Знаю сразу несколько примеров, когда в расставленную продавцом ловушку, попадал он сам.
Проиллюстрирую конкретным примером. Речь пойдет о предварительном договоре.
Предварительный договор — хитрая штука. Вроде бы он гарантирует заключение основного договора обеим сторонам, но на практике использовать статью 429 ГК для понуждения контрагента заключить договор имеет смысл только покупателю.
Для продавца такие попытки могут иметь плачевные последствия.
Выгодная сделка
Продавец, проживавший в хорошем загородном доме, решил его продать и перебраться в город.
Он не готов был сделать это немедленно, так как на земельном участке произрастали высаженные им сельхозкультуры, и он намеревался собрать урожай.
Покупатель на добротный дом нашелся быстро, и несмотря на то, что продавец заломил цену значительно выше рыночной, покупатель неожиданно согласился. Видно было, что человек плохо представляет себе реальную стоимость загородной недвижимости.
В начале июня стороны подписали предварительный договор, в котором установили обязанность заключить основной договор не позднее 1 октября.
Обстоятельства изменились
В начале сентября покупатель позвонил продавцу и сообщил, что его финансовая ситуация неожиданно изменилась в худшую сторону и теперь он не может позволить себе такую покупку.
Продавец в это не поверил. Он понимал, что скорее всего покупатель просто изучил ценовые предложения по аналогичным объектам и понял невыгодность такой покупки.
Продавец проконсультировался с юристом, который растолковал ему содержание статьи 429 ГК в части права любой из сторон при уклонении другой стороны понудить её заключить договор.
Юрист — ну просто молодец. Читаем статью, пересказываем клиенту простым языком, судебную практику по таким делам не смотрим — зачем усложнять, в статье ведь все ясно написано?
Судебный процесс
Продавец предъявил к покупателю судебный иск с требованием заключить договор на тех условиях, которые они согласовали в предварительном договоре.
И с треском процесс... выиграл.
Ура.
Покупатель в ходе судебного заседания пытался взывать к благоразумию продавца, заявлял, что он не сможет исполнить обязанность по оплате, потому что необходимой суммы у него нет.
Безуспешно.
Через некоторое время судебными приставами было возбуждено исполнительное производство.
Грациозное исполнение решения суда
Судебным приставам покупатель пояснил, что заключить договор во исполнение судебного решения согласен, но оплачивать ничего не собирается, поскольку гражданским законодательством установлено, что переход права собственности на недвижимое имущество переходит только после государственной регистрации, соответственно, и договор купли-продажи считается заключенным в момент регистрации, а не в момент подписания сторонами.
Вот будет заключен договор, тогда и будем вести речь об оплате. Такова позиция покупателя.
В этой ситуации у продавца был последний шанс что-то изменить — нужно было срочно отзывать исполнительный лист. Но ни он, ни его юрист этого не сделали.
Договор был зарегистрирован, право собственности на дом перешло к покупателю.
Никаких денег он не заплатил. Благополучно проиграл еще один процесс, но денег у него нет. От собственного имущества, на которое можно обратить взыскание он избавился еще до первого процесса.
Между первым и вторым процессом продал и переданный ему насильно по договору дом с земельным участком.
Продавец остался и без денег, и без дома.
Скажете мошенничество? А какое мошенничество? Покупатель не хотел заключать договор, всячески открещивался от этого, в суде заявлял, что ничего подобного не желает.
Продавец сам «всучил» ему имущество.
А покупатель тут не причем. У него просто денег нет. Он и в суде об этом говорил.
Разве он виноват?
Первая редакция этого материала опубликована в моем блоге на платформе GOLOS.ID
Поставьте, пожалуйста, палец вверх, если материал был полезен.
Канал «О праве по-русски» ищет постоянных читателей. Подпишитесь, если хотите видеть в своей ленте серьезные юридические тексты, написанные простым языком