Найти тему
газета "ИСТОКИ"

«Войлокфест – 2021». Итоги конкурсной выставки

31 июля в выставочном зале «Ижад» Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова завершается Республиканский открытый фестиваль художественного войлока «Войлокфест», посвящённый VI Всемирной фольклориаде.

Главным мероприятием фестиваля стала конкурсная выставка – концептуально-художественный проект, который призван был объединить народных мастеров, молодых и профессиональных художников Республики Башкортостан, работающих в художественной обработке войлока, в одном творческом пространстве. Участниками конкурсной выставки выступили авторы из Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Уфы, Стерлитамака, Нефтекамска, Сибая, Белорецка, Кумертау, Благовещенска, Межгорья, Октябрьского, Дюртюлей, Ишимбая; Абзелиловского, Аскинского, Кушнаренковского, Кармаскалинского, Зианчуринского и других районов Республики Башкортостан.

Учредителем и организатором конкурса стала Детская художественная школа № 2 г. Уфы. Идея проекта принадлежит преподавателю и методисту школы Ляйсан Гильмановой, ставшей его куратором. Проект был реализован совместно с Башкирским государственным художественным музеем им. М.В. Нестерова, а его руководство осуществляла искусствовед, заместитель директора Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова по научной работе, заслуженный деятель искусств РБ Светлана Игнатенко.

Помимо конкурсной выставки, в дни Фестиваля была реализована большая культурно-образовательная программа: творческие встречи, лекции и презентации, мастер-шоу и мастер-классы, а также главное мероприятие – фольклорный праздник по воссозданию обычая коллективного войлоковаляния «Кейез басыу омэхе».

-2

Недавно, в завершение конкурсной программы, состоялась торжественная церемония награждения победителей конкурсной выставки фестиваля, с видеопрезентацией работ участников.

В состав жюри были приглашены известные деятели культуры и искусства, специалисты по художественному войлоку и декоративно-прикладному искусству. Возглавил жюри заслуженный художник РБ, член Союза художников России, член Союза дизайнеров России, художник по войлоку, график, живописец, педагог, профессор, руководитель Центра художественного войлока и декан художественно-графического факультета Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы Талгат Масалимов.

Экспозицию конкурсной выставки составили более 140 лучших художественных произведений из войлока 56 авторов в категориях «Профессионал», «Народный мастер», «Молодой художник» в номинациях: «Предметы интерьера», «Предметы одежды и аксессуары», «Арт-объекты, куклы и игрушки».

Гран-при конкурса заняли художники из Стерлитамака Гузель Мухамедьярова и Вера Мухаметдинова за войлочные панно «Колыбель» и «Солнцеворот». Члены жюри по достоинству оценили эти работы, отражающие древнюю традицию тюркских народов – организацию интерьера кочевнической юрты.

Лауреатами I, II и III степени категории «Профессионал» в номинации «Предметы интерьера» стали Ольга Литвиненко (Стерлитамак), Ляйсан Гильманова (Уфа), Ольга Севостьянова (Екатеринбург), Виталий Шаповалов (Межгорье) и Гузэлия Шембергер (Октябрьский).

Монументальное полотно Ольги Литвиненко «Радуйтесь!», раскрывающее нравственно-философские темы и красоту, сохраняет «каноническую» традицию символа для обобщения пластики форм, силуэт и ритмику линий. Введённый в композицию цвет уместен и деликатен.

Яркий и насыщенный по цветовому контрасту триптих «Кускар» Ляйсан Гильмановой с использованием двойной тамбурной вышивки, текстильной пластики и инкрустации, привлекли внимание не только профессионалов, но и любителей этого прекрасного вида войлочного творчества.

Тема православия легла в основу панно «В вечности» Ольги Севостьяновой. Смешение техник: войлочное валяние, аппликация, стёжка, позволило автору «живописно» воплотить иконографический образ в декоративно-прикладном искусстве.

Степная тема и древние легенды воплощены в войлочных композициях «Вечереет» и «Запуталась» Виталия Шаповалова. Мастерское смешение различных материалов: шерсти, фетра, сухих стеблей растения чия, владение техникой фелтинг, дало автору безграничные возможности в достижении авангардной интерпретации образа.

