправленно. Что делать мне, говорил Максим, чтобы Бог через Церковь меня исцелил и помог. И задавал такие же вопросы Богу в молитвах своих. Церковь для него стала сервисной организацией, больницей. А он больным, который хочет исцелиться.
Максим не слушал проповедей, не любил он читать литературу про чудеса, про увещания. С осторожностью читал святых, выбирая тех, кто близки его душе, а не все подряд. Ведь многие святые - монахи и писали для монашествующих.
Максим в церкви, чтобы получить исцеление и все, что полезно для этого - принимает, а не полезное - нет.
Так, ведь, и апостол Павел рекомендовал: "Все можно, да не все полезно".
Полезность для себя человек может понять, когда понимает хорошо себя и Бога. Страсти и ложь, в которые человек вступает, как и он, Максим вступил нечаянно, ухудшаю.т человека, приводят в состояние "сам не свой". Не надо такого, обереги Бог.
Не других надо слушать, а себе и Богу внимать. Понравилось Максиму выражение святого Макария Великого: "В каждом, даже совершенном человеке есть что-то горделивое". Другие могут не со зла повредить, говорят же "благими намерениями устлана дорога в ад". Внимать надо себе и Богу, чтобы не ошибиться, что именно тебе хорошо. Этой максиме Максим следовал твердо.
Он долго искал хорошего исповедника. Как только Максим видел формальный подход, то переставал ходить к этому священнику. Максима не раздражало, как многих, что священники ездят на хороших машинах и хорошо живут. Пусть живут хорошо. И то, что говорят одно на проповеди, а живут по - другому – не стоит осуждать. Кто не двулик в современном мире, пусть бросит в него камень. Но если священник относился к своему служению халатно, это для Максима было недопустимо. Он не осуждал, а «голосовал ногами», просто уходя от этого священника.
В результате поисков Максим нашел исповедника. И ходил к нему. Хороший исповедник - тот. кто умеет понять душу обратившегося, дать духовно полезный совет, помолиться о нем Богу.
Батюшка – это представитель духовно - врачебной организации под названием святая церковь, врач. А Главврач – Христос. А он, Максим, сейчас, на время лечения – пациент. И он хочет быть исцелен и начать новую жизнь.
Много ценных советов дал Максиму его исповедник, отец Александр.
И молитвы. благословения в помощь. Это было духовно обогащающее общение.
Максим, приходя в Храм, заказывал требы, оставлял на нужды Храма. В больнице мы благодарим врачей за лечение. А в больнице духа - нет? Для Максима это было неприемлемо. Тебе - и ты. Так взаимно, и правильно.
И другое тоже: когда люди в гипермаркете набирают продукты на десятки тысяч рублей, а приходя в Храм, щедро жертвуют 100 рублей. Максим расценивал такое поведение как неуважение к Храму и не поступал так. Он жертвовал щедро. Через Святые Таинства Храм исцеляет его и он тоже благодарит святой Храм. Как может, по возможностям и от души.
К исповедям Максим готовился по максимуму. Он честно держал евхаристический пост 3 дня, честно выписывал все грехи, помыслы. Он сопоставлял свое поведение с духовными принципами, находил рассогласование и свою неправильную меру в этом. И приносил покаяние Богу через отца Александра.
Исповедовался и причащался. Когда раз в неделю, когда два раза в неделю. Держал посты, как положено.
Пост и молитва, настрой на исповедь, помогали в этой работе. Максим не программировал себя на подражание святым. Он хотел обрести себя в Боге, таким, как он есть, а не стать подобным кому-то. И этому следовал неуклонно.
За множеством грехов обнаруживалось главное - греховный камень преткновения, и не один. Максим кратко исповедовался. Без лишних подробностей. Главное в исповеди, как практически усвоил Максим – осознание греха и раскаяние, а не детальное его описание или отчет.
Не его подход был: грешить и каяться. Если согрешил намерением, словом или делом и пришел с покаянием к Богу, то смысл такого покаяния и последующего причащения – не совершать более, ослабить худое. А не то что покаялся, причастился, теперь снова можно погрешить. Игра «дурной ребенок» недопустима с Богом. Говоря, будьте как дети, Христос имел в виду открытых, добрых, любознательных, здоровых детей.
Кстати. Максим в детстве был именно таким ребенком. Потом немного или много испортился в обществе.
Спасибо отцу Александру, который сказал ему важную вещь:
«Страсти остаются в нас, редко когда они до конца исцеляются. Но с Божьей помощью, мы не допускаем перехода страстей в грехи совершаемые».
Максиму не надо было два раза повторять, он понял сразу: это управление страстями больше, чем исцеление от них. Хорошо, решил он, значит буду учиться управлять. И пусть Бог поможет в этом.
