С 29 июля в Музее природы работает выставка «Человек, обманувший пчелу», посвященная памяти уникального вологодского художника-таксидермиста Николая Николаевича Кочина, делавшего чучела птиц, зверей и многочисленные композиции диких северных цветов, неотличимые от живых.
«Однажды на его сизые колокольчики села пчела и стала искать мед. Она могла сесть случайно. Однако пчела перепорхнула на краснопенный кипрей, на гусиный лук, засовываясь внутрь цветков, тыкаясь жальцем, искала мед. Вот и пришла она, та минута, на которую было потрачено столько лет, поисков и труда…один человек сотворил маленькое чудо!» – так писал Виктор Астафьев об этом удивительном человеке, который всю свою жизнь отдал природе и сохранению ее красоты.
Мы уже писали о нём самом, а теперь хотим рассказать о том, как же делаются такие чудеса.
В основе лежит работа с самыми простыми материалами: проволока, бумага, ткань, лыко, нити, воск, папье-маше, воск, глина, клей ПВА, краски, манная крупа, пенопласт.
Сначала художник делает каркас из проволоки. Для небольшого растения, например кислицы, берется самая тонкая проволока, если растение крупнее – кипрей, ирис, – берется проволока потолще. В основе почти каждого листа, веточки, цветка есть небольшой фрагмент проволоки, который одним концом навит на проволоку главного стебля.
Затем делаются листья. Материал и техника изготовления определяются спецификой строения листа натурального растения. Так, на исполнение тонкого упругого листа печёночницы идет окрашенная вощеная бумага, бархатистых листьев вероники дубравной – окрашенная вощеная ткань, длинных жестких листьев злаков, осок, ириса – окрашенное лыко.
Лист наклеивается на проволочку кусочком папиросной бумаги. Если листья на черешках, то они вместе с веточками и основным стеблем аккуратно обматываются полосками папиросной бумаги, окрашенной в нужный цвет. На поверхность листа наносится тиснение жилок.
Далее изготавливаются цветки. Так, цветки пролески, ириса выполнены из ткани необходимого цвета, если нужно подкрашенной.
У латука татарского лепестки из бумаги, а тычинки из окрашенных ниточек, причем на каждой тычинке приклеенным комочком манной крупы выполнен пыльцевой мешок. Из манной же крупы выполнена корзинка поповника, окруженная лепестками из ткани.
У одуванчика лепестки сделаны из окрашенной папиросной бумаги. Каждый цветок крепится на проволоку и ее концом приматывается к проволоке стебля.
Для изготовления плодов используется окрашенный пенопласт или глина. Каждая ягодка насаживается на проволоку и прикрепляется ею к стеблю.
Но все это только сухие слова... Лишь внимательно рассматривая произведения Николая Николаевича Кочина, начинаешь понимать, какой колоссальный труд, глубокие знания окружающего мира, большую любовь к природе и к своему труду вложил художник в свои замечательные произведения.
В фондовых коллекциях музея-заповедника хранится 1666 предметов, выполненных его руками, – 1605 растений и 61 чучело. Именно с этих знаковых экспонатов и начиналась нынешняя естественнонаучная экспозиция. Черника и мать-и-мачеха, заячья капуста и кувшинка, синица и ласка – замершее прекрасное мгновение встретит вас на выставке в Музее природы.
В. Горькавый