Философская тема прошлого башкирского народа своеобразно выражена в монументальном панно «Колесо жизни» Гузэлии Шембергер.

-3

Лауреатами I, II и III степени категории «Профессионал» в номинации «Предметы одежды и аксессуары» стали Динара Гарифуллина (Уфа), Елена Литвиненко (Стерлитамак), Наталья Моисеева (Уфа) и Елена Широкова (Уфа).

Изысканностью оттенков зелёного цвета покоряет зрителя войлочное пальто «Зелёный мох» Динары Гарифуллиной.

Различные материалы и техники для создания дамских сумочек использовали в войлочном творчестве экспоненты. Так, сумка «Стерля» Елены Литвиненко, выполненная в стиле этнического авангарда, помимо шерсти, гармонично объединила современные материалы – медь и горячую эмаль. А в сумке Елены Широковой «Мозаика», выполненной в технике фильцевания и иглопробивного ткачества, удачно и стильно соединились текстиль и непряденые шерстяные волокна.

Пальто «Белый иней» Натальи Моисеевой продемонстрировало выразительность фактуры и особую ценность белого войлока (ак кейез).

Лауреатами I степени категории «Профессионал» в номинации «Арт-объекты, куклы и игрушки» стали Ляйсан Гильманова (Уфа) и Ольга Литвиненко (Стерлитамак).

В своей пространственной композиции «Солнцеворот» Ляйсан Гильманова, используя шерсть и шифон, посредством смешанной техники, представила объёмный арт-объект в виде затейливого природного мотива.

-4

Кукольная композиция «Рождественский вертеп» Ольги Литвиненко, представляющая сцену Рождества из объёмных войлочных персонажей, отличается не только предельной выразительностью, но и сохраняет в своём пластическом решении традиции русской народной игрушки.

Лауреатами I, II и III степени категории «Народный мастер» в номинации «Предметы интерьера» стали Фарида Хуснитдинова (с. Аскино, Аскинский район РБ), Зульфира Махиянова (д. Искаково, Абзелиловский район РБ) и Людмила Камнева (Уфа).

Мастерство Фариды Хуснитдиновой в сухом войлочном валянии сродни наивному искусству, основанному на народном творчестве, свободе в выборе тем, сюжетов и образов. Изображая малую родину в произведениях «Аскинские пчёлы», «Золотая осень в родной деревне Упканкуль» и «Аскинский лес», автор передаёт завораживающую красоту осеннего леса с бредущим медведем, дворы сельчан с деревянными постройками и богатым пчелиным хозяйством. Колорит её панно светлый, тёплый, жизнеутверждающий.

Мастерское использование традиционных мотивов представлено в работах «Орнаментальные мотивы» Зульфиры Махияновой и «Цветочная поляна» Людмилы Камневой.

-5

Лауреатами I и II степени категории «Народный мастер» в номинации «Предметы одежды и аксессуары» стали уфимские художники Ксения Татаринова и Наталия Зарипова.

Изысканные кулоны «Лунница», «Кольцо Одина», «Лебедь» Ксении Татариновой, выполненные в технике фильцевания, а также «Шарф с тюльпанами» и марийская мужская шапка «Теркупш» Наталии Зариповой представляют ещё одну дизайнерскую грань в области войлоковаляния.

Лауреатом II степени категории «Народный мастер» в номинации «Арт-объекты, куклы и игрушки» стала уфимский художник Наталья Губина, представив зрителю забавную войлочную игрушку «Щенок Барбоскин».

Лауреатами I, II и III степени категории «Молодой художник» в номинации «Предметы интерьера» стали Гузель Магафурова (Белорецк), Анита Вилянова, Роза Зайнутдинова и Юлия Фролова (все из Стерлитамака), Елена Азалиева и Алия Исламгулова (все из Уфы), Ксения Алексеева, Адиля Галиева и Алёна Халтурина (все из Уфы).

Предметы интерьера башкирского убранства ярко представлены в монументальных композициях Гузель Магафуровой (панно «Приданое»), Елены Азалиевой и Алии Исламгуловой (панно «Благодать»).

