Найти тему
Строительный мир

Железная дорога до середины озера или состав, идущий по воде

Соль на Руси, согласно письменным источникам, добывали как минимум с 11 столетия — именно к этому периоду относится упоминание о взимании новгородским князем налога с каждой солеварни. В Сибири месторождения отыскивали при первых же походах казаков, осваивавших новые восточные территории. При этом потребность в соли в большей степени была обусловлена не столько ее пищевой ценностью, сколько свойством сохранять продукты от гниения. А для ведения пушного промысла это было крайне необходимо.

© Ivan Petrov Snow / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Солеварение. Миниатюра из рукописи "Житие Зосимы и Савватия" XVII века)
© Ivan Petrov Snow / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Солеварение. Миниатюра из рукописи "Житие Зосимы и Савватия" XVII века)

Изначально на озерах Зауралья соль добывали простейшими методами, не применяя каких-то особых технологий. Со временем власти стараются регулировать добычу и контролировать продажные цены, а при Петре I устанавливают государственную монополию. В 1760-х соль начинают добывать и в центральной части Кулундинской степи на Бурлинском озере, расположенном на современной карте примерно в 20 км северо-западнее города Славгорода Алтайского края.

Это место быстро прославилось на всю страну: грузы с солью тянулись вплоть до Санкт-Петербурга и Москвы, а продукт, согласно некоторым сведениям, в том или ином виде оказывался и на императорском столе. С годами объемы добычи только росли, а в советское время здесь развернулось крупное производство.

© Coopypasted / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 (Бурлинское озеро)
© Coopypasted / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 (Бурлинское озеро)

К концу 1960-х озеро ежегодно давало около 340 тыс. тонн соли, а население поселка, где жили сотрудники предприятия, превышало 2 тыс. человек. В 21 столетии цифры уже не те: людей в Бурсоли проживает в четыре раза меньше, а производительность солепромысла упала примерно в 8-10 раз.

Однако неизменной осталась та притягательная красота, которая всегда отличала этот необычный водоем. Посмотреть на него в разное время приезжали не только из ближайших регионов, но и из дальних городов. В первую очередь многие желали увидеть собственными глазами розовою воду озера на фоне белоснежного дна. Это удивительное явление проявляется в жаркую погоду, благодаря микроскопической красной водоросли. Хотя по другой версии, главными виновниками столь необычной окраски являются рачки артемии науплии.

Но примечательным это место считается не только благодаря розовому цвету, что присуще и некоторым другим озерам, в том числе на Алтае. Особый интерес вызывает способ добычи, который применяется на водоеме. Оборудование здесь используется нестандартное, разработанное специально для Бурлинского промысла.

© Максим Толстов / wikimapia.org / CC BY-SA 3.0 (Бурлинское озеро)
© Максим Толстов / wikimapia.org / CC BY-SA 3.0 (Бурлинское озеро)

Соль со дна достают уникальным комбайном, смонтированным на двух грузовых железнодорожных двухосных платформах в механических мастерских Бурсоли. К машине цепляется несколько вагонов, в которые по отгрузочному элеватору через вращающийся грохот и поступает соль.

Со стороны это выглядит впечатляюще — состав будто плывет по воде. Хотя на самом деле он передвигается по незакрепленным путям, уложенным прямо по дну. Общая площадь водоема превышает 30 кв. км, а его глубина в среднем составляет менее метра, что и позволило протянуть железную дорогу до середины бессточного озера.

В последние три десятилетия в жизни предприятия были непростые времена, иногда добыча вовсе прекращалась. Например, подобное случилось в 2005 году из-за долгов перед энергетиками. Но, к счастью, солепромысел удалось сохранить, как и уникальную технику, которую в одно время чуть было не сдали на металлолом.

© Администрация города Славгорода / turizm.slavgorod.ru (Бурлинское озеро)
© Администрация города Славгорода / turizm.slavgorod.ru (Бурлинское озеро)

Сегодня соль, добываемая на Бурлинском озере, идет в основном на нужды кожевенной и дорожной отраслей; пищевую «приправу» изготавливают совсем в небольших объемах и то второго сорта. Делать продукт более высокого качества невыгодно — в этом отношении сегодня сложно конкурировать с компаниями из Казахстана.

Тем не менее предприятие старается развиваться, и летом 2021-го было объявлено о планах отремонтировать один из цехов и запустить производство солевых блоков (лизунцов), используемых в животноводстве. С этим продуктом планируется выйти на рынки Сибири и Дальнего Востока.

Читайте: Дорога неопределенности: проект самой длинной перемычки между Транссибом и БАМом