Продолжим обозрение рынка сверхмалых ракет.
Astra Rocket 3
Формально компания была образована в 2016 году, но на самом деле тут все хитрее, так как она "вобрала" в себя основанную в 2005 компанию Ventions. Эта компания посвятила себя исследованиям новых космических технологий - в частности, разрабатывала сверхмалые ТНА для ракетных двигателей, изучала новые материалы и т.д. Так что переход на новый уровень в данном случае вполне оправдан.
Их первые ракеты, названные без особых претензий Rocket 1.0 и Rocket 2.0 сразу были объявлены отладочными. Они слетали по разу, по суборбитальным траекториям, во время полета, судя по всему, в них сломалось все, что могло сломаться. Фирма, тем не менее, объявила эти пуски успешными - мол единственной целью был набор опыта, вот его и набрали полную кошелку.
К Rocket 3.0 они относятся уже гораздо более серьезно - именно на этой двухступенчатой ракете предполагается запускать на орбиту грузы до 150 кг. Тройка запускалась уже трижды, в последнем своем запуске (также традиционно объявленным успешным) ракета достигла высоты более 300 км и впервые вышла в космос, правда не добрав немного скорости до выхода на орбиту.
Запускаются ракеты с космодрома на острове Кадьяк, предполагается использовать и другие пусковые площадки.
Сейчас в компании идет активная работа по подготовке первого пуска с коммерческим грузом - он назначен на август этого года.
Эту ракету стоит признать рекордсменом в плане миниатюризации - ее высота всего 11 с половиной метров, она помещается в стандартный морской контейнер, а вся необходимая инфраструктура запуска - в три, стартовая команда - всего шесть человек (это технический персонал, а центр управления запуском и полетом находится в Сан-Франциско, в штаб-квартире компании).
Заявлено, что цена ракеты составляет всего два с половиной миллиона долларов. Фантастика, как по мне.
Как я уже говорил, первый коммерческий запуск предполагается в августе, заявленная пусковая программа достаточно велика, то есть без заказчиков они не останутся - еще бы, при такой-то стоимости.
В разработке уже Rocket 4 - с более мощными двигателями и с более высокой грузоподъемностью.
Firefly Alpha
Эта ракета начала разрабатываться в 2014 году фирмой Firefly Space Systems, основанной выходцем из SpaceX Томом Маркусиком. Очевидно, основатель фирмы был поклонником одноименного сериала. Однако это фирму не спасло, денег было мало, а после испытаний их первого двигателя на них подал в суд Virgin Galactic (неутомимый Маркусик успел поработать и на Брэнсона). Плагиата в разработках Светлячка в итоге не нашли, но в 2017 году фирма обанкротилась.
Однако, это не стало концом для ракеты - активы выкупил инвестиционный фонд Noosphere Ventures, после этого фирма была переименова в Firefly Aerospace и работа продолжилась.
Основным инвестором компании при этом стал украинский миллионер Максим Поляков, перенесший один из центров разработки компании в Днепр, то есть этот проект вполне можно считать американо-украинским. Правда сейчас какой-то активности на украинском направлении не заметно, все крутится вокруг их центрального офиса в Остине.
Фирма работает на нескольких направлениях, в частности они выиграли право на разработку роботизированного лунного лэндера для программы Артемида. Но основное в их деятельности на этом этапе - это разработка и последующие запуски сверхлегких ракет. Для этих целей они уже взяли в аренду участок на Канаверале, так называемый Space Launch Complex 20. Правда вывод с мыса - пока в отдаленных планах, все ближайшие запуски запланированы с Ванденберга.
"Первенцем" компании должна стать Alpha, которую они старательно разрабатывают и готовят к запуску - судя по их планам, он должен состояться в третьем квартале этого года. Причем на него сразу же заявлена немалая коммерческая нагрузка.
Ракета немаленькая - высота 29 метров, едва ли не в три раза больше, чем у Астры, цена - 15 миллионов долларов. Но она и гораздо более работоспособна - по плану должна выводить на низкую орбиту до тонны, и 600 кг на солнечно-синхронную орбиту.
В апреле ракету даже ставили на пусковую установку. Ждем, когда полетит.
Сейчас все для фирмы зависит от успеха или неудачи первого запуска. Если все пройдет удачно, то можно рассчитывать на стабильное финансирование, выход на прибыль по запускам и дальнейшее развитие.
В планах - создание Firefly Beta и Firefly Gamma - носителей "следующей генерации".
Нас ждет много интересного, так что не уходите с канала :)