В разной образной выразительности решены диптих «Город-2018» Аниты Виляновой и Розы Зайнутдиновой и триптих «Древо жизни» Елены Азалиевой и Алии Исламгуловой. В первом случае это кипучая городская жизнь, с пересечениями улиц и трамвайных линий, возвышающейся среди жилых домов белокаменной церкви, спешащих горожан; в другом – деревья, птицы и животные, представленные в геометрической форме кускаровского элемента.

Лауреатами I, II и III степени категории «Молодой художник» в номинации «Предметы одежды и аксессуары» стали Татьяна Ибрагимова (Санкт-Петербург), Альбина Хайруллина (Уфа) и Дарья Пугач (Нефтекамск).

-6

Традиционный национальный костюм, решённый как в старинном, так и в современном стиле, нашёл своё воплощение в войлочных произведениях Татьяны Ибрагимовой (жилет «Казанская мозаика») и Дарьи Пугач (комплект «Современное этническое платье с сумкой»).

Интересны также по дизайну и цветовой гамме комплекты одежды и аксессуаров в технике нуновойлок уфимских мастеров Ангелины Рощиной («Пава»), Альбины Хайруллиной («Сафари») и художника из Кумертау Марии Салимовой («Очей очарованье»).

Несколько участников конкурса были награждены дипломами.

Обладателем «Диплома за приверженность традициям войлочного валяния и создание образа просветителя, мыслителя, поэта Мифтахетдина Акмуллы» стал Габдулла Ахметшин – известный в республике и за её пределами как педагог-художник, живописец, график, фотохудожник и прикладник, музыкант и поэт. В рамках этой выставки с художником состоялась творческая встреча, на которой для слушателей была прочитана лекция «Образы фольклора на войлоке», с демонстрацией художественных произведений из войлока, созданных педагогом-художником и его учениками Детской художественной школы Благовещенска РБ. Встреча сопровождалась блистательной игрой автора на традиционных музыкальных инструментах: кубызе, курае и гармошке. Его интерес к национальной поэзии вылился в создание ряда войлочных произведений, в том числе и панно «Акмулла».

Элементы коллажа и фильцевания использует в своём творчестве художник из Нефтекамска Земфира Гилязова, создав космическое пространство в панно «Союз земли и неба» и введя ностальгирующие элементы быта в композиции «Мамины серёжки». За эти произведения автор была награждена «Дипломом за синтез традиций и новаторства в искусстве художественного войлока и мифопоэтичность образа».

-7

Таинственен и загадочен сюжет в войлочной композиции «Млечный путь» Алии Ишмухаметовой, за которую мастер была удостоена «Диплома за креативность в решении художественного образа».

Уфимский художник Ольга Серебренникова, тяготея к «мифологическому авангарду», дала неожиданный простор своей творческой фантазии и воображению. Так, в панно «Древо», представляющем четыре времени года, за которое автор была награждена «Дипломом за креативность в использовании нетрадиционных приёмов в искусстве художественного войлока», мастер использует как традиционные, так и современные техники, приёмы и материалы.

Тема, связанная с национальными традициями, обычаями и культурой башкирского народа ярко отразилась в произведении «Курай» Резеды Шагиевой, за которую уфимский мастер получил «Диплом за живописность в решении художественного образа».

За войлочные кулоны «Цветочное узорочье» в технике фильцевания, уфимский художник Флорида Имангулова была награждена «Дипломом за гармонизацию формы и традиционных мотивов».

«Дипломом за верность традиции и творческий подход в создании сувениров из войлока» была удостоена уфимский художник Альбина Тухватуллина за миниатюрные композиции, воссоздавшие башкирский быт (сувенир «Курай моны», броши-сувениры «Юрта» и «Сундук»).

Во время церемонии были озвучены также обладатели «Специальных Дипломов БГХМ им. М.В. Нестерова» и «Благодарственных писем», учреждённых решением членов жюри, представителей музея в лице Светланы Игнатенко и Валентины Сорокиной.

Фото: Марат Сарманаев, Ляйсан Гильманова и автор

Автор:Ольга ПОЛЕНОК

Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!

Присоединяйтесь к нам в нашей группе в Вконтакте и Facebook