Продолжаем наш статейный сериал о первой женщине-правительнице Русского государства - княгине Ольге. Прежде чем мы дадим ответ на вопрос, так сколько же святых потомков было у Ольги, мы расскажем о наиболее известных из них. Про кого-то вы, однозначно, читали, чье-то имя, возможно, слышали, а некоторые точно станут для вас открытием.
Несмотря на то, что у нее был всего один сын, Ольга стоит у основания династии Рюриковичей, правившей Русью с IX по XVI века. Эта династия дала много выдающихся государственных деятелей, укреплявших и защищавших Русскую землю.
Ольга (?-969) и ее внук Владимир (ок. 960 г. - 15 июля 1015 г.) стали первыми русскими равноапостольными святыми, так как благодаря их деятельности Русь приняла христианство, в его византийском, православном варианте, и влилась в общий процесс исторического развития стран Европы.
Сыновья кн. Владимира Борис и Глеб, вероломно убитые в 1015 г. в борьбе за власть своим братом Святополком, были первыми князьями страстотерпцами, принявшими смерть ради недопущения междоусобной войны.
Другой сын Владимира князь Ярослав Мудрый (около 980-1054) прославился как государственный деятель, строитель каменного Софийского собора в Киеве и инициатор строительства собора Софии – Премудрости Божией в Новгороде, собиратель первой русской библиотеки и учредитель первого свода законов «Русской Правды». Он и многие последующие русские правители канонизированы церковью в чине благоверных святых князей. Среди них князь Андрей Боголюбский (между 1120 и 1125 – 1174), способствовавший укреплению православия, строивший храмы, стремившийся к централизации государственной власти. В период монголо-татарского ига он перенес столицу Руси из Киева во Владимир.
В наше время в России особо почитаем св. кн. Александр Невский (после 1219/20–1263), потомок св. Ольги в девятом поколении. Он прославился победами над немецкими и шведскими рыцарями, вторгавшимися на русские северные земли. Александру Невскому пришлось вести сложную дипломатическую работу на востоке, предупреждая возможные нашествия из Золотой Орды.
Некоторые князья Рюриковичи пострадали в Орде и прославлены как мученики за веру. Одними из первых стали кн. Михаил Черниговский (1179-1246) и боярин Федор, жестоко убитые в Орде за отказ выполнить предписанные языческие ритуалы. У них была возможность бежать, но за этим последовала бы месть всему народу. Кн. Михаил сказал: «Спасая себя, не спасу Русь», и оба приняли мученическую смерть. В этом же чине канонизирован Михаил Тверской (1271-1318), погибший в Орде в результате междоусобных интриг князей.
Супруга кн. Михаила Тверского кнг. Анна Кашинская (1280-1368) канонизирована в чине преподобных. Это высший чин святости. Его также удостоены Евфросинья Полоцкая (ок. 1104 – 1173) и Евфросинья Суздальская (1490-1542), принявшие монашеский чин. В лике святых прославлены и другие женщины династии Рюриковичей.
Среди наиболее известных святых князей Рюриковичей Даниил Московский (1261-1303), основатель Московского княжества, и Дмитрий Донской (1350 -1389), одержавший решающую победу на поле Куликовом в борьбе с монголо-татарскими захватчиками Русской земли.
Мы привели примеры разных чинов святости: равноапостольные, страстотерпцы и мученики, благоверные, преподобные. Само слово преподобный означает «уподобившиеся Богу», приблизившиеся к Богу, достигшие духовно-нравственного совершенства. В этом чине канонизируют монахов, отказавшихся от соблазнов мирской жизни. Среди них был преподобный и благоверный князь Олег Брянский (1245-1289 или1307); он отказался от княжеского правления, принял постриг, посвятил свою жизнь Богу и молитвам за Русь.
Но князья по своему рождению должны править, воевать, защищая свой народ, вершить суд, наказывать преступников и прочее, поэтому было бы неправильно ожидать от них смирения, послушания, кротости и других качеств, доступных монашествующим. Исторический процесс очень сложен и противоречив. Средние века – это время междоусобиц, борьбы за власть, коварства, отсутствия братолюбия. Почему же Церковь канонизировала князей воинов? Ответ прост: потому что Рюриковичи защищали землю русскую, отстаивали ее независимость, выбор православной веры, свой самобытный путь исторического развития.
Основная ветвь династии Рюриковичей закончилась правлением канонизированных Церковью Федора Иоановича (1557-1598) и гибелью царевича Димитрия (1582-1591) - сыновей Ивана Грозного. Были святые князья и в боковых ветвях династии, поэтому цифры могут разница. Но какую бы цифру мы не называли, все святые Рюриковичи – потомки св. равноапостольной княгини Ольги! Есть ли еще такой удивительной пример династийной преемственности служения своему народу и вере! И это тоже вклад княгини Ольги в нашу российскую историю.
Правившая Россией с 1613 по 1917 гг. династия Романовых всячески подчеркивала свою связь и преемственность по отношению к династии Рюриковичей. Что касается кнг. Ольги, то шесть женщин династии Романовых носили это имя. Последняя из них великая княжна Ольга Николаевна (1895-1918), прославлена в лике святых страстотерпцев со всей императорской семьей имп. Николая II, расстрелянной в Екатеринбурге в 1918 г. В последние предреволюционные годы в России строились многочисленные храмы в честь св. кнг. Ольги, создавались Благотворительные общества ее имени, был учрежден орден св. кнг. Ольги, восстановленный в 1988 г.
Итак, время для подведения итогов и ответа на самый главный вопрос: около 150 святых князей Рюриковичей являются потомками св. княгини Ольги. Представляете?!
Если вам понравился материал, не забудьте поставить лайк.