Найти тему

Человек, обманувший пчелу

С 29 июля в Музее природы работает выставка «Человек, обманувший пчелу», посвященная памяти уникального вологодского художника-таксидермиста Николая Николаевича Кочина, делавшего чучела птиц, зверей и многочисленные композиции диких северных цветов, неотличимые от живых.

Кочин Н.Н. Цветок. Заячья капуста. 1960–1977 гг. Из собрания ГВСМЗ
Кочин Н.Н. Цветок. Заячья капуста. 1960–1977 гг. Из собрания ГВСМЗ

«Однажды на его сизые колокольчики села пчела и стала искать мед. Она могла сесть случайно. Однако пчела перепорхнула на краснопенный кипрей, на гусиный лук, засовываясь внутрь цветков, тыкаясь жальцем, искала мед. Вот и пришла она, та минута, на которую было потрачено столько лет, поисков и труда…один человек сотворил маленькое чудо!» – так писал Виктор Астафьев об этом удивительном человеке, который всю свою жизнь отдал природе и сохранению ее красоты.

Кочин Н.Н. Колокольчик персиколистный. 1960–1977 гг. Из собрания ГВСМЗ
Кочин Н.Н. Колокольчик персиколистный. 1960–1977 гг. Из собрания ГВСМЗ

Мы уже писали о нём самом, а теперь хотим рассказать о том, как же делаются такие чудеса.

В основе лежит работа с самыми простыми материалами: проволока, бумага, ткань, лыко, нити, воск, папье-маше, воск, глина, клей ПВА, краски, манная крупа, пенопласт.

Сначала художник делает каркас из проволоки. Для небольшого растения, например кислицы, берется самая тонкая проволока, если растение крупнее – кипрей, ирис, – берется проволока потолще. В основе почти каждого листа, веточки, цветка есть небольшой фрагмент проволоки, который одним концом навит на проволоку главного стебля.

Кочин Н.Н. Мать-и-мачеха. 1960–1977 гг. Из собрания ГВСМЗ
Кочин Н.Н. Мать-и-мачеха. 1960–1977 гг. Из собрания ГВСМЗ

Затем делаются листья. Материал и техника изготовления определяются спецификой строения листа натурального растения. Так, на исполнение тонкого упругого листа печёночницы идет окрашенная вощеная бумага, бархатистых листьев вероники дубравной – окрашенная вощеная ткань, длинных жестких листьев злаков, осок, ириса – окрашенное лыко.

Кочин Н.Н. Печеночница. 1960–1977 гг.
Кочин Н.Н. Печеночница. 1960–1977 гг.

Лист наклеивается на проволочку кусочком папиросной бумаги. Если листья на черешках, то они вместе с веточками и основным стеблем аккуратно обматываются полосками папиросной бумаги, окрашенной в нужный цвет. На поверхность листа наносится тиснение жилок.

Далее изготавливаются цветки. Так, цветки пролески, ириса выполнены из ткани необходимого цвета, если нужно подкрашенной.

Кочин Н.Н. Пролеска сибирская. 1960–1977 гг. Из собрания ГВСМЗ
Кочин Н.Н. Пролеска сибирская. 1960–1977 гг. Из собрания ГВСМЗ

У латука татарского лепестки из бумаги, а тычинки из окрашенных ниточек, причем на каждой тычинке приклеенным комочком манной крупы выполнен пыльцевой мешок. Из манной же крупы выполнена корзинка поповника, окруженная лепестками из ткани.

Кочин Н.Н. Поповник. 1960–1977 гг. Из собрания ГВСМЗ
Кочин Н.Н. Поповник. 1960–1977 гг. Из собрания ГВСМЗ

У одуванчика лепестки сделаны из окрашенной папиросной бумаги. Каждый цветок крепится на проволоку и ее концом приматывается к проволоке стебля.

Для изготовления плодов используется окрашенный пенопласт или глина. Каждая ягодка насаживается на проволоку и прикрепляется ею к стеблю.

Кочин Н.Н. Земляника. 1960–1977 гг. Из собрания ГВСМЗ
Кочин Н.Н. Земляника. 1960–1977 гг. Из собрания ГВСМЗ

Но все это только сухие слова... Лишь внимательно рассматривая произведения Николая Николаевича Кочина, начинаешь понимать, какой колоссальный труд, глубокие знания окружающего мира, большую любовь к природе и к своему труду вложил художник в свои замечательные произведения.

В фондовых коллекциях музея-заповедника хранится 1666 предметов, выполненных его руками, – 1605 растений и 61 чучело. Именно с этих знаковых экспонатов и начиналась нынешняя естественнонаучная экспозиция. Черника и мать-и-мачеха, заячья капуста и кувшинка, синица и ласка – замершее прекрасное мгновение встретит вас на выставке в Музее природы.

-8

В. Горькавый