Это удивительно, но до 1983 г. особых притеснений со стороны властей на рок-тусовку не было. Однако именно в 1983 г. за андеграунд решили взяться серьезно. К этому моменту уже 2 года как в Ленинграде существовал рок-клуб, и, видимо, руководство страной уже сделало для себя какие-то выводы...
Причины "закручивания гаек"
На июньском Пленуме ЦК КПСС 1983 г. Константин Черненко выступает с докладом «Актуальные вопросы идеологической и массово-политической работы партии».
В докладе в частности критиковалась работа комсомола, указывалось на формальный подход в работе с молодежью, безучастность к их интересам. Говорилось о необходимости усилить и улучшить идейно-политическую работу. Логика была такая: молодежь никогда не жила при капитализме и не знает какого это, надо разъяснить ей! Цитата из доклада:
Но партия видит и негативные явления в молодежной среде. Беспокоят запоздалое гражданское становление и политическая наивность, иждивенчество некоторых молодых людей, их нежелание трудиться там, где это требуется обществу сегодня. Не может не тревожить стремление части молодежи выделиться не знаниями и трудолюбием, а дорогостоящими вещами, купленными на деньги родителей.
Но для нашего разговора имеет важность следующая цитата из речи Черненко, посвященная музыке:
Не все удовлетворяет нас и в таком популярном искусстве, как эстрадное. Нельзя, например, не видеть, что на волне этой популярности подчас всплывают музыкальные ансамбли с программами сомнительного свойства, что наносит идейный и эстетический ущерб.
Более тщательно следует подходить к отбору зарубежной духовной продукции, которую мы получаем по культурному обмену. Ведь известно, что наряду с произведениями содержательными к нам попадают фильмы, пьесы, издания, музыка, для которых характерны безыдейность, пошлость, художественная несостоятельность. Нельзя забывать, товарищи, что здесь для нас на первом месте должен быть не коммерческий, а политический подход.
Последствиями этого доклада стали:
- Борьба с самодеятельными рок-коллективами.
В июле 1983 г. выходит требование, что все зарегистрированные рок-группы должны пройти через проверку министерскими комиссиями, в которых обязаны участвовать Союз композиторов, музыкальная пресса и организаторы концертов. Группы должны вступать в рок-лабораторию в Москве и рок-клуб в Ленинграде, где их песни утверждали на "литовках".
В печати стали появляться статьи, разоблачающие «подрывную деятельность музыкальных групп, участники которых не имеют музыкального образования». Выступление на «квартирниках» и подобных самодеятельных концертах было приравнено к незаконной предпринимательской деятельности, нарушающей монополию компании Госконцерт, и грозило тюремным заключением.
2. Указ №361, изданный Управлением культуры г. Москвы 25 августа 1984 г. (скорее 1983 г.)
Этот приказ начинается словами:
В целях усиления борьбы с влиянием буржуазной идеологии и повышения идейно-художественного уровня репертуара самодеятельных ВИА, рок-групп и дискотек, организации действенного контроля за содержанием и качеством работы этих коллективов, рекомендуем ЗАПРЕТИТЬ проигрывание в г. Москве грампластинок, компакт-кассет, видеороликов, книг, плакатов и другой продукции...
Первый пострадавший
Первым и самым известным событием начала 1980-х гг. было дело против лидера группы "Воскресенье" Александра Романова. Его вместе со звукорежиссером Александром Арутюновым обвинили в спекуляции. Существуют две версии приходившего.
Первая рассказывает о том, что Романова и Арутюнова арестовали за проведение концертов, на которые они нелегально продавали билеты, а также за распространение своих музыкальных записей.
Вторая, которая мне кажется более правдивой, рассказана Сергеем Поповым, лидером группы "Жар-птица". Согласно ей привлекли участников группы "Воскресенье" за то, что звукорежиссер Арутюнов занимался изготовлением на дому музыкальных инструментов (синтезаторов, пультов и т. п) с использованием ворованной электроники с военных заводов.
На таких домашних мастеров, каким был Саша, шла настоящая охота, статья о частном предпринимательстве была «рабочей» статьей ОБХСС, а в самодельных усилителях, реверах, эквалайзерах всегда можно было найти детали, маркированные звездочкой: значит, ее своровали на военном предприятии, а это было очень серьезным преступлением, которое расследовалось или спецмилицией, или КГБ.
В рассказе Сергея Попова есть еще одна любопытная подробность о том, как он распространял альбомы своей группы "Жар-Птица":
Надо сказать, что сами альбомы мы довольно прилично оформляли, вкладывая в прозрачную пластиковую коробку даже тонированный постер. Три наших «Кометы-212» уже не справлялись с копированием мастер-лент, и тогда я нашел простой выход, устроившись в Службу быта и получив в свое распоряжение сразу несколько магнитофонов.
Александр Романов провёл под следствием 9 месяцев в Бутырской тюрьме (СИЗО № 2 г. Москвы) и 2 месяца в Серпухове. Его приговорили к 3,5 годам условно. А вот Арутюнова осудили на три года, которые он отбыл в колонии.
Позже, в интервью "Комсомольской правды" Романов характеризует это время так:
Я просто потерял какое-то время, но познакомился с любопытными персонажами. И еще научился писать заявления всякие в прокуратуру, когда боролся за свои гражданские права. Но и все. Творчества в тюрьме нет. Там с 6 до 11 играло радио, первая программа, какое там творчество? Ну мы в «Монополию» играли с ворами - вот и все творчество. Рисовали карточки, фишки лепили из мякиша, проводили время, развлекались...
На этом свой рассказ о событиях 1983 г. завершаю. Вопрос к знатокам, указ о запрете рок-групп был выпущен в 1984 (как пишут везде) или все-таки в 1983 г.? Какой смысл был ждать целый год? К тому же в статье в журнале "Советская культура" есть упоминание о неком приказе...