Второй важный момент, который открыл Максиму отец Александр»
«Перед всяким делом, решением, выбором, искушением – обращайся к Богу с краткой молитвой: Господи, помилуй, или Господи, подскажи, или Господи, храни. В зависимости от того, что волнует Вас и что за ситуация. А после дела - поблагодари. Благодатный это молитвенный навык».
За полгода сознательных повторений таких молитв у Максима сформировался такой молитвенный навык: твердо и неуклонно. Такой же навык как водить автомобиль, чистить зубы, пережевывать пищу во время еды. Максим выбрал те молитвы, которые помогают именно ему, понятны ему, близки ему,
Максим, по разумению Божьему, понял, почему он согрешил с Вероникой. Он тогда стал засматриваться на нее, и она делала все, чтобы привлечь его. Мотивы ее были не чисты. Если мужчина будет отворачиваться от соблазна, он не согрешит. Глупо алкоголику сидеть у бутылки и искушать себя, курильщику - у блока сигарет, а блуднику - у прихорашивающей, полной страстных флуидов, женщины. Если глупо – не стоит делать. Если нет сил не делать- просить у Бога их, и не делать.
Максим понял и другое. Он стал заглядываться на Веронику потому что стал меньше тогда внимания уделять жене. Жена виновата? Она так не поступала. Он сам. Он заработался, загордился от достижений, зазнался и стал сам не свой и не Божий. Он стал проявлять меньше внимания к жене. И в эту образовавшуюся пустоту сумела "войти" Вероника.
Максим, поняв от Бога, исправил ошибку. Семья – оплот. Больше времени семье.
И так во всем. После исповеди и причастия Максиму приходила не эйфория, а спокойное твердое понимание. Состояние как у ученого, решающего проблему: "кажется, не понимаю...так... так...понял!". В каждом грехе, в котором он каялся, он менял то в жизни, что могло вести к нему. В меру возможностей. Что-то получалось, что-то было трудно.
Когда Бог видит, что человек не просто так просит, а использует просимое на добро, трудится по-Божьему, то явственней подает, больше подает, щедрей подает человеку.
Успехи его духовной жизни пошли и были наблюдаемы. Он замечал это через факты реальности. И это вдохновляло.
Значит путь исцеления верный и прогресс есть.
Не читал Максим мистические истории об искушении бесами и темной силой. Максим был логиком, а не мистиком. Если приходит «бес», перекрестись, вспомни Бога и мистическая иллюзия уйдет. А за ней, если задумаешься, ты поймешь логику, почему явился «бес», что в тебе было не Божьего. "Бесы" не дурны, в безбожьем находят лазейку, как сорняк на неокультуренной грядке. Ты- садовод, труженик. Бог - Солнце твоего вдохновения.
Лечение Максима было не быстрым, не простым. Но Максим не торопился, доверяя Богу. Он сказал себе и Богу, буду действовать до тех пор, пока Христос не выпустит меня из храма - больницы. И твердо следовал этой максиме.
Как в больнице бывает: "доктор, я уже здоров, выписывайте".
"Подождите, больной, еще не те результаты анализов, рецидив может повториться, надо окрепнуть".
Так же и в духовной жизни и духовном исцелении. Врачу Небесному, Любящему тебя, видней, а пациенту земному - слушаться Врача, доверяя Ему.
И час настал.
Максим почувствовал этот момент явственно. В это время и работа пришла ему новая, хорошая, в иностранной компании и другие обстоятельства показали ему, что пора из "больницы страстей" идти в мир и работать там, с Богом в сердце.
В отличие от священников и богословов, которые говорят, что мы хронически больны и должны всегда быть в церкви, Любящий Главврач Христос более мудр и отпускает исцеленного грешника (не того, что без страстей, таких не бывает, а кто стал управлять ими и следовать Богу неподдельно) заниматься делами земными: в семье, в работе, в творчестве, в друзьях и близких. И помогает во всем, по молитвам просящего и Милости Своей Святой Безмерной.
А когда надо – стоит вновь прийти на лечение или профилактику в Храм Божий. Все, как в больнице обычной. И слава Богу, что Храм Божий как больница страстей есть и в нее можно приходить по необходимости.
Поэтому, Максим, проезжая мимо церкви, у которой общались Галина и Вадим, поблагодарил Бога, перекрестился и поехал далее.
Сегодня должна к нему приехать бригада строителей, чтобы перекрасить загородный дом и отремонтировать водные коммуникации. И Максим с интересом и помощью Божьей займется этим нужным делом.
Если хотите вернуться к первой истории, то нажмите тут.
Хотите вспомнить вторую историю - нажмите тут
Хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.