Найти в Дзене
Бортовой журнал kua1102

Велосипедист без спешивания на пешеходном переходе: повышение риска ДТП на математических примерах

Оглавление

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Есть мнение, что правила дорожного движения должны неукоснительно соблюдаться по той простой причине, что любая строчка в них писалась практических опытом и, к сожалению, опытом отрицательным. Целью данной статьи я вижу проведение разъяснительной работы с велосипедистами, а также водителями, базируясь на математических вычислениях. С общей риторикой можно спорить, а вот с точной наукой математикой - нет.

Что должен сделать велосипедист, подъезжая к пешеходному переходу?

Может вопрос и тривиален, да только многие хоть и знают на него ответ, но предпочитают "искать лёгкие пути". Так вот, ответ на него такой: "Перед тем, как пересекать пешеходный переход, велосипедист должен спешиться и переходить переход, ведя велосипед рядом с собой". Это требование появилось по той причине, что велосипед является транспортным средством. Поэтому в ПДД существует даже отдельный раздел "Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов" [1]. Пункт 24.8 гласит о том, что

"Велосипедистам и водителям мопедов запрещается пересекать дорогу по пешеходным переходам"

Т.е. для пересечения пешеходного перехода велосипедист должен превратиться в пешехода. Как? Спешиться с велосипеда.

Обратите внимание на образцовую семью велосипедистов - они пересекают регулируемый пешеходный переход правильно. Автор фотографии kua1102
Обратите внимание на образцовую семью велосипедистов - они пересекают регулируемый пешеходный переход правильно. Автор фотографии kua1102

Также не надо забывать про требования четвертого раздела ПДД "Обязанности пешеходов" [2]. Пункт 4.5 требует от пешехода оценки расстояния до приближающегося автотранспортного средства и только в случае безопасной возможности пересечения пешеходного перехода начинать своё движение по нему.

Почему велосипедисты не спешиваются с велосипеда?

А вот это более типичная картина, которая иллюстрирует велосипедиста, пересекающего пешеходный переход. Автор фотографии kua1102
А вот это более типичная картина, которая иллюстрирует велосипедиста, пересекающего пешеходный переход. Автор фотографии kua1102

Как бы банально это ни звучало, но в большинстве случаев, как мне кажется, велосипедистам просто лень спешиваться. А в случае курьеров, передвигающихся на велосипедах - это экономия времени, ведь заказ нужно доставить очень быстро.

Чем чреват переезд пешеходного перехода без спешивания?

Давайте, опять же, выйдем за пределы поверхностных рассуждений и манипуляциями пунктами ПДД. А поговорим, используя математические выкладки.

И водитель и велосипедист, в случае нерегулируемого пешеходного перехода, становятся заложниками, как ни парадоксально, правил дорожного движения, которые, с одной стороны, требуют от пешехода убедиться в безопасности перехода по пешеходному переходу, а от водителя - пропустить пешехода, если он начал движение по переходу.

1. Подход к нерегулируемому пешеходному переходу плохо просматривается из-за зелёных насаждений летом

Вариант сугробов не буду рассматривать, т.к. зимой велосипедисты - это скорее исключение. А вот летом таких переходов - достаточно полно. Один из них - на фотографии ниже. Как видите, если ехать по крайней правой полосе, то пешеходная дорожка вообще не просматривается из-за кустов и кто готовится перейти переход - не видно.

Классический пример пешеходного перехода - ловушки для водителя. Что происходит рядом с пешеходных переходом на дорожке не видно из-за зелёных насаждений. Автор фотографии kua1102
Классический пример пешеходного перехода - ловушки для водителя. Что происходит рядом с пешеходных переходом на дорожке не видно из-за зелёных насаждений. Автор фотографии kua1102

Ширина пешеходной дорожки, согласно ГОСТ 33150-2014 "Проектирование пешеходных и велосипедных дорожек" [3] , если она состоит из двух полос движения и более, должна составлять не менее 0,75 метра на одну полосу. А минимальная ширина однополосной пешеходной дорожки должна быть не менее одного метра (п. 5.4 ГОСТ 33150-2014). Далее предположим, что по стороне дорожки, ближайшей к автомобильной дороге, идёт сначала пешеход, затем велосипедист и каждый из них собирается пересечь на проезжую часть по пешеходному переходу. Пешеход пешком, а велосипедист - на велосипеде, соответственно.

