Найти тему

Как работает память

Оглавление

Хотя понятие памяти интуитивно понятно каждому, мы не часто задаемся вопросом, что это такое на самом деле. Память состоит из трех основных процессов - запоминания, хранения и извлечения или использования собранной информации. Таким образом, исправление и укрепление памяти может относиться к каждому из этих элементов, потому что, как и в любой цепочке, память настолько сильна, насколько сильно ее самое слабое звено. Эти три процесса имеют отношение как к кратковременной, так и к долговременной памяти. 

Как выглядит процесс запоминания

С точки зрения биологии нервной системы, память - это создание связей между нейронами. Мозг постоянно получает, анализирует и обрабатывает раздражители. 

Как же получается, что мы не помним большинство лиц незнакомцев, мимо которых проходили несколько дней назад на улице, и прекрасно помним одно лицо из толпы, хотя и неизвестное? Почему так сложно вспомнить определенные факты, некоторые из них навсегда исчезают из памяти, а другие моменты запоминаются в мельчайших деталях?

Чтобы не быть ошеломленным огромной массой поступающей информации, мозг отбирает только ту, которая важна с нашей точки зрения. В противном случае, в раннем детстве, наши головы были бы заполнены повседневным ходом дня, воспоминаниями обо всех съеденных блюдах или людях, с которыми мы встречались. Следовательно, важна ли для нас данная вещь - это один из элементов, необходимых в процессе запоминания.

 

Эмоции - еще одна часть загадки памяти. Очень важная, хотя часто недооценивается. Фактически, мы запоминаем факты об эмоциональных отметках очень часто без труда и надолго. Достаточно вспомнить важное событие в жизни - часто вы не помните деталей, но легко можете вернуться к былым эмоциям и атмосфере момента.

 

Кроме того, способ получения данной информации, а также индивидуальные предрасположенности могут определять, легко ли мы вернемся к ней через какое-то время или скоро она будет забыта. Это потому, что эффективному запоминанию факта должно предшествовать его соответствующее восприятие. 

Достаточно вспомнить, как много мы помним из внимательно прочитанной книги, и как легко забыть содержание даже короткого сообщения, прочитанного в спешке.

 

Поэтому для того, чтобы запомнить данную информацию надолго, она должна быть важной, она должна быть доведена до нас и проанализирована соответствующим образом. Однако иногда, особенно при изучении большого количества несвязанного содержания, несмотря на соблюдение последних двух условий, нелегко вернуться к тому, что мы изучали. Это случается, когда полученная информация не используется (мозг «освобождает место» для новых данных) и, как правило, также, когда нам не хватает контекста. Вот почему так важно создавать ассоциации во время обучения (например, с помощью интелект-карт).