Российская экономика в значительной степени контролируется государством. Кроме законов, влияющих на экономику, существует очень большое количество предприятий, фактически являющихся государственными. По оценкам Федеральной антимонопольной службы еще в 2018 году доля государства в экономике России превысила 50%. Предлагаю цитату Игоря Артемьева, руководителя этой службы:
“Ситуацию во многих регионах я бы назвал экономическим феодализмом. Нет ни частного сектора, ни капиталистических отношений, а есть вассалы и князья – госаппарат, который вмешивается в частный бизнес".
Конечно, расчеты зависят от методологии. В последнем отчете МВФ только треть экономики РФ признали государственной из-за того, что они не брали в учет дочерние компании двадцати крупнейших контролируемых государством нефинансовых компаний. Зато в 2014 году, например, считали иначе, и тогда доля государства в экономике составила аж 70%. В общем, присутствие государства в экономике РФ очень велико, и это важный фактор развития многих сфер жизни.
Как выглядит государственный сектор
Принято считать, что государственный сектор экономики – это предприятия, которые находятся у государства в собственности и управляются либо государственными органами, либо лицами, назначенными этими органами.
Но есть еще большое количества «квазигосударственных» организаций и компаний, которые также необходимо учитывать. Это различные формы прикрытия, под которыми существует госсобственность.
Виды предприятий
1. Госкомпании — это некоммерческие организации, по сути, без своей собственности.
2. Акционерные общества со стопроцентным госучастием. Например, «Россельхозбанк» или «Российская венчурная компания».
3. Обычные акционерные общества, в которых крупнейший пакет принадлежит государству. Такие как «Роснефть», ВТБ, Сбербанк и так далее.
Если посчитать все виды компаний, то доля госсектора в экономике РФ будет огромной.
Сколько же в РФ госпредприятий?
И главное – точно сказать, сколько всего существует аффилированных с государством предприятий невозможно. Даже в Счетной палате не могут их посчитать, в чем недавно признались. Это уже терминальная стадия бардака.
Эти данные, на самом деле, должны содержаться в трех источниках: в Росстате, в Федеральной налоговой службе и в Единой системе управления государственным имуществом от Росимущества. Но у всех этих источников разные данные. Если даже Счетная палата не может определить, сколько в России связанных с государством предприятий, то это действительно сложно сделать.
Итог
Такие предприятия создаются особым федеральным законом под конкретные нужды. Государство передаем им имущество и землю и требует выполнения вполне определенных задач. Но РФ все устроено наоборот: государство выполняет обязательства перед компаниями, а взамен, может вообще ничего не получить.
Это очень опасное явление, которое приносит много вреда благосостоянию населения и выгодно только определенным заинтересованным лицам. Как такие предприятия работают и как можно исправить ситуацию, я расскажу в следующих текстах.