Таким образом, чтобы стать препятствием для движущегося автомобиля, объект (пешеход или велосипедист) должны пересечь половину пешеходной дорожки (0,375 м), а также половину автомобильной полосы (ширина полосы составляет примерно 3 метра для данной четырёхполосной дороги, поэтому половина расстояния - это 1,5 метра). Таким образом, объект преодолевает расстояние в 1,875 метра. Скорость пешехода - около 4 км/ч (или 1,111 м/с), а скорость велосипедиста - 10 км/ч (т.к. на большей скорости не получится с пешеходной дорожки свернуть на пешеходный переход). Или 3,333 м/с. Таким образом, на преодоление расстояния в 1,785 метра потребуется:

  • Пешеход - 1,69 секунды
  • Велосипедист - 0,56 секунды

Для автомобиля на этом участке разрешенная скорость - до 40 км/ч. Величина тормозного пути при условии сухого асфальта на такой скорости составляет около 9 метров. А какое расстояние успеет проехать автомобиль с того момента, как объект (пешеход или велосипедист) начнут своё движение с пешеходной дорожки до середины полосы? В случае пешехода автомобиль, двигаясь со скоростью 40 км/ч проедет 18,78 метров, а в случае велосипедиста - 6,22 метра.

Совершенно очевидно, что даже если автомобилист из-за стены зелёных насаждений не будет видеть начальный выход пешехода по направлению к пешеходному переходу, то у автомобилиста есть примерно 20 метров, чтобы начать предпринимать какие-то действия, которые бы предотвратили ДТП. В случае велосипедиста, неожиданно выскакивающего на пешеходный переход, в оговорённых выше условиях, шансов предотвратить ДТП нет.

2. Сложность оценивания автомобилистом момента начала торможения

Обожаю приводить в пример вот этот пешеходный нерегулируемый (!) переход.

Нерегулируемый пешеходный переход в нашем городе. Автор фотографии kua1102
Нерегулируемый пешеходный переход в нашем городе. Автор фотографии kua1102

Здесь регулярно происходят происшествия с пешеходами, но ничего не меняется и этот переход по-прежнему остаётся нерегулируемым. Причины ДТП на нём следующие:

  • рядом находятся остановки общественного транспорта
  • автомобильная дорога имеет шесть полос
  • разрешенная скорость - до 60 км/ч

Благодаря этим особенностям здесь всегда активный траффик пешеходов, а сам проспект является одной из самых оживлённых улиц. Общая ширина улицы в этом месте составляет примерно 20 метров. Этот путь велосипедист, разогнавшись до 15 км/ч (а здесь ему легко разогнаться до такой скорости), пересекает за 4,8 секунды. Округлим до пяти секунд. Водители же на этом участке не всегда соблюдают даже ограничение скорости в 60 км/ч. Но даже если ехать с предельно разрешенной скоростью 60 км/ч, тормозной путь составит 36 метров. Т.е. как минимум за 36 метров до перехода водитель должен обнаружить велосипедиста. Также не надо забывать,что за эти 5 секунд автомобиль проедет 83 метра. Поэтому "требуемая дальность обнаружения помехи" всё больше увеличивается.

Кто-то говорит, что это даже хорошо, что велосипедист не спешивается - его лучше видно. Это крайне ошибочная точка зрения, т.к. самым значимым является в данном случае момент обнаружения готовящегося пересекать пешеходный переход объекта (пешехода, велосипедиста, моноколесиста и т.п.). И в силу повышенной мобильности велосипедист существенным образом снижает то время, которое есть у водителя для применения экстренного торможения. Поэтому на двухполосной дороге внезапно выскочивший велосипедист на переходе - это почти всегда ДТП.

И не устаю напоминать о двоякости требований ПДД - на нерегулируемом переходе пешеход должен убедиться, что автомобиль находится на безопасном расстоянии, а водитель - снизить скорость. Если водитель ответственный, то он всегда будет снижать скорость перед переходом. А есть водитель ситуативный, таких большинство - головой повертел, не обнаружил готовящегося переходить пешехода, скорость снижать не буду. А там вместо пешехода более мобильный объект (велосипедист, моноколесист и т.п.). И всё. Почти все судебные решения - обвинительные для автомобилиста в случае ДТП.

Другие мои статьи

Научно о том, почему в районе сосредоточения пешеходов скорость не должна быть выше 30 км/ч

Рассмотрение судебной практики по поводу ДТП автомобиля с велосипедистом на пешеходном переходе

Список источников

1. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2709/f4bc69696d2f64b2318aa07f83412714797b7fea/

2. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2709/1736bcf22f8e05f9d3db535f6d084651bad887a4/

3. https://docs.cntd.ru/document/1200123908

С уважением, Юрий (kua1102)