Найти в Дзене
Просто о сложном

О маленьких и больших, часть 3

Оглавление

Продолжим обозрение рынка сверхмалых ракет.

Astra Rocket 3

Формально компания была образована в 2016 году, но на самом деле тут все хитрее, так как она "вобрала" в себя основанную в 2005 компанию Ventions. Эта компания посвятила себя исследованиям новых космических технологий - в частности, разрабатывала сверхмалые ТНА для ракетных двигателей, изучала новые материалы и т.д. Так что переход на новый уровень в данном случае вполне оправдан.

Astra Rocket 3 на пусковой установке. Фото из открытых источников
Astra Rocket 3 на пусковой установке. Фото из открытых источников

Их первые ракеты, названные без особых претензий Rocket 1.0 и Rocket 2.0 сразу были объявлены отладочными. Они слетали по разу, по суборбитальным траекториям, во время полета, судя по всему, в них сломалось все, что могло сломаться. Фирма, тем не менее, объявила эти пуски успешными - мол единственной целью был набор опыта, вот его и набрали полную кошелку.

К Rocket 3.0 они относятся уже гораздо более серьезно - именно на этой двухступенчатой ракете предполагается запускать на орбиту грузы до 150 кг. Тройка запускалась уже трижды, в последнем своем запуске (также традиционно объявленным успешным) ракета достигла высоты более 300 км и впервые вышла в космос, правда не добрав немного скорости до выхода на орбиту.

Запускаются ракеты с космодрома на острове Кадьяк, предполагается использовать и другие пусковые площадки.

Запуск Astra Rocket 3. Фото из открытых источников
Запуск Astra Rocket 3. Фото из открытых источников

Сейчас в компании идет активная работа по подготовке первого пуска с коммерческим грузом - он назначен на август этого года.

Эту ракету стоит признать рекордсменом в плане миниатюризации - ее высота всего 11 с половиной метров, она помещается в стандартный морской контейнер, а вся необходимая инфраструктура запуска - в три, стартовая команда - всего шесть человек (это технический персонал, а центр управления запуском и полетом находится в Сан-Франциско, в штаб-квартире компании).

Заявлено, что цена ракеты составляет всего два с половиной миллиона долларов. Фантастика, как по мне.

Delphin 3.0 - двигатель первой ступени. Целиком отпечатан на 3D принтере. Фото из открытых источников
Delphin 3.0 - двигатель первой ступени. Целиком отпечатан на 3D принтере. Фото из открытых источников

Как я уже говорил, первый коммерческий запуск предполагается в августе, заявленная пусковая программа достаточно велика, то есть без заказчиков они не останутся - еще бы, при такой-то стоимости.

В разработке уже Rocket 4 - с более мощными двигателями и с более высокой грузоподъемностью.

Firefly Alpha

Эта ракета начала разрабатываться в 2014 году фирмой Firefly Space Systems, основанной выходцем из SpaceX Томом Маркусиком. Очевидно, основатель фирмы был поклонником одноименного сериала. Однако это фирму не спасло, денег было мало, а после испытаний их первого двигателя на них подал в суд Virgin Galactic (неутомимый Маркусик успел поработать и на Брэнсона). Плагиата в разработках Светлячка в итоге не нашли, но в 2017 году фирма обанкротилась.

Однако, это не стало концом для ракеты - активы выкупил инвестиционный фонд Noosphere Ventures, после этого фирма была переименова в Firefly Aerospace и работа продолжилась.

Основным инвестором компании при этом стал украинский миллионер Максим Поляков, перенесший один из центров разработки компании в Днепр, то есть этот проект вполне можно считать американо-украинским. Правда сейчас какой-то активности на украинском направлении не заметно, все крутится вокруг их центрального офиса в Остине.

Фирма работает на нескольких направлениях, в частности они выиграли право на разработку роботизированного лунного лэндера для программы Артемида. Но основное в их деятельности на этом этапе - это разработка и последующие запуски сверхлегких ракет. Для этих целей они уже взяли в аренду участок на Канаверале, так называемый Space Launch Complex 20. Правда вывод с мыса - пока в отдаленных планах, все ближайшие запуски запланированы с Ванденберга.

SLC-20. Небольшой, но лиха беда начало. Фото из открытых источников
SLC-20. Небольшой, но лиха беда начало. Фото из открытых источников

"Первенцем" компании должна стать Alpha, которую они старательно разрабатывают и готовят к запуску - судя по их планам, он должен состояться в третьем квартале этого года. Причем на него сразу же заявлена немалая коммерческая нагрузка.

Ракета немаленькая - высота 29 метров, едва ли не в три раза больше, чем у Астры, цена - 15 миллионов долларов. Но она и гораздо более работоспособна - по плану должна выводить на низкую орбиту до тонны, и 600 кг на солнечно-синхронную орбиту.

"Светлячок" на старте. Концепт из открытых источников
"Светлячок" на старте. Концепт из открытых источников
Вполне реальное тестирование двигателей первой ступени в сборе. Фото из открытых источников
Вполне реальное тестирование двигателей первой ступени в сборе. Фото из открытых источников
Готовая ракета перед стыковкой ступеней. Фото из открытых источников
Готовая ракета перед стыковкой ступеней. Фото из открытых источников

В апреле ракету даже ставили на пусковую установку. Ждем, когда полетит.

Ракета в сборе. Фото из открытых источников
Ракета в сборе. Фото из открытых источников

Сейчас все для фирмы зависит от успеха или неудачи первого запуска. Если все пройдет удачно, то можно рассчитывать на стабильное финансирование, выход на прибыль по запускам и дальнейшее развитие.

В планах - создание Firefly Beta и Firefly Gamma - носителей "следующей генерации".

Как из Alpha сделать Beta. Концепт из открытых источников
Как из Alpha сделать Beta. Концепт из открытых источников
А это уже Gamma. Красота! Концепт из открытых источников
А это уже Gamma. Красота! Концепт из открытых источников

Нас ждет много интересного, так что не уходите с канала :)