Впечатлившись промысловыми деревнями Вьетнама во время своего большого тура по этой стране, я захотел найти такие же в России и начал изучать теорию.
Однако оказалось, что с такими вот ремесленными поселениями в нашей стране совсем грустно.
Основываясь на своих находках, я сделал такой вывод. У нас либо остались старинные промыслы, которые в основном производят сувенирную продукцию, вроде лаковой миниатюры, матрешек, дымковских игрушек и хохломы.
Либо второй вид - это появляющиеся сейчас деревни-производства, вроде деревни сыроварения или виноделия.
Они, конечно, очень интересны, но пока ещё не имеют никакой исторической и культурной ценности. Такие места появляются исключительно силами наших талантливых и целеустремленных предпринимателей. Но по сути их нельзя назвать промысловыми деревнями, потому что все они развиваются вокруг чьего-то одного частного бизнеса.
И получается, что в основном у нас производят только сувениры. Каких-то предметов, которые активно бы использовались в быту и при этом производились вот в таких деревнях в глубинке, я не нашел.
Во Вьетнаме, напротив, промысловые деревни - это самое настоящее путешествие в историю, традиции и культуру. В некоторых из них ничего не менялось уже сотни лет и традиции ручного труда сохранились практически в первозданном виде.
При этом товары, которые они делают, используются по всей стране.
Вот, например, деревня гончаров Батчанг
Если вы прилетите во Вьетнам и в каком-то кафе или ресторане возьмете в руки пепельницу, то перевернув ее, увидите не "мейд ин чайна", как у нас. Скорее всего, там будет написано "сделано в Батчанге".
Или вот другая деревня, где изготавливают знаменитые конические шапки и продают на всю страну. Их тоже до сих пор используют в повседневной жизни.
Бывают и поселения, в которых делают определенную еду. У нас-то в Туле пряники все уже на фабриках производят, а во Вьтенаме, например, знаменитый местный рыбный соус сквашивается в рыбацких деревнях на задних дворах обычных граждан.
Вообще чего только не производят у них в деревнях.
Из тех, что я видел сам, список получится ого-го: деревни гончаров, вышивальщиков, производителей шелка, рисового вина, резьбы по дереву и даже поселок кокосовых конфет.
И вот с точки зрения сохранения традиций все это выглядит просто фантастически. Люди имеют возможность заниматься тем, чему их учили бабушки, которых, в свою очередь, научили их бабушки, и это потрясающе.
Но вот дальше в размышлениях про эти самые промысловые деревни попадаешь в тупик. С культурной-то стороны, да глазами туриста, оно все выглядит феноменально и пронизывает восторг от того, как здесь сохраняются традиции.
Но с другой стороны, роскоши среди жителей вьетнамских промысловых деревнях не видно. И товары их покупают потому, что они дешевле, чем наштампованные на фабриках соседнего Китая.
Возникает вопрос: занимаются ремеслами эти люди из любви к своему делу или от безвыходности?
В идеальном мире ручной труд и традиции бы конечно ценились, но наш мир пока от этого далек. И если причина существования таких деревень все же не в культуре, а в безысходности, тогда наверное, оно и к лучшему, что у нас часть ручных ремесел забыта, а люди покупают фабричные китайские товары. Но в то же время это неимоверно грустно, когда понимаешь, что традиции уходят в прошлое.